Почему Раскольников совершил преступление? Причины преступления Раскольникова
Раскольникову удается совершить преступление. Но убийство приводит к результату, отличному от того, который он ожидал. Рассуждая о том, почему Раскольников совершил преступление, следует вспомнить, что им руководило в первую очередь стремление воплотить в жизнь свою идею. Но мораль «необычных» людей для Родиона оказалась непостижимой. И после убийства процентщицы главный герой начинает видеть истинную нравственность и красоту не в тех, кто стоит выше, а в таких людях, как Сонечка Мармеладова, – способных сохранять нравственность в невыносимых условиях. Такие люди, перенося унижение и голод, все же оставляют в себе веру в жизнь и любовь.
По мнению многих критиков, Достоевский является мастером описания «больных душ». Один из самых интересных героев писателя — Родион Раскольников. «Преступление и наказание» – роман, персонажем которого он стал, полон противоречивых чувств, человеческих терзаний и вечного поиска себя.
Разговор Раскольникова с Соней (анализ эпизода из главы 4 части 4 романа Ф
Сначала Раскольников видит в девушке схожие с ним черты, ведь и он, и она преступили нравственные законы общества. И неважно, что Родион это сделал для себя, а Соня – ради благосостояния семьи. Молодой человек пытается заставить героиню взбунтоваться, как и он: «Знаю. и про то, как вы в шесть часов пошли», «Катерина Ивановна ведь вас чуть не била», «Катерина Ивановна в чахотке, в злой, она скоро умрёт», «А с вами что будет?», «А коли вы теперь заболеете?», «Дети на улицу всей гурьбой пойдут», «С Полечкой, наверное, то же самое будет». Но одна меткая фраза девушки «развенчивает» всю теорию Раскольникова: «Что ж бы я без Бога-то была?». Соня верит в Бога, Бог — её правда и сила. Если от безысходности Родион предпочел убить невинного человека, то девушка избрала другой путь – молитву. С особой силой это видно, когда Соня и Раскольников читают эпизод Евангелия.
Анализируемый эпизод является очень важным в романе «Преступление и наказание». Именно в нем теория Раскольникова о «властьимущих» сталкивается с покорностью кроткой Сони перед жизненными обстоятельствами Во время очередной встречи Родиона с девушкой происходит чтение библейской притчи о воскрешении Лазаря. Именно в этой сцене романа мы понимаем, какой по-настоящему сильной является Соня и как несостоятельна теория Раскольникова.
Анализ эпизода «Соня читает Евангелие» из романа Достоевского «Преступление и наказание»
Кроме этого душевного трепета, Родион ощущает благодарность. Он понимает, что Соня готова разделить с ним страдание, хотя и сама несет страшное бремя греха и унижения. Так возникает незримая связующая нить между двумя страдающими грешными существами, и эта близость подчеркивается в романе почти символической сценой совместного приобщения к вечной книге.
Дрогнувший голос, «горловая спазма» выдают Сонино волнение, но слова вечной книги дают ей силу. Фразы Евангелия были для нее «своими», и это чувствовал Родион. Искренне произносила она слова, с которыми всегда была безоговорочно согласна: «верующий в меня, если и умрет, оживет».
Преступление и наказание»
5-я глава – страшный сон Раскольникова: картинка детства, где маленький Родя сочувствует убиваемой лошади. После сна он полон сомнений, страха и ужаса, сон как будто рушит уже построенное прочное здание убийства (жирный минус).
Путь героя к преступлению также имеет психологический сюжет. Вот почему, как и в «Герое нашего времени» М.Лермонтова, хронология (фабула) не совпадает с сюжетным построением. «Арифметическая сумма» человеческих страданий, ведущая героя к убийству, складывается из плюсов (событий, убеждающих в необходимости преступления) и минусов (событий, словно останавливающих героя на его греховном пути).
Разговор Раскольникова с Соней (анализ эпизода из главы 4 части 4 романа Ф
После чтения Родион переходит к «делу»: он предлагает Соне бросить все, «рассудить серьезно и прямо», «сломать что надо, раз навсегда, да и только». Но мы видим, что он колеблется, говорит уже не с той решимостью, которая была в начале. Раскольников раскрывается перед девушкой, он готов признаться ей, пока еще не раскаиваясь в содеянном им преступлении.
Эпизод начинается с описания комнаты, в которой жила Мармеладова. Ее жилище находилось в доме «на канаве», «трехэтажном, старом и зеленого цвета». Обстановка в комнате была убогой, «походила как будто на сарай»: на окнах не было занавесок, а стены закрывали «обшмыганные и истасканные» обои. Казалось бы, в такой бедной и нищенской обители нет места духовно чистой Соне. Но с первых же реплик девушки, разговаривающей с Раскольниковым, мы убеждаемся в обратном. Об окружающих людях героиня говорит только хорошие слова, с теплом отзывается о «заикающихся» хозяевах, с любовью вспоминает об отце и матери. В каждом ее предложении мы слышим жалость и сострадание к близким людям, хотя, казалось бы, Соне есть из-за чего самой быть обиженной на жизнь.
Почему раскольников пришел именно к соне после преступления
Соня – христианское смирение. Раскольников – жестокий протест. Чему могут они друг друга научить, что дать? Они и сами не знают. Кажется, они только мучают себя, когда вместе. Но самое главное чувство, которое единит и сближает героев, – жалость друг к другу. В этом сострадании и кроется та притягательная сила, которая влечет Раскольникова к Соне. Таким путём они пытаются найти выход, и самое главное – найдут.
Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» — одно из самых сложных произведений не только в творчестве Достоевского, но и в мировой литературе. Родион Раскольников, человек совестливый и легко ранимый, не может хладнокровно смотреть на ужасы, страдания «униженных и оскорблённых», которые царят в обществе. Отсюда, по словам Достоевского, «его идея: взять во власть то общество». С этой целью он решил путём преступления – убийства вредной старушонки, процентщицы Алёны Ивановны – испытать себя, проверить, кто же он – «тварь дрожащая или право имеет». Но идея Раскольникова бесчеловечна, избранный им путь – ложный. Герой не рассчитал своих сил: его человечность, ранимость, восприимчивость, совестливость, честность не позволяют ему жить со страшным грузом в душе, совестью, отягощённой грехом смертным, – убийством человека. Четвёртая глава четвёртой части романа представляет собой разговор Раскольникова и Сонечки Мармеладовой. Образ Сонечки занимает особое место в романе. Эта девушка, истинная христианка, для которой Бог – чистая совесть. Ради семьи, спасения детей Катерины Ивановны от голодной смерти она становится проституткой. Сонечка живёт со страшным чувством вины, осознанием того, что она – великая грешница, и очень страдает от этого. Почему же Раскольников, столь цинично относящийся к религии, к христианским догмам, идёт не к кому-нибудь, а к христианке Сонечке? В их разговоре, который ведут между собой Раскольников и Сонечка, чётко проступает нравственный облик этой девушки. Ее доброе сердце вмещает в себя тёплое отношение к больным детям своих хозяев (они к ней «часто ходят»), глубокую жалость к несчастной Катерине Ивановне, любовь к её обречённым на нищету детям, сострадание к неверию и опустошённости Раскольникова. Беседа двух несчастных людей, перешагнувших через идеи христианства, воспроизводит две жизненные позиции, сталкивает два мировоззрения. Это мораль Сонечки, которая черпает душевные силы в вере в Бога, и правда Раскольникова, не желающая признать благостность Бога и христианские догмы. Итак, Раскольников и Соня ведут разговор о вере в Бога. Раскольников поражён ангельским терпением Сони, непоколебимостью её веры. Для девушки благостность Бога незыблема, несмотря на то, что Бог, казалось бы, к ней далеко не милосерден, посылает ей тяжкие испытания, которые вынуждают её торговать собой, своим телом. У Раскольникова иная жизненная позиция. Соне нужен Бог, вера в него, так же, как необходимы всему живому солнечный свет, тепло солнечных лучей. В системе нравственных ценностей Раскольникова Бога нет. Ему нужна «власть», власть как цель. Слово «цель» подразумевает стремление к осуществлению чего-то: « — Что делать? Сломать что надо, раз навсегда, да и только: и страдание взять на себя! Что? Не поймешь? После поймёшь…Свобода и власть, а главное власть! Над всею дрожащею тварью и над всем муравейником. Вот цель! Помни это! Это моё тебе напутствие!». Таким образом, Раскольников мечтает о справедливом обществе, в котором не будет процентщиц, безжалостно обирающих несчастных бедняков, не будет нищеты. Но какой страшный путь достижения этого – власть! Власть как нечто подавляющее личность, безгранично вызывающее страх. А главное — власть над кем? Не над людьми — акцентирует внимание Достоевский – а «над всею дрожащею тварью и над всем муравейником». Раскольников не понимает, как Соня, сидя над своей погибелью, прямо над смрадною ямой, в которую её уже полностью втягивает, может говорить о Боге, молиться ему, читать новый Завет: «Разве всё это не признаки помешательства?» — думает он. «Юродивая! Юродивая! – твердил он про себя». Почему же именно к Соне пришёл Раскольников? Почему именно ей поверяет свои сокровенные, страшные мысли? Герою легче с Соней, потому что она тоже «переступила» через догмы христианства, она тоже грешница… Автор пишет: «Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением вечной книги». Именно Соню выбрал Раскольников, именно ей хочет он поведать свою страшную тайну: « — Знаю и скажу…Тебе, одной тебе! Я тебя выбрал. Я не прощения приду просить к тебе, я просто скажу…» Наверное, Раскольникова (хотя он сам этого и не осознаёт) интуитивно тянет к тому светлому, чистому началу, которое олицетворяет Сонечка, и к которому он страстно, сам того не осознавая, хочет быть причастным. Раскольников чувствует необыкновенную силу, скрывающуюся в этой молодой женщине, нашедшей в себе мужество пожертвовать собой, своими принципами, ради семьи, любви, детей. Он преклоняется перед мужеством, силой, душевной красотой Сони. И, движимый этим чувством, Раскольников «весь быстро наклонился и, припав к полу. Поцеловал её ногу».
В Какой Главе Раскольников Задумывает Преступление
- Защитник: Представьтесь, пожалуйста.
- Соня: Я Софья Семёновна Мармеладова, дочь покойного титулярного советника Семёна Захаровича Мармеладова.
- Защитник: Расскажите, пожалуйста, как вы оказались на панели? Ведь так вы зарабатывали на хлеб?
- Соня: Я уже больше не хожу туда. Ну да если надо, слушайте. Четыре года назад, мы тогда в провинции жили, Екатерина Ивановна овдовела.Мы с батюшкой, только маменьку схоронили. Жили неплохо, у папеньки работа была приличная, денег хватало.Тут-то и пришла отцу мысль жениться на Екатерине Ивановне. Она женщина красивая, молодая, но совсем в нищете была, да ещё трое детей. Поженились они, и всё поначалу неплохо было, но вот папеньку сократили, и мы остались без куска хлеба. Полтора года назад мы переехали в Петербург, по знакомству папенька место выхлопотал, устроился работать. Но семья увеличилась, и всё не хватало. И на квартиру надо, и на питание, и на одежду. Папенька, мне кажется, просто не выдержал, вот и запил. Жизнь стала невыносимой. Катерина Ивановна кричит то на детей, то на меня, то на папеньку. А он что, напьется, придёт домой и спит. Однажды Катерина Ивановна от отчаяния и отправила меня на панель. А где ещё денег взять ? Малыши голодные плачут, несмышлёные совсем.
- Защитник: Как отец реагировал на это положение?
- Соня: Не знаю. Деньги приходил спрашивать, когда на опохмелку надо было. Ничего не говорил. А что скажешь, когда люди в крайней степени отчаяния! Куда пойти, к кому обратиться? Никто не поможет. Хотя что это я, помог же мне господин Свидригайлов, царствие ему небесное. Три тысячи рублей дал на деток Катерины Ивановны. Так что я теперь не хожу больше на панель! Господь милостив.
- Председатель суда: Благодарю вас. Вопросы у обвинения к свидетельнице есть?
- Обвинитель: Да, Ваша честь! Скажите это вы украли сто рублей у господина Лужина?
- Соня: Что вы! Что вы! Побойтесь бога! Деньги тогда мне господин Лужин предложил, только десять рублей ассигнацией. Я ещё брать не хотела. Ведь Родион Романович, светлая голова и чистое сердце, все похороны оплатил! Сам последний кусок доедает, однако мачехе моей да и мне тоже как помог. А ведь мы едва знакомы были. А Пётр Петрович так настаивал, чтобы я деньги взяла. Просто очень настаивал, да и свидетель у меня есть Лебезятников Андрей Семёнович. Он всю это сцену видел. Спросите хоть у него.
- Председатель суда: Спросим, обязательно спросим.
- Соня: А денег я не брала, что касательно сторублевого билета. Я его в глаза не видела. Как он мне его в карман подсунул. Не знаю. День был страшный, тяжёлый, папеньку хоронили. (вытирает слёзы)
- Защитник: Что вы можете сообщить суду по поводу подсудимого Родиона Романовича Раскольникова?
- Соня: Родион Романович — прекрасный человек, прекрасный.
- Обвинитель: Прекрасный а двух женщин убил!
- Соня: Он не хотел. Это не он. Это дьявол его попутал. Он голоден был, нищета его угнетала. Он измучился весь. Как он страдал! Он ко мне пришёл и всё рассказал, я почувствовала его боль. Ведь он не знал, как вырваться из этого ужаса. А тут с сестрой такое, Лужин Пётр Петрович, может, он уважаемый человек. Но я думаю, что он нехороший, а Родион Романович спасти хотел Дунечку от брака этого. Вы не представляете, какое у него сердце. Нам его Бог послал, ведь он так помог нам, и папеньку похоронили, и детей-то пристроили тоже через его хдопоты, наверняка, это он убедил Свидригайлова наследство оставить. А Родион Романович очень хороший человек, я за ним на каторгу пойду. (плачет)
- Председатель суда: Успокойтесь, можете быть свободны.
- Защитник: Прошу разрешить пригласить Лебезятникова Андрея Семёновича, Ваша честь.
- Председатель суда: Разрешаю.
- Защитник: Представьтесь, пожалуйста.
- Лебезятников: Я, Лебезятников Андрей Семёнович, служу в министерстве. По случаю живу в соседях, жил, правильно сказать, умерли же все, с Мармеладовыми. Наблюдал воочию, как эта семейка пользовалась сердечной добротой и высокой душой этой девушки! Вы не знаете, не представляете, какая душа, какая это натура!
- Защитник: По делу, пожалуйста.
- Лебезятников: Да. Да, я видел, как господин Пётр Петрович положил деньги в кармашек фартука. Я-то думал, какое благородство проявил этот человек, уверовал в его благие намерения. А он, когда на поминках обвинил Соню — эту чистую душу, невинную, святую девушку, я не смолчал! Я всё сказал, что это он подложил деньги! А вы бы смолчали!
- (Можно пригласить в качестве свидетелей Дуню Роскольникову, Свидригайлова, Алёну Ивановну, Николку-маляра, квартального, которому Родион дал денег для спасения девушки, Порфирия Петровича и проч.)
Последнее слово подсудимого: Я, Раскольников Родион Романович, бывший студент Петербургского университета, юридического факультета. Случилось так, что я оказался в затруднительном финансовом положении. Посудите сами, есть люди, которые разъезжают на каретах, тройках, питаются деликатесами, а тут на хлеб насущный денег нет, как учиться. когда мамаша средств на жизнь не имеет, когда сестра собой жертвует, как Сонечка Мармеладова! Вы скажете, что она замуж выходила бы, а чем лучше, жить с нелюбимым человеком изо дня в день. чем это не проституция. Это ещё хуже, потому что под видом благопристойности. Не мог я этого терпеть. Да, я хотел воспользоваться деньгами, но не смог. не смог. Слаб оказался. Простите меня, все, люди добрые! Простите!
В чем заключается наказание Раскольникова за преступление? (по роману Достоевского «Преступление и наказание»)
Некоторые литературоведы справедливо полагают, что главнее в романе вторая часть, в которой герой несет наказание. Конечно, не наказание в виде каторги стало его расплатой. Гораздо большие муки испытывает Родион от того, что он теперь не такой, как все, он убийца. И хотя Родион постоянно чувствует любовь близких людей, он не может простить себя сам. Считает себя убийцей, которого не нужно прощать, ведь он этого не достоин.
Если говорить о наказании, то оно заключается в первую очередь в том, что Раскольников никогда не сможет стать тем человеком, которого можно любить и уважать. Герой будто вырезает из себя ту часть, которая делала его человеком. Постоянный внутренний конфликт, который переживает Родион, перерастает в настоящую болезнь. Молодой человек мучается. Ему жалко самого себя, но уже ничего нельзя изменить. И это самое страшное.
Каково псих
Раскольников придумал это убийство, когда решил, что может сделать полезное дело, избавив свет от старухи-процентщицы, ненужного человека. А ее деньги использовать во благо. Он сам очень нуждался в деньгах, так как был стеснен и жил скудно. К тому же деньги нужны были, чтобы сестра не вышла замуж по расчету, ради того, чтобы помочь ему, бедному студенту. Проживал он в душной, худой каморке. Подслушал разговор, из которого сделал выводы, что старуха богата, у нее лишние деньги, а сама она никому не нужна и толку от нее нет.
С одной стороны, Раскольников стремится помочь всем обреченным, сделав одно доброе дело, двизимый гуманной целью: «За одну жизнь тысячи спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен!». С другой стороны — у него возникает теория, что люди делятся на две категории: «низших, служащих лишь материалом для воспроизведения себе подобных, и высших, то есть собственно людей, которые во имя достижения цели могут позволить себе все, даже «кровь по совести». И сам он не знает, к какой катеории принадлежит: «Тварь ли я дрожащая или право имею?»
Краткое содержание романа «Преступление и наказание» по главам и частям с цитатами
Раскольников с Разумихиным вдвоем приходят к Порфирию Петровичу, у которого в гостях был Заметов. Студент хотел знать, что известно полиции, потому спрашивает, что надо сделать, чтобы заявить о своих правах на заложенные им вещи.
В квартире студент видит жену Мармеладова. Катерина Ивановна злится на зевак. Тут заходит Соня. Ее одежда выглядит вызывающе и неуместно здесь. Мармеладов, умирая, просит у Сони и Катерины Ивановны прощения за все и умирает.
Роман Преступление и наказание: краткое содержание великого произведения
Солнечным июльским днем бедного студента посещает мысль об убийстве «гадкой старушонки» процентщицы. Юноша считает, что грех изменит жизнь родных, сестра будет свободна от замужества по расчету.
- Лужин замышляет злое дело по отношению к близким Раскольникова, подговаривает соседа Лебезятникова.
- Поминки советника Мармеладова подходят к концу, когда приходит Петр Петрович.
- Он заявляет о пропаже 100 рублей и обвиняет в краже Соню. Та отпирается, завязывается ссора, чету Мармеладовых выгоняют из квартиры.
- Раскольников признается Соне в преступлении, та просит прийти с повинной к следователю.
- Катерина Ивановна сходит с ума и умирает, тяготы об устройстве детей и похорон берет на себя Свидригайлов. Аргументирует он это тем, что слышал конец разговора между Родионом и Соней.
Убийство старухи-процентщицы Раскольниковым
Нельзя сказать, что Раскольников готовился к убийству хладнокровно и бесчувственно: он переживает, его разрывают на части мысли о необходимости что-то изменить, помочь всем знакомым, которые крайне нуждаются в деньгах, спасти сестру от брака с нелюбимым. Накануне преступления он видит сон о лошади, где её, маленькую и беззащитную забивает насмерть пьяная толпа. Человечность старается победить, подсознание кричит о том, что он совершает ошибку, но механизм не остановить. Родион приходит к старухе, вручает ей заклад, его голос срывается…Раскольников убивает старуху-процентщицу. Фатальность этой сцены просто гениальная: автор показывает убийство глазами убийцы, который по сути является жертвой… Жертвой своей философии, которая заставит его страдать гораздо страшнее, чем может представить себе герой.
Вынашивая свою теорию, Раскольников с каждым днём всё больше убеждается в своей правоте, ему кажется откровением то, что поначалу он считал шуткой. Герой причисляет себя к числу исключительных людей, которым разрешено всё – даже убийство. Если цель принесёт благо большинству, то можно преступить через то, что считается законом – божьим и человеческим. Жестокость теории не смущает Родиона, ведь не все человекоединицы одинаково ценны. Он сам разрешает себе выбрать жертву, которая будет участвовать в эксперименте. Цель этого действа – подтвердить, что он тоже “великий”, не “материал” и не “вошь”.
Преступление раскольникова главы
В романе Достоевского «Преступление и наказание» эпилог, состоящий из двух небольших главок, играет очень значимую роль: именно из него мы узнаем о судьбах основных героев произведения — Раскольникова, Сонечки и других.
Если первая глава эпилога — более формальная и освещает по большей части «внешнюю жизнь» героев, то вторая сосредотачивается на внутренней жизни Родиона и Сони. Эта часть эпилога освещает очень значимый этап духовного развития главного героя.
Анализ эпизода «Раскольников и Соня читают Евангелие» в романе Ф
Взяв книгу, Раскольников просит Соню прочитать о Воскресении Лазаря. Соня не решается читать, но резкость и настойчивость Раскольникова заставляют ее начать. Когда она начинает читать, Родион сидит, отвернувшись в сторону. Руки у Сони дрожат, слова с трудом выговариваются. Раскольников понимает, что она теперь хочет прочесть именно ему, чтобы он поверил: « Он прочел это в ее глазах, понял из ее восторженного волнения». Соня читает так, будто сама проповедует; вера придает ей силу. Слова Евангелие становятся ее собственными: «Так, Господи! Я верую, что ты Христос, сын божий, грядущий в мир».
Раскольников оборачивается к ней. Ее голос становится звонче и сильней, «торжество и радость звучали в нем и крепили его». Соню охватывает радость, она ждет, когда Раскольников поверит. «И вышел умерший», — восторженно читает она, как будто сама это видит. Дальше Соня читать не может. Она отворачивается в сторону, потому что боится посмотреть на Раскольникова. Достоевский называет Соню и Раскольникова «убийца и блудница, странно сошедшиеся за чтением вечной книги».
Первый сон Раскольникова
Сон играет с Раскольниковым злую шутку, словно предоставив ему возможность совершить пробу сил, после чего герой, в состоянии все того же автоматизма, и в самом деле отправляется к старухе-процентщице. Не случайно сам автор называет видение своего героя “страшным”, “болезненным”. При всей своей кажущейся обыденности этот первый в романе сон на самом деле даже более фантастичен, нежели другой, посетивший Раскольникова в финале третьей части, в котором черт снова приводит его в квартиру Алены Ивановны и из которого словно бы входит в повествование Свидригайлов. Дело в том, что перед нами отнюдь не воспоминание о детстве героя. Недаром его описание предваряется довольно неожиданным авторским рассуждением о том, что “в болезненном состоянии сны отличаются часто чрезвычайным сходством с действительностью”, а следующее далее утверждение, что столь вероятную обстановку не выдумать наяву этому же самому сновидцу, будь он хоть Пушкин, хоть Тургенев, вряд ли относится к ужасной, но бытовой картине убийства лошади. Скорее всего, автор здесь в свойственной ему ненавязчивой манере предупреждает читателя о том, что при всей своей правдоподобности страшный сон Раскольникова не так прост. Картина, представившаяся герою, поначалу старательно “маскируется” под обыденную и реальную: “время серенькое, день удушливый, местность совершенно такая же, как уцелела в его памяти”. Обманность и фантасмагоричность сновидения выражаются здесь лишь в том, что оно правдивее реальности.
Поначалу нам кажется, что, очутившись в непривычной для себя обстановке Островов, в окружении зелени, свежести и цветов вместо обычных городской пыли, известки и “теснящих и давящих домов” (вспомним попутно размышления героя о необходимости построения фонтанов), Родион Романович и вправду чудесным образом избавляется “от этих чар, от колдовства, обаяния, от наваждения” и погружается в мир своего детства. Во сне перед нами открывается душевный мир семилетнего маленького Роди, который испытывает “неприятнейшее впечатление и даже страх”, лишь только проходя с отцом мимо городского кабака, и “весь дрожит” от одних доносящихся из него звуков и вида “шляющихся кругом” “пьяных и страшных рож”. Когда герой с душевной теплотой вспоминает бедную маленькую городскую церковь “с зеленым куполом и старинные в ней образа”, и старого священника, и свое собственное невероятно трогательное благоговение перед “маленькой могилкой меньшого братца, умершего шести месяцев”, нам кажется, что из-под всего наносного, рожденного жизненными обстоятельствами в нынешнем Раскольникове, нищем студенте и обитателе трущоб, воскресает душа ребенка, не способного не только убить человека, но и спокойно смотреть на истязание лошади. Таким образом, весь смысл эпизода на первый взгляд заключается в раскрытии истинного душевного состояния героя, который, пробудившись, даже обращается с молитвой к Богу и отрекается от проклятой идеи. Однако буквально через сутки Раскольников все-таки приведет в исполнение свой страшный замысел, а Достоевский почему-то не дает читателю забыть об этом первом сне своего персонажа практически до самого конца романа: как круги, расходящиеся по воде от брошенного камня, или отголоски произнесенной вслух фразы, по всему тексту “Преступления и наказания” разбросаны мельчайшие образы, вновь и вновь возвращающие к содержанию сна. То, спрятав под камень украденные у старухи драгоценности, Раскольников возвращается домой, “дрожа, как загнанная лошадь”, и ему мерещится, что помощник квартального надзирателя Илья Петрович бьет на лестнице его квартирную хозяйку. То с криком “уездили клячу” умирает измученная Катерина Ивановна Мармеладова. То вдруг чудесным образом материализуется приснившийся главному герою Миколка, оказавшийся, правда, не дюжим мужиком с красной мордой, а скромным красильщиком. Зато появляется он заодно с неким кабатчиком Душкиным, который, по словам Разумихина, “бабушкин сон рассказывает” и при этом “врет, как лошадь” (сравнение сколь неожиданное, столь и нарочитое). Все эти мимолетные указания звучат как назойливая нота, однако же не раскрывают глубокой символики загадочного сна.