Виды Дисциплинарной Ответственности Применяемые К Пед Работнику Из Закона Об Образовании

Содержание

Дисциплинарное взыскание педагогическому работнику

Обязанность работника добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и трудовую дисциплину предусмотрена в статье 21 Трудового кодекса Российской Федерации. При заключении трудового договора работник обязуется соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка (ст. 56 ТК РФ).

обязанности администрации учреждения по организации трудового процесса, включая обязанность применять меры поощрения за образцовый труд и привлекать при необходимости к ответственности за недобросовестное отношение к труду.

Дисциплинарная ответственность педагогических работников

Дисциплина труда – это обязательное подчинение всех работников нормам поведения, установленными нормативно-правовыми актами трудового законодательства. Работодатель поощряет работников, которые добросовестно выполняют свои обязанности. [5]Существуют разные виды поощрений: объявление благодарности, премирование, награждение ценным подарком, почетной грамотой и т.д. Применение таких мер, безусловно стимулирует работников на достижение еще больших результатов в труде. Однако существует и обратная сторона, когда работник не надлежаще исполняет свои должностные обязанности, что является нарушением дисциплины труда и влечет возложение дисциплинарной ответственности [3]. Дисциплинарная ответственность в РФ устанавливается за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником трудовых обязанностей, предусмотренных ст. 21 ТК РФ, среди которых:

Должностные обязанности закрепляются в трудовом договоре, а также локальными актами, например должностной инструкцией. Среди мер ответственности за дисциплинарные проступки предусматриваются следующие виды наказаний:

Дисциплинарная ответственность обучающихся образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в соответствии с новым Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»

Есть основания полагать, что данные нормы, во многом воспроизводящие нормы трудового законодательства в отношении дисциплинарных взысканий к работникам, будут применяться аналогичным трудовым нормам образом, в частности, их несоблюдение будет рассматриваться как нарушение порядка применения дисциплинарного взыскания.

выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности;

Ответственность педагогических работников

Кроме того, и это едва ли не самое главное: педагогический работник может быть принужден к возмещению ущерба в полном размере (т.е. даже в случае превышения данного ущерба размера месячного заработка работника) в ряде случаев. К этим случаям закон относит (ст. 243 ТК РФ):

Дисциплинарное расследование нарушений педагогическим работником норм профессионального поведения и (или) устава образовательного учреждения может быть проведено только по поступившей на него жалобе, поданной в письменной форме. Копия жалобы обязательно должна вручаться педагогическому работнику.

Дисциплинарное взыскание педагогическому работнику

появление на работе (на своем рабочем месте либо на территории организации или объекта, где по поручению работодателя работник должен выполнять трудовую функцию) в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

разглашение охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, в том числе разглашение персональных данных другого работника;

Специфические основания привлечения к дисциплинарной ответственности педагогических работников

Педагогические работники образовательного учреждения могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности за грубое нарушение устава образовательного учреждения (далее — нарушение устава). Более того, п. 1 ст. 336 ТК РФ предусмотрено, что повторное в течение года грубое нарушение устава является дополнительным основанием увольнения педагогических работников.
Устав образовательного учреждения разрабатывается на основе соответствующего типового положения*(1) и утверждается учредителем. Уставы федеральных государственных образовательных учреждений утверждаются непосредственно Правительством РФ*(2).
В уставе может быть прямо предусмотрен перечень грубых нарушений устава. Если перечень отсутствует, грубым нарушением устава может быть признано систематическое неисполнение (или ненадлежащее исполнение) педагогическим работником обязанностей, предусмотренных уставом, а также нарушение положений устава, запрещающих педагогическому работнику совершение определенных действий. Однако в случае обращения работника в суд с иском о восстановлении на работе работодателю потребуется обосновать свою субъективную оценку двух нарушений устава в качестве грубых. Поэтому перечень грубых нарушений желательно предусмотреть в уставе.
Устав образовательного учреждения, как правило, называет обязанность педагогического работника соблюдать нормы различных локальных нормативных актов образовательного учреждения, например, правил внутреннего распорядка. Нарушение их (систематические опоздания педагогического работника без уважительных причин к началу занятий, пропуски педагогических, методических советов, в которых он должен принимать участие, и т.д.) также может быть отнесено к грубым нарушениям устава.
Непосредственно факт грубого нарушения устава должен быть подтвержден соответствующими документами (актами, объяснительными или докладными записками, представлениями и (или) показаниями свидетелей), после чего необходимо издать приказ о наложении дисциплинарного взыскания именно за грубое нарушение устава образовательного учреждения.
В каждом из нарушений устава необходимо установить вину педагогического работника.
Рассмотрим пример из судебной практики.
Родители учеников 7-го класса одной из школ Москвы обратились к директору школы с письменной жалобой на поведение учительницы физики З., накричавшей во время проведения лабораторной работы 19.11.2022 на учеников С., Б., Ю. и А., которые неаккуратно, по ее мнению, обращались с оборудованием, и позволившей себе оскорбительные высказывания в их адрес. Корректное поведение по отношению к обучающимся входит в круг обязанностей педагогического работника, перечисленных в уставе школы, поэтому директор школы после проведения соответствующего дисциплинарного расследования пришел к выводу о грубом нарушении З. устава школы и объявил ей выговор. Приказ о наложении дисциплинарного взыскания был издан 24.11.2022.
05.02.2022 на имя директора школы поступила письменная жалоба от родителей ученика 9-го класса Р., в которой указывалось, что 04.02.2022 их сын Р. на уроке физике был удален учительницей З. из класса за неприготовленное домашнее задание. Из объяснения родителей следовало, что Р. не решил задачи по физике, которые были заданы на дом, поскольку 03.02.2022 принимал участие в соревнованиях по плаванию в рамках проведения первенства г. Москвы по плаванию среди юношей.
Кроме того, завуч средней школы 04.02.2022 подала директору докладную записку, в которой было указано, что 4 февраля ученик 9-го класса Р. на третьем уроке сидел на скамейке около раздевалки на 1-м этаже школы, объяснив, что учительница З. попросила его покинуть класс из-за невыполненного домашнего задания.
Директор школы принял решение о проведении дисциплинарного расследования. В объяснительной записке, которая была затребована у З., указывалось, что Р. действительно не выполнил домашнее задание, но за это из класса он удален не был, а сам попросил разрешения покинуть класс, поскольку у него болела голова и он хотел обратиться в медицинский кабинет. Однако медицинская сестра школы подтвердила, что Р. за медицинской помощью 04.02.2022 не обращался.
Приказ об увольнении З. по п. 1 ст. 336 ТК РФ за повторное в течение года грубое нарушение устава образовательного учреждения был подписан 10.02.2022.
З. обратилась в суд с иском о восстановлении на работе и об оплате времени вынужденного прогула, указав в исковом заявлении, что в уставе школы отсутствует перечень грубых нарушений устава, и поэтому ее действия не могут быть признаны грубым нарушением устава школы.
Ученики 9-го класса Я., В., Ш., К., привлеченные судом в качестве свидетелей, показали, что З., рассердившись на Р. за невыполненное домашнее задание, накричала на него и потребовала, чтобы Р. вышел из класса.
Суд, выслушав стороны, исследовав показания свидетелей и изучив письменные доказательства по делу, пришел к выводу, что увольнение является законным и обоснованным, поскольку действия, за которые З. была уволена, действительно имели место и могут считаться грубым нарушением устава школы. Во-первых, некорректное поведение по отношению к обучающимся является нарушением обязанностей педагогического работника, определенных уставом школы. Во-вторых, в уставе школы была указана обязанность педагогического работника выполнять правила внутреннего трудового распорядка, которые, в свою очередь, предусматривают запрещение педагогическим и другим работникам школы удалять учащегося с урока.
Также суд указал, что отсутствие в уставе школы самостоятельного перечня грубых нарушений устава еще не означает, что увольнение по п. 1 ст. 336 ТК РФ невозможно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей педагогического работника, установленных уставом образовательного учреждения, должностной инструкцией, нарушение правил внутреннего трудового распорядка могут быть признаны грубым нарушением указанного устава, поскольку им предусмотрена обязанность работника образовательного учреждения соблюдать требования соответствующих локальных нормативных актов.

Рекомендуем прочесть:  Пособия На Детей Для Малоимущих Семей В Краснодаре В 2022 Году

Применение методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника, являются согласно п. 2 ст. 336 ТК РФ, пп. 2 п. 4 ст. 56 Закона N 3266-1 дополнительным основанием увольнения педагогического работника.
Для увольнения работника по данному основанию достаточно одного случая применения в процессе воспитательной деятельности физического или психического насилия над личностью обучающегося, воспитанника. Факт применения таких методов воспитания должен быть доказан.
Увольнение по данному основанию возможно за совершение педагогическим работником указанных виновных действий не на работе. Важно установить вину педагога: если он защищался от нападения малолетних хулиганов и применил физическую силу, это не может стать основанием его увольнения.
Физическое или психическое насилие представляет собой умышленное причинение обучающемуся или воспитаннику физических или нравственных страданий с целью наказания за совершение определенного проступка либо с целью насильственного принуждения к совершению каких-либо действий. Физическое насилие может выражаться в нанесении ударов, побоев, в совершении иных действий, причиняющих физическую боль, в причинении телесных повреждений различной степени тяжести, в принудительной изоляции обучающегося, воспитанника и т.п.
Более широким является понятие «психическое насилие» — негативное воздействие на психику обучающегося, воспитанника, причиняющее ему нравственные страдания, которое может проявляться в форме оскорблений, угроз (в том числе угроз применения физического насилия), высказываний, унижающих человеческое достоинство, и т.д.
Формами психического насилия являются:
— шантаж;
— угрозы в адрес обучающегося, воспитанника (в том числе угроза ударить, выгнать из образовательного учреждения и т.д.);
— преднамеренная изоляция обучающегося;
— предъявление к обучающемуся чрезмерных требований, не соответствующих возрасту;
— оскорбление и унижение достоинства;
— систематическая необоснованная критика ребенка, выводящая его из душевного равновесия (высмеивание поведения ребенка перед всем классом, группой учащихся, воспитанников, распространение о нем негативных слухов и т.д.);
— постоянная негативная характеристика обучающегося;
— демонстративное негативное отношение к обучающемуся и т.д.;
— принуждение обучающихся, воспитанников к вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, а также принудительное привлечение их к участию в деятельности этих организаций и агитационных кампаниях, политических акциях.
Подтвердить факт применения физического и (или) психического насилия можно при помощи медицинского заключения, свидетельских показаний и др. В качестве свидетелей могут выступать дети, которые находились во время совершения акта физического и (или) психического насилия в классе или в группе. Поэтому суды обращают особое внимание на конкретность, последовательность и согласованность показаний свидетелей, а также на возможность подтвердить данные показания косвенными доказательствами.
Следует обратить особое внимание на то, что в соответствии с п. 2 ст. 55 Закона N 3266-1 дисциплинарное расследование нарушений педагогическим работником образовательного учреждения норм профессионального поведения и (или) устава данного образовательного учреждения может быть проведено только по поступившей на него жалобе, поданной в письменной форме. Копия жалобы должна быть передана данному педагогическому работнику. В случае нарушения этих требований законодательства наложение дисциплинарного взыскания может быть признано незаконным.
Так, Определением Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ N 33-2309 от 07.07.2022 отменено решение суда в отношении Ш., который 25.03.2022 был уволен по инициативе администрации по п. 2 ст. 336 ТК РФ за применение методов воспитания, связанных с физическим и психическим насилием над личностью обучающегося. Истец отрицал факт физического насилия, а удаление с урока не может расцениваться как психическое насилие.
Суд указал, что, как видно из материалов дела, жалобы на истца от учащихся не поступали, копии истцу не вручались. Проведение дисциплинарного расследования было назначено, однако результатов его в деле нет.
Кроме того, коллективным договором детского дома-школы предусмотрена дополнительная гарантия соблюдения прав преподавателей в случае признания целесообразным увольнения работника школы за применение непедагогических методов воспитания, связанных с физическим и психологическим насилием над личностью ребенка, необходимо согласование с профсоюзным комитетом. Вывод суда о том, что данный пункт коллективного договора противоречит трудовому законодательству, противоречит ст. 41 ТК РФ. При данных обстоятельствах увольнение не может быть признано законным и подлежит отмене.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ N 33-2831 от 18.08.2022 также отменено решение об увольнении педагогического работника. Верховный суд указал, что орган, рассматривающий трудовой спор, должен проверить соответствие наложенного дисциплинарного взыскания тяжести совершенного проступка.
К. обратился в суд с иском о восстановлении на работе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, ссылаясь на то, что работал в МОУ ДОД педагогом дополнительного образования. Приказом от 30.12.2022 он был уволен по ст. 336 п. 2 ТК РФ. Поводом к увольнению послужило нарушение прав учащихся, рукоприкладство, но дисциплинарных проступков он не совершал. Педагог услышал удар по двери кабинета, когда вышел в коридор, увидел П., у которого в руках была теннисная ракетка. Он сделал ему замечание и сказал, чтобы тот отдал ракетку, что П. и сделал. Происходящее видели Ч. и М. На следующий день М. потребовала от него объяснение по данному факту, но забрала его, не дав написать объяснение до конца.
Представитель истца требования доверителя поддержал, указав, что факт применения насилия к П. не подтвержден, кроме того, был нарушен порядок увольнения: не было истребовано объяснение, истца своевременно не ознакомили с приказом, не был составлен акт об отказе от дачи объяснения и от росписи в приказе.
Представитель ответчика директор МОУ ДОД М. иск не признала, пояснив, что 24.12.2022 Ч. сообщила ей, что К. ударил рукой по лицу П. Она видела, что щека у мальчика была красная, он был в истерике, плакал, кричал, чтобы К. вернул ракетку. Последний стал угрожать ему. Объяснение истец передал ей недописанным до конца, без подписи, от подписи об ознакомлении с приказом об увольнении истец отказался. Истец обжаловал приказ, вышестоящие органы признали его законным.
Отменяя решение, судебная коллегия указала следующее.
Факт применения насилия истцом был установлен в судебном заседании на основании показаний свидетелей. Суд проверил порядок наложения дисциплинарного взыскания.
Отказывая истцу в удовлетворении иска, суд отметил, что при увольнении ответчик учел тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, отношение работника к содеянному, воспитательное значение взыскания, сделав вывод о соответствии дисциплинарного взыскания тяжести совершенного проступка.
Между тем при постановке решения суд не учел данные о личности К., поведение истца, предшествующее увольнению, его отношение к работе. В материалах дела имеются характеристика истца, выданная директором М., в которой К. характеризуется с положительной стороны; благодарственные письма, грамоты; копии статей из газет с положительными отзывами о нем, в том числе и директора М. Кроме того, к делу приобщены копии писем с положительными отзывами в отношении К. от матери П., его брата, объяснения родителей и детей. Из протокола судебного заседания следует, что указанные материалы судом не исследовались, в решении им не дана оценка.
Аналогичное решение вынесла и Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда (Определение от 11.04.2022 по делу N 33-1038).
Истица обратилась в суд с названным иском, указывая, что 5 она была незаконно уволена с должности учителя начальных классов по п. 2 ст. 336 ТК РФ из-за применения методов воспитания, связанных с физическим насилием над личностью обучающегося. Решением Новоусманского районного суда г. Воронежа от 27.01.2022 иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Новоусманской средней общеобразовательной школы N 4 и кассационном представлении Новоусманского районного прокурора ставится вопрос об отмене решения как необоснованного. Однако судебная коллегия не нашла оснований к отмене решения суда первой инстанции.
При рассмотрении дела районный суд правильно учитывал, что возможность увольнения педагогического работника из-за применения методов воспитания, связанных с физическим насилием над личностью обучающегося, в качестве дополнительного основания прекращения трудового договора предусмотрена п. 2 ст. 336 ТК РФ.
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства, суд пришел к обоснованному выводу о совершении истицей данного дисциплинарного проступка. Однако, удовлетворяя заявленные требования, суд правомерно принял во внимание, что при решении вопроса о наложении взыскания на истицу ответчиком не в полной мере были учтены обстоятельства совершения проступка, ее предшествующее поведение и отношение к труду.
Вывод суда о необходимости удовлетворения иска о восстановлении на работе в связи с тем, что хотя проступок и имел место, но увольнение произведено без учета изложенных обстоятельств, соответствует разъяснениям Верховного суда, изложенным в п. 53 Постановления от 17.03.2022 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации».

Рекомендуем прочесть:  Можно ли построить дом на землях сельхозназначения

Особенности дисциплинарной ответственности педагогических работников статья на тему

Согласно п. 2 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» дисциплинарное расследование нарушений педагогическим работником образовательного учреждения норм профессионального поведения и (или) устава данного образовательного учреждения может быть проведено только по поступившей на него жалобе, поданной в письменной форме. Копия жалобы должна быть передана данному педагогическому работнику.

Отказ нарушителя дать объяснения в письменной форме (в течение 2 рабочих дней) является основанием для составления работодателем акта об отказе от дачи объяснений, который составляется в присутствии непосредственного руководителя работника и других свидетелей.

Дисциплинарная ответственность обучающихся

Для достижения цели меры дисциплинарной ответственности решают следующие задачи: упорядочивание внутренних взаимоотношений, регламентация поведения всех участников образовательного и воспитательного процесса; воспитание гражданственности; уважение прав и свобод других лиц; обеспечение интеллектуального, культурного, нравственного и физического развития обучающихся; формирование правового, позитивного поведения обучающегося; содействие формированию положительных черт его личности; способствование формированию стойкой привычки соблюдения правил поведения в образовательном учреждении, общественно-одобряемых деяний.

Таким образом, особенностью дисциплинарной ответственности обучающегося является то, что она применяется на основании совершенного дисциплинарного проступка, как противоправного, виновного нарушения обучающимся обязанностей, предусмотренных законодательством, подзаконными нормативными правовыми актами и локальными актами образовательного учреждения.

Дисциплинарная ответственность обучающегося

Таким образом, перечень деяний обучающихся, квалифицируемых как дисциплинарные проступки, фактически был передан на усмотрение образовательного учреждения, которое самостоятельно подготавливает свой устав и правила внутреннего распорядка и по своему усмотрению формулирует перечень требований, нарушения которых обучающимися могут быть расценены как дисциплинарные проступки. В результате может иметь место неоднозначное понимание сущности дисциплинарного проступка и мер дисциплинарного воздействия. Помимо этого, уставы и правила внутреннего распорядка многих вузов и иных образовательных учреждений иногда признают дисциплинарными проступками деяния, не связанные с образовательным процессом.

Применение дисциплинарного взыскания к обучающемуся возможно при наличии трех условий. Первое из них — необходимо доказать, что учащийся совершил дисциплинарный проступок. Второе — совершенный дисциплинарный проступок должен быть противоправным, т. е. совершенным с нарушением закона или иного нормативного акта. Третье условие — дисциплинарное взыскание может применяться, если в действии лица, его совершившего, есть вина (в форме умысла или неосторожности). Иными словами, дисциплинарная ответственность может наступать при условии, если обучающийся виновен в нарушении дисциплины, т. е. допустил нарушение умышленно или по неосторожности. Нарушение, происшедшее не по вине обучающегося, не может повлечь дисциплинарной ответственности. Четвертое условие — наличие причинной связи между действием (бездействием) обучающегося и наступившими последствиями.

Рекомендуем прочесть:  Паправки По Строгому Рижиму 2022г

Дисциплинарная ответственность педагогических работников

Правовая ответственность применительно к субъектам образовательных правоотношений может быть условно подразделена на образовательно-правовую ответственность (предусмотренную образовательным законодательством) и ответственность «обычную», т.е. предусмотренную нормами традиционны отраслей права, прежде всего, трудовым, гражданским и административным. Эта относительность и отражает специфику образовательных отношений, проявляющуюся в том, что нормы, прежде всего, трудового и гражданского права, регулирующие эти отношения, приобретают «образовательно-правовой оттенок», т.е.
представляют собой «особенную» часть нормы образовательного права [25]. Так, образовательно-дисциплинарная ответственность педагогических работников в общем плане предусмотрена Законом РФ «Об образовании», причем эта ответственность во многом близка с ответственностью по трудовом праву. Это с одной стороны.

Статья 127 Возраст, по достижении которого наступае т дисциплинарная ответственность К дисциплинарной ответственности привлекается обучающийся, достигший к моменту совершения дисциплинарного проступка возраста четырнадцати лет. Статья 128 Меры дисциплинарного взыскания За совершение обучающимися дисциплинарного проступка устанавливается дисциплинарная ответственность, которая выражается в применении к нему мер дисциплинарного взыскания: замечание выговор отчисление Отчисление, как мера дисциплинарной ответственности, может быть применено за: -Длительное отсутствие (более тридцати дней без уважительных причин) на учебных занятиях в течение учебного года — Систематическое (повторное в течение учебного года) неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей обучающегося, если к нему ранее применялись меры дисциплинарного взыскания.

Виды дисциплинарных взысканий для пед работников

При каких условиях работник может быть привлечён к дисциплинарной ответственности? К дисциплинарной ответственности работник может быть привлечен за совершение дисциплинарного проступка при наличии обязательных условий, которые перечислены в статье 192 Трудового кодекса РФ. Четыре условия, при одновременном выполнении которых возможно привлечение работника к дисциплинарной ответственности: 1.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение работником трудовых обязанностей. 2. Наличие вины работника. Под виной подразумевается как сознательный умысел (работник осознает нарушение), так и неосторожность (работник не думал о последствиях, но должен был предвидеть, или же предвидел эти последствия, но легкомысленно надеялся их предотвратить).

Специфические основания привлечения к дисциплинарной ответственности педагогических работников

Так, Определением Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 07.07.2022 N 33-2309 отменено решение суда в отношении Ш., который 25.03.2022 был уволен по инициативе администрации по п. 2 ст. 336 ТК РФ за применение методов воспитания, связанных с физическим и психическим насилием над личностью обучающегося. Истец отрицал факт физического насилия, а удаление с урока не может расцениваться как психическое насилие.

Суд, выслушав стороны, исследовав показания свидетелей и изучив письменные доказательства по делу, пришел к выводу, что увольнение является законным и обоснованным, поскольку действия, за которые З. была уволена, действительно имели место и могут считаться грубым нарушением устава школы. Во-первых, некорректное поведение по отношению к обучающимся является нарушением обязанностей педагогического работника, определенных уставом школы. Во-вторых, в уставе школы была указана обязанность педагогического работника выполнять правила внутреннего трудового распорядка, которые, в свою очередь, предусматривают запрещение педагогическим и другим работникам школы удалять учащегося с урока.

Виды дисциплинарных взысканий для пед работников

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт. Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

При этом пункты 7 и 8 ст.81 ТК РФ выделены особо: эти два основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя могут рассматриваться в качестве дисциплинарного взыскания только при наличии дополнительных условий, а именно «…когда виновные действия, дающие основания для утраты доверия либо соответственно аморальный проступок совершены работником по месту работы в связи с исполнением трудовых обязанностей».

Дисциплинарная ответственность педагогического работника

В Кодексе об образовании рассматривается в виде следующих действий:опоздание или неявка без уважительных причин на учебные занятия;нарушения дисциплины в ходе образовательного процесса;несоблюдение в период прохождения практики режима рабочего времени;неисполнение требований педагогического работника;оскорбление участников образовательного процесса;распространения информации, наносящей вред здоровью обучающихся;порчи зданий, сооружении, оборудования или иного имущества учреждения образования;распития алкогольных напитков, слабоалкогольных, пива, употребления наркотических, психотропных, токсических средств либо появления в указанных местах в состоянии алкогольного, наркотического опьянения;курения табачных изделий в зданиях, общежитиях или иной территории учреждения образования.

Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под расписку в течение трех рабочих дней со дня его издания. При отказе работника подписать указанный приказ (распоряжение) составляется соответствующий акт. Работник вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в государственную инспекцию труда или органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, в том числе в суд.

Дисциплинарная ответственность работника: виды, особенности

К неисполнению или ненадлежащему исполнению работником трудовых обязанностей без уважительных причин относится, в частности, нарушение требований законодательства, обязательств по трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов руководителя, технических правил и тому подобное.По данным обстоятельствам можно привести пример из практики Ленинского районного суда г. Тамбова (приложение № 1).

Объективную сторону дисциплинарного проступка образуют противоправное деяние (действие или бездействие), причинение вреда работодателю и наличие причинной связи между противоправным деянием и наступившим вредом.

Дисциплинарные взыскания для педагогических работников

Каждое дисциплинарное нарушение работника должно быть документально засвидетельствовано. Без таких доказательств, работодатель не имеет права применять взысканий. При принятии решения о применении того или иного взыскания, работодатель должен объективно оценить вину работника, а также тот ущерб, который был нанесён его виновными действиями самому работодателю.

№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Порядком применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 марта 2022 г. № 185, уставом ОБПОУ «Курский автотехнический колледж» (далее – Колледж). 1.2. Настоящие Правила регулируют режим организации образовательного процесса, права и обязанности обучающихся, применение поощрения и мер дисциплинарного взыскания к обучающимся Колледжа.

Оцените статью
Ответы от Дежурного юриста на ЮрГрупп.ру