Порядок Определения Крупной Сделки Для Автономного Учреждения

Содержание

Энциклопедия решений

И наоборот, если оставить вопрос без должного внимания, существует риск втянуться в многочисленные судебные разбирательства, ведь «цена вопроса» довольно высока — сделка может быть признана недействительной, а руководитель учреждения несет ответственность в размере убытков, причиненных учреждению в результате совершения крупной сделки без согласования.

В какой-то мере порядок определения размера крупной сделки разъяснен в письмах Минфина России от 11.07.2022 N 02-06-07/2679, от 25.03..2022 N 02-06-10/9284, от 18.10.2022 N 02-06-10/43703, от 14.05.2022 N 02-07-07/27504, от 25.03.2022 N 02-07-10/17076. Однако эти письма снимают далеко не все вопросы, которые могут возникнуть на практике при отнесении определенных сделок к категории крупных. Кроме того, следует понимать, что письма финансового ведомства не являются нормативными правовыми актами и не содержат правовых норм (см. в частности, Правила, утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009).

Порядок Определения Крупной Сделки Для Автономного Учреждения

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 13 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ) крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.
Для целей Закона N 7-ФЗ крупной сделкой признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.
В Законе N 7-ФЗ четко не разъяснено, каким образом следует определять по данным бухгалтерской отчетности балансовую стоимость активов бюджетного учреждения.
В то же время из содержания письма Минфина России от 11.07.2022 N 02-06-07/2679 следует, что балансовая стоимость активов должна определяться исходя из показателей строки 410 Баланса государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730), то есть исходя из итоговой строки Актива Баланса (ф. 0503730). Аналогичные разъяснения давались специалистами финансового ведомства и позднее (письма Минфина России от 25.03.2022 N 02-07-10/17076, от 29.01.2022 N 02-13-06/296).
Позиция, выраженная в названных письмах финансового ведомства, объясняется, в частности, тем, что иных показателей бухгалтерской отчетности, кроме строки 410 Баланса (ф. 0503730), отражающих общую стоимость активов учреждения, Инструкцией, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2022 N 33н, не предусмотрено.
При этом отметим, что именно Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (п. 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2022 N 329). А учитывая положения ст. 165 БК РФ, вопрос утверждения порядка (методики) определения величины крупной сделки находится в компетенции Минфина России.
Таким образом, исчисление размера крупной сделки осуществляется бюджетным учреждением исходя из показателей строки 410 Баланса государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730).

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Исчисление размера крупной сделки осуществляется бюджетным учреждением исходя из показателей строки 410 Баланса государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730).

Крупные сделки бюджетных и автономных учреждений (Зернова И

Обратите внимание! При рассмотрении предложения руководителя учреждения о совершении крупной сделки положения п. 6 ст. 12 Федерального закона N 174-ФЗ о том, что уставом автономного учреждения может быть установлена возможность учета при определении наличия кворума и результатов голосования представленного в письменной форме мнения члена наблюдательного совета, отсутствующего на заседании по уважительной причине, а также возможность принятия решений наблюдательным советом путем проведения заочного голосования, применены быть не могут.

Пример. Балансовая стоимость активов учреждения, отраженная по строке 410 баланса (ф. 0503730), на 01.07.2022 составила 30 500 000 руб.
Крупной сделкой будет считаться сделка, превышающая сумму в 3 050 000 руб. (30 500 000 руб. x 10%).

Крупная сделка для автономных учреждений

При определении минимальной величины крупной сделки автономного учреждения учитывается сумма активов по последнему балансу (стр.410 гр.8) без уменьшения ее на сумму долгов . Можно ли считать суммой долгов в активе, если у нас в стр.230 гр. 8 баланса стоит (-) отрицательная сумма -дебетовый остаток по доходам счет 205, сумма переплаты, которую возвращаем, или под суммой долгов понимается только кредиторская задолженность .

Рекомендуем прочесть:  Помощь молодой семье получить субсидию екатеринбург

Отнесение сделок, совершаемых автономными учреждениями, к числу крупных осуществляется исходя из балансовой стоимости их активов, определяемой по данным бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату. Помимо основных средств, материальных запасов, готовой продукции в состав активов учреждения также включаются денежные средства, дебиторская задолженность и другие показатели. Для определения величины крупной сделки следует исходить из общей стоимости активов независимо от того, по какому виду финансового обеспечения (деятельности) автономного учреждения данные активы учтены, то есть для расчета следует использовать данные графы 10, строки 410 Баланса по ф. 0503730. От суммы, указанной в Балансе, рассчитать 10 процентов. Именно эта сумма будет являться предельной в части согласования сделок. Возможность исключить из расчета минусовый остаток по счету 0.205.00.000, отраженный в активе баланса, законодательством не установлена. Поэтому во избежание конфликтов с проверяющими органами рекомендуется согласовать данные действия с учредителем. Следует заметить, что Уставом автономного учреждения может быть предусмотрен и меньший размер крупной сделки.

Крупные сделки и сделки с заинтересованностью автономных учреждений

  1. являются в сделке стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем;
  2. владеют (каждый в отдельности или в совокупности) двадцатью и более процентами голосующих акций акционерного общества или превышающей двадцать процентов уставного капитала общества с ограниченной или дополнительной ответственностью долей либо являются единственным или одним из не более чем трех учредителей иного юридического лица, которое в сделке является контрагентом автономного учреждения, выгодоприобретателем, посредником или представителем;
  3. занимают должности в органах управления юридического лица, которое в сделке является контрагентом автономного учреждения, выгодоприобретателем, посредником или представителем.

Нельзя исключить вероятность того, что при применении ст. 14 Федерального закона N 174-ФЗ возникнут проблемы с определением стоимости имущества, являющегося предметом сделки, поскольку в соответствии с ч. 5 ст. 3 Федерального закона N 174-ФЗ, недвижимое имущество, закрепленное за автономным учреждением или приобретенное автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества, а также находящееся у автономного учреждения особо ценное движимое имущество подлежит обособленному учету в установленном порядке. При этом не определено, в чем именно заключается установленный порядок, и не ясно, должно ли данное имущество учитываться при определении стоимости активов автономного учреждения, от которой будут исчисляться установленные ст. 14 Федерального закона N 174-ФЗ 10 процентов.

Об утверждении порядка предварительного одобрения совершения муниципальным автономным учреждением крупных сделок, порядка предварительного одобрения сделок с участием автономного учреждения, в совершении которых имеется заинтересованность

6. Решение об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, принимается большинством голосов членов наблюдательного совета, не заинтересованных в совершении этой сделки. В случае, если лица, заинтересованные в совершении сделки, составляют в наблюдательном совете, решение об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, принимается учредителем автономного учреждения.

В соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 Федерального закона -ФЗ «Об автономных учреждениях», на основании постановления Администрации города Губкинского «О порядке осуществления органами местного самоуправления функций и полномочий учредителя муниципального учреждения», Администрация города Губкинского п о с т а н о в л я е т:

Определение размера крупной сделки в бюджетных учреждениях с

По общему правилу, установленному законодательством, крупной сделкой признается сделка при условии, что ее цена либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости активов учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату. Бюджетные (автономные) учреждения при этом вправе определить уставом меньший размер крупной сделки.

Отчетность за 2022 год бюджетные (автономные) учреждения представляли по обновленным формам. В частности, изменилась и форма Баланса (ф. 0503730). Соответственно, показатель строки 410 графы 10 Баланса (ф. 0503730) с 01.01.2022 уже не является контрольной цифрой для расчета размера крупной сделки.

Об определении размера крупной сделки в 2022 году

Таким образом, при составлении баланса (ф. 0503730) за 2022 год отражение дебиторской и кредиторской задолженности по указанным счетам приведет к изменению вступительного баланса на начало отчетного периода (2022 года). Согласно п. 72 Инструкции № 33н данные об изменении показателей на начало отчетного периода вступительного баланса (относительно баланса, представленного за предшествующий отчетный год (2022 год)) отражаются в сведениях об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773).

Руководитель автономного учреждения несет перед автономным учреждением ответственность в размере убытков, причиненных автономному учреждению в результате совершения крупной сделки с нарушением приведенных требований, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной (п. 3 ст. 14 Федерального закона № 174- ФЗ).

Способ определения балансовой стоимости активов при заключении крупной сделки

  1. Расчет стоимости активов на последнюю отчетную дату, которая предшествует подписанию контракта.
  2. Расчет соотношения стоимости заключаемого контракта и активов общества – в случае превышения итоговым показателем порога 25% следует провести более тщательный анализ операции.
  3. Определение причинно-следственной связи с имуществом организации.
  4. Установление взаимосвязи с прочими контрактами, имеющими аналогичный смысл.
  5. Выявления факта причисления операции к категории обычной хозяйственной деятельности.

Не принадлежат к обычной хозяйственной деятельности и сделки, которые не свойственны данной организации: договор цессии, уступки доли в уставном капитале иного ооо, ипотечный договор, покупка и продажа векселей, покупка дорогостоящих основных средств. Конкретный перечень сделок, принадлежащих к обычной хозяйственной деятельности общества, законодательно не установлен. Для участия в тендере в ряде ситуаций требуется должным образом составленная справка о крупности сделки.

Рекомендуем прочесть:  Пересмотр Приговора По Ст 162 Ч 2 В Связи С Изданием Закона От 03072022г

Вправе ли автономные и бюджетные учреждения совершать крупные сделки? Различается ли порядок их совершения для разных типов учреждений

Основное условие – цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества должна превышать 10% балансовой стоимости активов автономного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату (если уставом не предусмотрен меньший размер крупной сделки) (ст. 14 Федерального закона от 03.11.2022 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»).

Риск признания сделки недействительной невелик. Во-первых, ограничен круг лиц, имеющих право предъявить иск: либо учредитель, либо само учреждение (например, при смене руководства). Во-вторых, чтобы сделку признали недействительной, истцу придется доказать, что другая сторона сделки знала (или должна была знать) об отсутствии предварительного согласия учредителя. Понятно, что найти такие доказательства зачастую непросто.

Крупные сделки и сделки с заинтересованностью автономных учреждений

4 135 Трибуна молодого ученого может быть использовано в дальнейшем при рассмотрении споров о крупных сделках с участием хозяйственных обществ. Интерес вызывают направленные на ограничение полномочий руководителя учреждения положения ст. 14 Федерального закона 174-ФЗ о возможности снижения, если это предусмотрено уставом автономного учреждения, размера крупной сделки. Если мы обратимся к ст. 78 Федерального закона 208-ФЗ, то увидим допущение об установлении «иных случаев», при которых на совершаемые обществом сделки распространяется порядок одобрения крупных сделок. На практике это выражается в распространении режима совершения крупных сделок на сделки с имуществом иной, нежели указано в законе, стоимости, и на отдельные виды имущества, например на недвижимость. Статья 46 Федерального закона 174-ФЗ позволяет увеличить стоимостной порог крупной сделки, расширяя таким образом полномочия единоличного исполнительного органа общества. Налицо три различных варианта правового регулирования одного правового института. Объяснения дифференцированного подхода к регулированию крупных сделок следует искать в особенностях функционирования юридических лиц различных организационно-правовых форм. Во-первых, следует отметить, что в отношении акционерных обществ законодатель закрепил возможность только распространить на иные случаи режим одобрения крупных сделок, не сказав при этом, что такие сделки признаются крупными. Во-вторых, можно предположить, что использованное слово «также» позволяет только дополнить перечень подлежащих одобрению сделок, снизив стоимостной порог таких сделок по сравнению с законодательно установленным стоимостным порогом. Иными словами, акционеры не могут по собственному усмотрению предоставить единоличному исполнительному органу общества прав больше, чем предоставлено законом. Это связано с тем, что акционерное общество мыслится в качестве некоей публичной компании, объединяющей капиталы неопределенно большого количества лиц, интересы каждого из которых должны быть защищены от возможных злоупотреблений. Иную роль в осуществлении предпринимательской деятельности законодатель отвел обществам с ограниченной ответственностью, что выражается прежде всего в установлении максимального количества участников общества (абз. 1 п. 3 ст. 7 Федеральный закон 14-ФЗ). Исходя из этого и в силу ряда других обстоятельств, предполагается большая вовлеченность участников в управление делами общества, что, с одной стороны, усиливает их контроль за единоличным исполнительным органом общества, а с другой позволяет расширить его полномочия и увеличить размер крупной сделки. В отношении автономных учреждений законодателем был избран третий вариант регулирования крупных сделок: в уставе автономного учреждения размер крупной сделки может быть только снижен, т. е. полномочия руководителя могут быть только ограничены. Это, очевидно, связано с необходимостью защитить интересы государства как собственника передаваемого автономному учреждению имущества от возможных злоупотреблений или исключить их. На наш взгляд, говорить о возможности установления единого правового режима этой составляющей крупных сделок юридических лиц различных организационно-правовых форм преждевременно, поскольку дифференцированный подход имеет под собой достаточные основания. Нельзя исключить вероятность того, что при применении ст. 14 Федерального закона 174-ФЗ возникнут проблемы с определением стоимости имущества, являющего-

7 Журнал российского права го учреждения или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии одобрения сделки наблюдательным советом автономного учреждения. Эта формулировка ч. 2 ст. 15 Федерального закона 174-ФЗ существенно отличается от аналогичных формулировок федеральных законов о хозяйственных обществах, поскольку включает в предмет доказывания по заявленному иску такое обстоятельство, как осведомленность контрагента учреждения о наличии нарушения. Предложения о включении аналогичных положений делались в отношении текста Федерального закона 208-ФЗ и Федерального закона 14-ФЗ, что объясняется стремлением защитить контрагентов обществ и внести определенность в их положение. Указание на необходимость доказывать осведомленность контрагента смещает баланс защиты интересов в сторону контрагента 14. Новеллой в регулировании института крупных сделок также является то, что ответственность, которую несет руководитель автономного учреждения в размере убытков, 14 В то же время нельзя не обратить внимание на позицию Комитета Государственной Думы по собственности (заключение от 18 мая 2022 г /2.2) о перспективах признания крупных сделок автономного учреждения недействительными: «Можно утверждать, что в рамках гражданского процесса практически невозможно доказать, что другая сторона сделки знала или должна была знать об отсутствии одобрения крупной сделки, тем более что решения наблюдательного совета не относятся к документам, к которым обеспечен открытый доступ. Таким образом, возможность признания крупной сделки недействительной является иллюзорной. Применительно к крупной сделке и сделке с заинтересованностью представляется неправомерным ставить в зависимость от информированности другой стороны вопрос о недействительности такой сделки» // СПС «КонсультантПлюс». 138 причиненных автономному учреждению в результате совершения крупной сделки с нарушением требований Федерального закона 174-ФЗ, независимо от признания сделки недействительной. Особенности регулирования отношений по совершению крупных сделок автономными учреждениями сможет выявить только практика, которая, в свою очередь, нуждается в теоретической разработке обозначенных вопросов. Пока можно сказать, что законодательство, регулируя одинаковые общественные отношения, устанавливает разные правила для различных юридических лиц. Не менее интересны нормы Федерального закона 174-ФЗ о сделках с заинтересованностью. Согласно ст. 16 Федерального закона 174-ФЗ заинтересованными в совершении сделки могут быть признаны члены наблюдательного совета, руководитель учреждения и его заместители, если один из них, его супруг (в том числе бывший), родители, бабушки, дедушки, дети, внуки, полнородные и неполнородные братья и сестры, а также двоюродные братья и сестры, дяди, тети (в том числе братья и сестры усыновителей этого лица), племянники, усыновители, усыновленные, если: 1) являются в сделке стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем; 2) владеют (каждый в отдельности или в совокупности) двадцатью и более процентами голосующих акций акционерного общества или превышающей двадцать процентов уставного капитала общества с ограниченной или дополнительной ответственностью долей либо являются единственным или одним из не более чем трех учредителей иного юридического лица, которое в сделке является контрагентом автономного учреждения, выгодоприобретателем, посредником или представителем; 3) занимают должности в органах управления юридического лица,

Рекомендуем прочесть:  Ответственность Снт Получение Членских Взносов Наличными

Банк экспертных заключений

Разрешительный порядок заключения крупных сделок введён законодателем с целью определить рамки финансовой и имущественной самостоятельности организаций, тем самым защитить организации и их участников от продажи крупных активов по заниженной цене или предотвратить их приобретение по завышенной цене.

Действующее законодательство содержит определение крупной сделки в отношении хозяйственных обществ (ст. 78 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», ст. 46 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»), унитарных предприятий (ст. 23 Федерального закона от 14.11.2022 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»), ряда некоммерческих организаций: бюджетного учреждения (ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ), автономного учреждения (ст. 14 Федерального закона от 03.11.2022 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»).

Разъяснения Минфина России об определении размера балансовой стоимости активов для установления размера крупной сделки бюджетными и автономными учреждениями в 2022 году

В связи с тем, что данные изменения приведут к изменению показателей вступительного баланса на начало отчетного периода 2022 года, при определении размера крупной сделки следует применять показатель актива баланса (ф. 0503730) по состоянию на начало текущего года с учетом данных об изменениях валюты баланса, подтвержденных Сведениями об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773).

К активам учреждения относится в том числе дебиторская задолженность (задолженность перед учреждением, в том числе: по компенсации затрат государственных (муниципальных) учреждений, возврату ранее произведенных платежей, в том числе в бюджеты, ожидаемые поступления от юридических и физических лиц в результате хозяйственных взаимоотношений с ними).

Крупная сделка автономного учреждения это

На поручителя не была возложена обязанность по возврату кредита, поскольку судом было установлено, что данная сделка для ЗАО является крупной, но совершена она была с нарушением требований по порядку ее заключения (п. 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2022 N 62).

Вначале рассмотрим порядок определения цены крупной сделки, для чего обратимся к Письму Минфина России от 11.07.2022 г. N 02-06-07/2679, в котором был рассмотрен вопрос о расчете стоимости активов по данным бухгалтерской отчетности учреждения при определении минимальной величины крупной сделки, установленной законодательством.
Но прежде напомним, что статьей 2 Закона N 174-ФЗ установлено, что автономное учреждение обязано вести бухгалтерский учет, представлять бухгалтерскую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Основным документом, регулирующим порядок ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации, является Федеральный закон от 06.12.2022 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ), действие которого распространяется, в том числе, на некоммерческие организации, к числу которых, как Вы знаете, относятся и автономные учреждения.

Крупные сделки в государственных и муниципальных организациях: понятие и порядок совершения

Поскольку в соответствии с п. 5 ст. 12 Закона N 161-ФЗ в казенном предприятии (то есть унитарном предприятии на праве оперативного управления) уставный фонд не формируется, крупной для него будет являться сделка с имуществом стоимостью более 5 млн руб. (50 000 x 100).

Что касается взаимозависимых лиц, то в соответствии со ст. 105.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) таковыми признаются лица, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц. Для признания взаимной зависимости лиц учитывается влияние, которое может оказываться в силу участия одного лица в капитале других лиц в соответствии с заключенным между ними соглашением либо при наличии иной возможности одного лица определять решения, принимаемые другими лицами. Например, согласно п. 2 ст. 105.1 НК РФ взаимозависимыми лицами признаются:

Оцените статью
Ответы от Дежурного юриста на ЮрГрупп.ру