Принцип свободного распоряжения гражданами рф принадлежащими им семейными правами

СЕМЕЙНОЕ ПРАВО РОССИИ

Права и обязанности членов семьи (супругов, родителей и детей, других родственников и иных лиц) возникают из осно­ваний, предусмотренных СК, а в ряде случаев гражданским законодательством, а также международными договорами РФ.

Осуществление семейных прав. В Семейном кодексе под­твержден вытекающий из требований ст. 2 и 17 Конституции РФ принцип свободного распоряжения (то есть по собственно­му усмотрению) гражданами РФ принадлежащими им правами. Статья 7 СК устанавливает, что граждане по своему усмот­рению распоряжаются принадлежащими им правами, вытека­ющими из семейных отношений (семейными правами), в том числе правом на защиту этих прав, если иное не предусмот­рено законом. Таким образом, СК предоставляет гражданам свободу в осуществлении и защите своих семейных прав. Сво­бода граждан в семейных отношениях обеспечивается, в част­ности, тем, что реализация многих прав, предоставленных им законом, зависит от их собственного волеизъявления (напри­мер, супруг, имеющий право на получение алиментов от дру­гого супруга (ст. 89 СК), часто это право не осуществляет). Однако распоряжение гражданами принадлежащими им се­мейными правами по своему усмотрению может быть ограни­чено законом. Это вызвано общественными (публичными) ин­тересами, необходимостью защитить права нетрудоспособных или несовершеннолетних членов семьи. По этой причине мно­гие права членов семьи одновременно выступают в качестве их семейных обязанностей (речь идет, прежде всего, о сфере личных правоотношений между членами семьи). Так, напри­мер, родители не только имеют право, но и обязаны воспиты­вать своих несовершеннолетних детей (ст. 63 СК). Аналогично решен вопрос в отношении опекунов (попечителей), приемных родителей (ст. 150, 153 СК). Поэтому осуществление или нео­существление права на воспитание не может быть в силу за­кона поставлено на усмотрение родителей (опекунов, попечи­телей, приемных родителей). В ряде случаев Кодекс, наделяя членов семьи конкретными правами (право супругов заклю­чить брачный договор; право родителей заключить соглаше­ние о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка, или об уплате алимен­тов на ребенка — ст. 40, 66, 99 СК), определяет границы их реализации. Например, заключая брачный договор и устанав­ливая в нем имущественные права и обязанности, стороны обя­заны руководствоваться основными началами семейного зако­нодательства (п. 3 ст. 42 СК), а родители в соглашении об упла­те алиментов на ребенка не вправе установить размер али­ментов ниже предусмотренного законом (п. 2 ст. 103 СК).

Семейное право России

По этой причине многие права членов семьи одновременно выступают в качестве их семейных обязанностей (речь идет, прежде всего, о сфере личных правоотношений между членами семьи). Так, например, родители не только имеют право, но и обязаны воспитывать своих несовершеннолетних детей. Аналогично решен вопрос в отношении опекунов (попечителей), приемных родителей. Поэтому осуществление или неосуществление права на воспитание не может быть в силу закона оставлено на усмотрение родителей (опекунов, попечителей, приемных родителей).

Осуществление семейных прав (в том числе права на защиту этих прав) несовершеннолетними или недееспособными гражданами имеет свои особенности, так как во многом зависит от надлежащего исполнения обязанностей их законными представителями (у несовершеннолетних законные представители — родители, опекуны или попечители, у недееспособных — опекуны). Если за недееспособного гражданина его семейные права осуществляет, а обязанности исполняет опекун, то несовершеннолетние граждане ряд своих семейных прав могут реализовывать лично (право выражать свое мнение, право на общение с родителями, право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей и др.).

Принцип свободного распоряжения гражданами рф принадлежащими им семейными правами

3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Осуществление и защита семейных прав

К полномочиям первого вида представляется возможным отнести право органа опеки и попечительства давать согласие: на установление отцовства по заявлению только отца ребенка (ст. 48 СК); родителям — на изменение имени, фамилии ребенку, не достигшему возраста четырнадцати лет (ст. 59 СК); на контакты ребенка с родителями, родительские права которых ограничены судом (ст. 75 СК); на усыновление ребенка несовершеннолетних родителей, не достигших возраста шестнадцати лет, — при отсутствии их родителей или опекунов (попечителей) (ст. 129 СК). Сюда же можно включить полномочия органа опеки и попечительства: по разрешению разногласий между опекуном ребенка и несовершеннолетними родителями ребенка (ст. 62 СК); по разрешению разногласий между родителями о воспитании и образовании детей (ст. 65 СК); по назначению представителя для защиты прав и интересов детей в случае разногласий между родителями и детьми (ст. 64 СК); по решению вопроса об общении ребенка с близкими родственниками (ст. 67 СК); по заключению с приемными родителями договора о передаче ребенка на воспитание в семью (ст. 151, 152 СК).

19. Защита семейных прав осуществляется и с помощью мер, предусмотренных нормами других отраслей права: гражданского права (например, ст. 30 ГК предусматривает ограничение дееспособности гражданина, злоупотребляющего спиртными напитками или наркотическими средствами и ставящего таким поведением свою семью в тяжелое положение), уголовного права (ст. 150-157 УК), трудового права (ст. 253-263 ТК).

Права ребенка в семейном праве

Рождение человека — это событие, которое имеет не только эмоциональное содержание. С появлением ребенка на свет в стране становится одним гражданином больше. А у мужчины и женщины возникает нравственный долг отца и матери по отношению к своему ребенку, даже если его родители вместе не живут, браком не сочетались, поддерживали кратковременную несемейную связь.

Общие положения Конвенции «О правах ребенка» в свою очередь можно разделить на сугубо декларативные, составляющие ее преамбулу. Эти положения еще раз повторяют сформулированные ранее в части, касающейся семейного воспитания. Их духом пронизаны правила, имеющие конкретное содержание.

Принцип свободного распоряжения гражданами рф принадлежащими им семейными правами

Глава 1. Понятие и предмет семейного права
§ 1. Предмет и метод семейного права
1.1. Предмет семейного права
1.2. Метод семейного права
§ 2. Основные начала (принципы) семейного права
§ 3. Система и источники семейного права
3.1. Система семейного права
3.2. Источники семейного права
§ 4. Основания применения к семейным отношениям гражданского законодательства и норм международного права
4.1. Применение к семейным отношениям гражданского законодательства
4.2. Применение к семейным отношениям норм международного права
§ 5. Осуществление и защита семейных прав
5.1. Осуществление семейных прав
5.2. Защита семейных прав
§ 6. Сроки исковой давности в семейном праве
Контрольные вопросы
Рекомендуемая литература

При раскрытии сущности семейного права необходимо учитывать не только специфику его предмета и метода семейно-правового регулирования, но и основные начала (принципы) семейного права, отражающие наиболее характерные черты данной отрасли права.
Основные начала (принципы) семейного права — это руководящие положения, определяющие сущность данной отрасли права и имеющие общеобязательное значение в силу их правового закрепления. Без учета основных начал (принципов) семейного права невозможно правильно толковать и применять его нормы. Принципы семейного права важны не только для правоприменительной практики, но и для более глубокого уяснения сущности действующего семейного законодательства, его последующего совершенствования. Поэтому введение в закон специальной нормы об основных началах семейного законодательства (ст. 1 СК) имеет исключительно важное значение. Как отмечает А. М. Нечаева, ст. 1 СК, определяя основные начала семейного законодательства, дает в общем виде перечень, с одной стороны, желательных, а с другой стороны, недопустимых действий и поступков, что «позволяет составить представление о главных чертах, положительной модели одобряемого поведения в семье».
К основным началам (принципам) семейного права ст. 1 СК относит:
1) принцип признания брака, заключенного только в органах загса. В соответствии с п. 2 ст. 1 СК в Российской Федерации по-прежнему признается только брак, заключенный в органах загса. С 1917 г. в России согласно Декрету ВЦИК и СНК РСФСР от 18 декабря 1917 г. «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния» была отменена церковная форма брака и признавались действительными браки, заключенные в гражданском порядке, т. е. в уполномоченных на то государственных органах, которыми являются органы загса. Поэтому браки, заключенные иным способом (по религиозным, церковным и иным обрядам), не признаются, т. е. не имеют никакого правового значения и не порождают никаких правовых последствий. Не признается браком и фактическое сожительство мужчины и женщины без государственной регистрации в органах загса, сколь бы длительным оно ни было. Как обоснованно подчёркивается в юридической литературе, значение акта государственной регистрации заключения брака состоит в том, что в результате этого союз мужчины и женщины получает общественное признание и защиту со стороны государства, как удовлетворяющий требованиям закона. Необходимость государственной регистрации брака закреплена в законодательстве большинства развитых стран (Нидерланды, Бельгия, Франция, Германия и др.);
2) принцип добровольности брачного союза мужчины и женщины, означающий право каждого мужчины и каждой женщины выбрать себе жену или мужа по собственному усмотрению и недопустимость какого-либо стороннего воздействия на их волю при решении вопроса о заключении брака. Взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, — обязательное условие заключения брака. Для заключения брака не требуется согласия или разрешения со стороны иных лиц (ст. 12 СК — см. § 2 гл. 2). Данный принцип предполагает и возможность расторжения брака (свободу развода) как по желанию обоих супругов, так и по заявлению только одного из них (ст. 16—23 СК — см. § 1—3 гл. 3). Суд не вправе отказать в расторжении брака при отсутствии согласия одного из супругов на это, если меры по примирению супругов оказались безрезультатными, а другой супруг настаивает на расторжении брака (ст. 22 СК — см. § 3 гл. 3);
3) принцип равенства прав супругов в семье основан на положениях ст. 19 Конституции РФ о равенстве прав мужчины и женщины и выражается в том, что муж и жена имеют равные права при решении всех вопросов жизни семьи (материнства, отцовства, воспитания и образования детей, бюджета семьи и т. д.) (ст. 31, 32, 34, 39, 61 СК);
4) принцип разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию согласуется с вышеназванным принципом равенства прав супругов в семье и тесно связан с ним (п. 2 ст. 31 СК — см. подробно § 1 гл. 4). Действие данного принципа распространяется на решение любого вопроса жизни семьи (расходование общих средств супругов; владение, пользование и распоряжение общим имуществом; заключение супругами брачного договора, устанавливающего договорный режим их имущества, или соглашения об уплате алиментов на содержание нуждающегося нетрудоспособного супруга; порядок несения каждым из супругов семейных расходов; выбор образовательного учреждения и формы обучения детей и др.);
5) принцип приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты их прав и интересов. Данный принцип вытекает из содержания Конвенции о правах ребенка, рассматривающей его как самостоятельную личность, наделенную соответствующими правами, нуждающуюся в силу возраста в поддержке и защите. Российская Федерация, как участник Конвенции о правах ребенка, приняла на себя обязательства привести действующее семейное законодательство в соответствие с требованиями Конвенции и обеспечить всемерную защиту прав и интересов ребенка. В СК закреплен целый комплекс прав несовершеннолетних (личные неимущественные и имущественные права — ст. 54—60 СК), а также прав и обязанностей родителей по воспитанию, содержанию и образованию детей (ст. 61—68, 80 СК). Особое значение имеет право несовершеннолетнего жить и воспитываться в семье, насколько это возможно (ст. 54 СК). Именно семейное воспитание дает возможность осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его личностных, психических, физических, национальных и иных особенностей. Поэтому закон, определяя формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, отдает приоритет семейному воспитанию (усыновлению, опеке и попечительству, приемной семье — ст. 123 СК). Как справедливо отмечается в литературе по семейному праву, в результате реализации данного принципа на практике ребенок становится самостоятельным субъектом семейного права. Определение правового положения ребенка в семье должно основываться на интересах самого ребенка, а не на правах и обязанностях родителей;
6) принцип обеспечения приоритетной защиты прав и интересов нетрудоспособных членов семьи. Семья как объединение лиц, основанное на браке или родстве, естественно предполагает оказание ими друг другу не только моральной, но и материальной поддержки и помощи. Причем такая помощь, как с нравственной, так и с правовой позиции, должна оказываться прежде всего нетрудоспособным членам семьи, лишенным по объективным причинам возможности обеспечить себя необходимыми средствами существования. СК в связи с этим не только предусматривает приоритетную защиту именно нетрудоспособных членов семьи (несовершеннолетних, инвалидов I, II и III группы, лиц пенсионного возраста), но и содержит нормы, направленные на реализацию этого принципа (ст. 80, 87, 89, 90, 93—98 СК). Так, например, закон обязывает трудоспособных совершеннолетних детей содержать своих нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей (ст. 87 СК), аналогичная обязанность возлагается на трудоспособных совершеннолетних внуков в отношении нетрудоспособных, нуждающихся в помощи дедушки и бабушки (ст. 95 СК) и т. д. Если обязанные лица добровольно материальную помощь нетрудоспособным, нуждающимся в помощи членам семьи не оказывают (перечень таких членов семьи дан в СК), то они могут быть принуждены к ее исполнению в судебном порядке. Таким образом, основные начала семейного законодательства, включая признание брака, заключенного только в органах загса, добровольность брака, единобрачие, равноправие супругов в семье, приоритетную охрану прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи, остаются традиционными для России. Существенной новеллой СК (п. 3 ст. 1) является закрепление принципа приоритета семейного воспитания детей (ст. 54, 123) и заботы об их благосостоянии и развитии (ст. 60, 63).
СК с учетом специфики регулируемых им отношений конкретизирует важнейший конституционный принцип равноправия граждан (ст. 19 Конституции РФ), согласно которому государство гарантирует равенство прав и свобод граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, а также других обстоятельств. В п. 4 ст. 1 СК запрещаются любые формы ограничений прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Отсюда следует, что безусловным принципом семейного права является равноправие граждан в семейных отношениях.
Важное значение имеет основанное на содержании ст. 55 Конституции РФ положение п. 4 ст. 1 СК о том, что права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов членов семьи и иных граждан. Указанное требование п. 4 ст. 1 СК гарантирует права граждан от произвольного ущемления как со стороны отдельных граждан, так и государственных органов. При этом под защитой здоровья можно понимать охрану не только физического, но и духовного здоровья членов семьи, особенно детей (ограждение от пропаганды насилия, жестокости, секса, порнографии и т. п.). Понятие нравственности носит исторически подвижный характер и заключается в соблюдении гражданами установленных в обществе норм морали и правил поведения. Ограничение прав граждан в семье может быть предусмотрено или в самом СК, или в других федеральных законах. Так, например, согласно ст. 73 СК суд может с учетом интересов ребенка принять решение об отобрании ребенка у родителей (одного из них) без лишения родительских прав (т. е. ограничить родительские права). Или п. 4 ст. 66 СК дает право воспитательным, лечебным учреждениям и учреждениям социальной защиты отказать родителю, проживающему отдельно от ребенка, в предоставлении информации о его ребенке в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка со стороны этого родителя.
Исключительно важное значение в реализации принципов семейного права и достижении целей правового регулирования семейных отношений имеет предусмотренная ст. 7 и 38 Конституции РФ и п. 1 ст. 1 СК обязательная государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. Нормы российского законодательства о защите государством семьи, материнства, отцовства и детства соответствуют требованиям международно-правовых актов по правам человека. Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства, а материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Это выражается в том, что все государства, исходя из национальных условий и в пределах своих возможностей, принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и в случае необходимости оказывают материальную помощь и поддерживают программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем. В Российской Федерации семья является объектом государственной семейной политики. Цель государственной семейной политики заключается в обеспечении государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышения качества жизни семьи. Государственная семейная политика является составной частью социальной политики страны и представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни семьи. Основные направления государственной семейной политики в Российской Федерации включают:
1) обеспечение условий для преодоления негативных тенденций и стабилизации материального положения семей, уменьшение бедности и увеличение помощи малоимущим семьям;
2) обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обяванностей;
3) кардинальное улучшение охраны здоровья семьи;
4) усиление помощи семье в воспитании детей.
Основными принципами государственной семейной политики в Российской Федерации провозглашены:
а) самостоятельность и автономность семьи в принятии решений относительно своего развития;
б) равенство семей и всех их членов в праве на поддержку независимо от социального положения, национальности, места жительства и религиозных убеждений;
в) приоритет интересов каждого ребенка независимо от очередности рождения и от того, в какой семье он воспитывается;
г) равноправие между мужчинами и женщинами в достижении более справедливого распределения семейных обязанностей, а также в возможностях самореализации в трудовой сфере и в общественной деятельности;
д) единство семейной политики на федеральном и региональном уровнях;
е) партнерство семьи и государства, разделение ответственности за семью, сотрудничество с общественными объединениями, благотворительными организациями и предпринимателями;
ж) принятие на себя государством обязательств по безусловной защите семьи от нищеты и лишений, связанных с вынужденной миграцией, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, войнами и вооруженными конфликтами;
з) осуществление дифференцированного подхода в предоставлении гарантий по поддержанию социально приемлемого уровня жизни для нетрудоспособных членов семьи и создание экономически активным членам семьи условий для обеспечения благосостояния на трудовой основе; и) преемственность и стабильность мер государственной семейной политики .
Защита семьи, материнства и детства имеет комплексный характер и осуществляется путем принятия разнообразных государственных мер по укреплению и поддержке семьи. Одной из основных стратегических задач социальной политики государства является создание необходимых условий для реализации семьей ее экономической, воспроизводственной, воспитательной и культурно-психологической функций, повышение качества жизни семей. В этой связи Концепцией демографического развития Российской Федерации на период до 2022 г., одобренной распоряжением Правительства РФ от 24 сентября 2022 г. № 1270-р, предусмотрено всестороннее укрепление института семьи как формы гармоничной жизнедеятельности личности, обеспечение адресной социальной защиты семьи и создание предпосылок для повышения рождаемости, исходя из таких приоритетов, как:
а) повышение материального благосостояния, уровня и качества жизни семьи;
б) повышение воспитательного потенциала семьи;
в) создание социально-экономических условий, благоприятных для рождения, содержания и воспитания нескольких детей, включая условия для самореализации молодежи, в том числе получение общего и профессионального образования, работа за достойную заработную плату, а также возможность обеспечить семью соответствующими жилищными условиями;
г) обеспечение работникам, имеющим детей, условий, благоприятствующих сочетанию трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей.
В научной литературе высказываются предложения о необходимости разработки в ближайшей перспективе комплексного федерального закона «Об охране семьи», что позволит укрепить пр3 авовые гарантии государственной политики по охране семьи. В настоящее время конституционный принцип защиты семьи, материнства, отцовства и детства государством реализуется не только в семейном законодательстве РФ и ее субъектов, но и в иных отраслях законодательства (гражданском законодательстве, законодательстве об охране здоровья, о социальном обеспечении, о труде, жилищном законодательстве, уголовном законодательстве и т. д.). Заложенные в Конвенции о правах ребенка принципы защиты интересов ребенка нашли свое отражение в различных отраслях законодательства России.
В области здравоохранения государство берет на себя заботу об охране здоровья членов семьи, включая проведение консультаций, обследований, определение условий оказания медицинской помощи беременным женщинам, матерям и несовершеннолетним детям (ст. 22—24 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-I).
Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (с изм. и доп.), Положением о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. № 883 (с изм. и доп.), в целях защиты материнства установлена выплата следующих пособий: по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; ежемесячное пособие на ребенка. Весьма существенно, что в соответствии с налоговым законодательством РФ эти пособия не подлежат налогообложению.
Законодательством о труде в целях создания благоприятных условий для воспитания детей предусматриваются специальные меры для работающих родителей (опекунов, попечителей, приемных родителей) в виде предоставления женщинам отпусков по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, дополнительных отпусков без сохранения заработной платы в удобное для них время, дополнительных оплачиваемых выходных дней (ст. 255—257, 262, 263 Трудового кодекса РФ (далее — ТК). Некоторые из этих мер в установленных законом случаях распространяются на одного из работающих родителей или родственников ребенка. Для беременных женщин запрещены ночные, сверхурочные работы, работа в выходные и праздничные нерабочие дни, служебные командировки (ст. 96, 99, 262 ТК).
Законом запрещено отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью и наличием детей (ст. 64 ТК). Расторжение трудового договора по инициативе работодателя не допускается с беременными женщинами (кроме случаев ликвидации организации) (ст. 261 ТК). Ограничивается применение труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах (ст. 253 ТК). Направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, работников, имеющих детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста восемнадцати лет, допускается только с их письменного согласия при условии, что это не запрещено медицинскими рекомендациями (ст. 96, 99, 113, 259 ТК). В качестве дополнительных гарантий предусмотрена возможность установления неполного рабочего дня или рабочей недели беременным женщинам и работникам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет или ребенка-инвалида до достижения возраста восемнадцати лет (ст. 93 ТК), а также установлены дополнительные перерывы в работе женщинам для кормления ребенка (ст. 258 ТК).
Нормы, направленные на защиту прав и законных интересов детей, других членов семьи, содержатся в гражданском и жилищном законодательстве. Например, нормы о сохранении жилого помещения за детьми, утратившими попечение родителей, на все время пребывания в воспитательном учреждении и об установлении внеочередного порядка предоставления жилого помещения детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании пребывания в этих учреждениях закреплены в ст. 37, 60 Жилишрого кодекса РСФСР (далее — ЖК), о вселении в жилое помещение нанимателем несовершеннолетних детей без согласия граждан, постоянно с ним проживающих, — в ст. 679 ГК, о необходимости получения согласия органа опеки и попечительства на отчуждение жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние, недееспособные члены семьи собственника жилого помещения, если при этом затрагиваются права и охраняемые законом интересы указанных лиц, — в п. 4 ст. 292 гК. Законом РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (с изм. и доп.)2 предусмотрены специальные гарантии соблюдения интересов несовершеннолетних в процессе приватизации жилых помещений (отказ от включения несовершеннолетних в число участников общей собственности на приватизируемое жилое помещение может быть осуществлен родителями, усыновителями, опекунами и попечителями только при наличии разрешения органов опеки и попечительства; несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения после достижения ими совершеннолетия и др.). В ст. 31—40 ГК закреплены основания и порядок установления и прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними, гарантирующие надежную защиту интересов детей, оставшихся без родительского попечения. В ГК имеются и другие нормы правоохранительного характера. В системе государственных мероприятий по защите материнства и детства особое место принадлежит именно мерам по защите законных прав и интересов детей. Постановлением Правительства РФ от 25 августа 2022 г. № 625 «О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2022—2022 годы»1 были утверждены федеральные целевые программы «Дети-инвалиды», «Развитие социального обслуживания семьи и детей», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Дети- сироты», «Одаренные дети», «Развитие всероссийских детских центров «Орленок» и «Океан», «Дети Севера», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», «Дети Чернобыля», «Безопасное материнство». Основной целью названных федеральных целевых программ является создание благоприятных условий для жизнедеятельности детей, обеспечение их социальной защиты в период социально-экономических преобразований и реформ. Постановлением Правительства РФ от 3 октября 2022 г. № 7322 утверждена федеральная целевая программа «Дети России» на 2022—2022 гг., включающая в себя подпрограммы «Здоровый ребенок», «Одаренные дети», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Дети-сироты» и «Дети-инвалиды». Для укрепления правовой защиты детства, личных и имущественных прав детей законодательство Российской Федерации приводится в соответствие с положениями Конвенции о правах ребенка. Определенная основа для этого уже имеется.
Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 5 декабря 1996 г. № 881-Н ГД «О социальной защите и поддержке семьи, детей и молодежи» в законопроектной деятельности Государственной Думы признана приоритетной подготовка и принятие законодательных актов о социальной защите и поддержке семьи, детей и молодежи. В этой связи заслуживают внимания высказываемые в научной литературе предложения о необходимости введения обязательной экспертизы принимаемых государственных решений и нормативных правовых актов с точки зрения их воздействия на жизнедеятельность семьи, т. е. о проведении так называемой фа- милистической экспертизы.
Таким образом, защита материнства, отцовства и детства, семьи в России осуществляется как путем принятия и реализации на практике разнообразных государственных мер, так и путем совершенствования законодательства, в том числе и семейного.

Рекомендуем прочесть:  Реквизиты Для Уплаты Госпошлины За Выписку Из Егрюл 2022 Москва

Книга: Семейное право: конспект лекций

Доля каждого супруга определяется в идеальном выражении (например, каждому по 1/2 или жене, с которой остались дети, – 2/3, а мужу – 1/3). Соответственно долям производится раздел общего имущества в натуре. В решении суда указывается, какие именно вещи передаются каждому из супругов. Если у одного из супругов окажется вещей по стоимости больше его идеальной доли, судом на него возлагается обязанность выплатить другому супругу соответствующую денежную компенсацию.

Размер взыскиваемых алиментов определяется судом исходя из материального и семейного положения сторон. Размер алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей, определяется в соответствии со ст. 81 СК, т. е. ежемесячно в размере на одного ребенка – 1/4, на двух детей – 1/3, на трех и более детей – 1/2 заработка и (или) иного дохода родителей. Суд вправе уменьшить или увеличить размер этих долей с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств.

Тема 1

23. Могут ли применяться нормы семейного законода­тельства бывшего Союза ССР и разъяснения по их приме­нению, содержащиеся в постановлениях Пленума Верхов­ного Суда Союза ССР? Если да, то на каком основании и в какой части?

Граждане Тимофеева и Демидов проживали совмест­но и вели общее хозяйство без регистрации брака несколько лет. Затем между ними возник конфликт, отношения раз­ладились и они стали проживать раздельно. Через неко­торое время Тимофеева обратилась в суд с иском о разде­ле совместно нажитого имущества (земельный участок, те­левизор, холодильник, мебель, видеомагнитофон).

Статья 27 Конституции РФ

Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (в ред. от 18.07.2022) еще до принятия действующей Конституции декларировал право на свободу передвижения и выбора места поселения в соответствии с международными актами о правах человека. Этот Закон ввел обязательный для граждан регистрационный учет по месту пребывания и месту жительства, установил перечень ограничений на свободу передвижения и закрепил важный принцип, согласно которому регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан. Закон ввел два вида регистрации — по месту пребывания (в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, туристической базе, больнице, другом подобном учреждении, а также жилом помещении, в котором лицо временно проживает) и по месту жительства (в жилом доме, квартире, служебном жилом помещении, специализированных домах и прочих жилых помещениях, где лицо проживает постоянно или преимущественно как собственник, по договору найма, аренды или на иных законных основаниях).

Рекомендуем прочесть:  Как узнать готов ли загранпаспорт по фамилии

1. Свобода передвижения, выбора места пребывания и жительства является существенным элементом свободы личности, условием профессионального и духовного развития человека (Постановление КС РФ от 04.04.1996 N 9-П*(266)). Свобода передвижения и поселения внутри страны и запрет на произвольные ограничения въезда и выезда из нее гарантируются международными документами в области прав человека, в частности ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. и ст. 2 Протокола N 4 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина

В понятие здоровья практика демократических государств включает духовное здоровье детей и молодежи. Так, специальные эротические издания для взрослого населения должны продаваться только в определенных местах. Во многих зарубежных странах для программ, насыщенных сексом, насилием, рекламой, выделяются специальные каналы телевещания. ст.55 Конституции РФ также включает принцип, закрепленный ч.3 ст.17. Соблюдение прав и свобод других лиц входит в общую систему оснований, ограничивающих злоупотребление правами и свободами. Перечисленные ч.3 рассматриваемой статьи основания по смыслу совпадают с содержанием ч.2 ст.29 Всеобщей декларации прав человека.

Свобода труда провозглашена ч.1 ст.37 Конституции РФ в соответствии со ст.23 Всеобщей декларации прав человека. Свобода труда означает, что только самим гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду. Реализуя это право, гражданин может выбирать тот или иной род профессиональной деятельности и занятий. Он может, например, самостоятельно обеспечивать себя работой в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица, фермера, члена производственного кооператива или поступить на государственную (муниципальную) службу, заключить трудовой договор с работодателем — коммерческой организацией. Эта сторона трудовой деятельности урегулирована ст.34 Конституции РФ. Право свободно распоряжаться своими способностями к труду означает и право вообще не заниматься трудовой деятельностью. Незанятость граждан не может служить основанием для их привлечения к административной и иной юридической ответственности (ст.1 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. о занятости населения в РФ).

Рекомендуем прочесть:  Коммерческое предложение на оказание полиграфических услуг образец

Личные права и способы гражданина РФ в соответствии с Конституцией РФ

Ограничение этой свободы допускается только на основе закона и в законных формах, все меры принуждения должны находиться под судебным контролем. Усилением гарантий свободы личности служит Федеральный закон о содержании под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления от 15 июля 1995 г.

К сфере личных прав человека относится право на охрану государством достоинства личности. Это качество человека равнозначно праву на уважение и обязанности уважать других. Достоинство конкретизируется в правах человека, защита которых составляет назначение государства.

Реферат: Семейное право 2 Понятие предмет

Различные взгляды на понятие семьи, однако, в це­лом «совпадают в признании ее, с одной стороны, своеоб­разным коллективом, основанным, как правило, на браке, члены которого совместно проживают и связаны родством, взаимными правами и обязанностями, а с другой стороны, как необходимого фактора развития цивилизованного об­щества. Семья является ни с чем не сравнимым обществен­ным организмом, удовлетворяющим целый комплекс на­сущных человеческих потребностей, в связи с чем предусматриваются особые меры по ее защите со стороны государства в действующем законодательстве (се­мейном, гражданском, уголовном и др.).

Применение аналогии закона или аналогии права вхо­дит в компетенцию суда, а не отдельных членов семьи по их желанию. При этом принятое по аналогии закона или аналогии права решение суда не должно находиться в противоречии с действующим законодательством РФ и ос­новополагающими принципами российского права.

Семейное право России (Л

Вторую группу источников семейного права составляют подзаконные нормативные акты, которые принимаются во исполнение и в соответствии с законами Российской Федерации и ее субъектов. Так, например, постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 г. № 841 «О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удерживание алиментов на несовершеннолетних детей» определены виды заработной платы и дополнительного вознаграждения как по основному месту работы, так и за работу по совместительству, а также виды иных доходов, из которых взыскиваются алименты с родителей на содержание их несовершеннолетних детей. Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 829 утверждено положение «О приемной семье». Для правильного и единообразного толкования и применения норм семейного права большое значение имеют руководящие постановления и разъяснения Пленумов Верховного Суда РФ, которые, тем не менее, не могут рассматриваться как источники семейного права. Верховный Суд РФ нормотворческими функциями не наделен, он лишь истолковывает и применяет нормы права. Среди постановлений Пленумов Верховного Суда РФ, принятых после введения в действие СК РФ, следует назвать постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 г. № 9 «О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и взыскании алиментов», от 4 июля 1997 г. № 9 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел

Помимо СК РФ в отдельных случаях для регулирования семейных отношений применяются нормы Гражданского кодекса Российской Федерации: ст. 17 и 21 – для определения понятий семейной правоспособности и дееспособности; ст. 198–200 и 202–205 – при применении исковой давности к семейным отношениям; ст. 450, 451,453 – при изменении и расторжении брачного договора; ст. 169, 176–179 – при признании брачного договора недействительным; ст. 31–40 – при установлении опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми и др. Правила применения гражданского законодательства к семейным отношениям определены в ст. 4 СК РФ, согласно которой гражданское законодательство применяется, если:

Статья 9 ГК РФ

3. Пункт 2 комментируемой статьи запрещает ограничивать осуществление прав соглашением сторон гражданских правоотношений. Отказ граждан и юридических лиц от предоставленных им гражданских прав не влечет правовых последствий. В частности, недействительно соглашение об отказе от судебной защиты нарушенных или оспариваемых гражданских прав и законных интересов.

2. Свобода распоряжения гражданскими правами, усмотрение сторон не беспредельны. ГК, иные законы и правовые акты предусматривают ряд ограничений и требований к осуществлению прав. Государственное же регулирование рыночных отношений возлагает на субъектов гражданского права ряд обязанностей. Они должны соблюдать основы правопорядка и нравственности (см. ст. 169 ГК и коммент. к ней); не преступать пределы осуществления гражданских прав, установленные ст. 10 ГК; осуществлять права разумно и добросовестно (см. коммент. к ст. 10 ГК); не нарушать принципа гуманности при обращении с животными (см. ст. 137 ГК и коммент. к ней); не заниматься деятельностью, создающей опасность причинения вреда другим лицам (см. ст. 1065 ГК).

Оцените статью
Ответы от Дежурного юриста на ЮрГрупп.ру