Резерв По Сомнительным Долгам 2022

ПРИМЕР 2. В организации была ранее признана сомнительной задолженность в размере 10 000 руб. По ней был создан резерв в размере 7 тыс. руб., который потом был пополнен до 100% суммы долга. После истечения сроков исковой давности данная задолженность была признана безнадежной и списана в убыток. Рассмотрим проводки (каждая на свою дату проведения той или иной операции):

Особенности создания и распоряжения резерва по сомнительным долгам законодательно однозначно не регламентированы. Организации должны самостоятельно разработать соответствующие положения и закрепить их во внутренних нормативных актах. При этом нужно учитывать общепринятые особенности регламентации финансовых резервов фирмы.

  1. Обязательность создания. В бухгалтерии такой резерв обязателен, поскольку этого требует абз. 1 п. 7 Положения о бухучете. Если организация применяет для налогового учета метод начисления, то бухгалтер сам решает, создавать ли для налогового учета такой резерв или нет (это право отражено в п. 3 ст. 266 НК РФ).
  2. Характеристика отчислений. Бухгалтерский учет определяет резервные отчисления как «прочие расходы», а для налогового учета их надо учитывать среди внереализационных расходов.
  3. Трактовка сомнительности долга. Для бухгалтерского учета к компенсации резервом подходит любая не погашенная в срок или полностью задолженность, а для налогового таковой может быть признана только просрочка по оплате товаров, услуг, работ.
  4. Определение размера отчислений. Для бухучета приоритет установления размера остается за бухгалтером (с принятием во внимание особенностей долга), а при налоговом учете размеры четко определены НК РФ.
  5. Общий размер резервного фонда. В бухучете он не ограничен, а в налоговом учете не может быть больше одной десятой от выручки.
  • Налоговый Кодекс РФ (ч.2) от 05 августа 2000 года № 117-ФЗ, в редакции, вступившей в силу с 01 марта 2022 года;
  • Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 года № 34н;
  • Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденное Приказом Минфина РФ от 06 июля 1999 года № 43н;
  • Приказ Минфина от 13 июня 1995 года № 49 (в редакции 08 ноября 2010 года) «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»;
  • Положение по бухгалтерскому учету 21/2008 «Изменения оценочных значений», утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 06 октября 2008 года № 106н.

Для достоверного финансового отражения дебиторской задолженности организации в бухгалтерских документах создается так называемый резерв по сомнительным долгам.
Чтобы дать определение этому понятию, сначала нужно разобраться, что такое сомнительная задолженность.

Пункт 5 статьи 266 Налогового кодекса РФ требует корректировать сумму резерва на 2022 год на сумму неиспользованного за 2022-й. Однако так поступать нужно только в том случае, если принято решение перенести оставшиеся с 2022 года резервные суммы на 2022-й. Если же такой перенос не запланирован, то суммы, учтенные в 2022 году как внереализационные расходы, придется включить в состав внереализационных доходов (п. 7 ст. 250 НК РФ).

  • расходы в виде предварительной оплаты, в том числе авансы;
  • задолженность по договору цессии, поскольку она не рассматривается как задолженность, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг;
  • задолженность по штрафам;
  • суммы денежных средств, размещенные на счетах, депозитах в банках;
  • задолженность по договору, если она покрывается за счет страхового возмещения по договору страхования предпринимательского риска.

Образование резерва по сомнительным долгам в налоговом учете позволяет учесть в расходах для базы по прибыли (внереализационных) потери от неоплаты долга в более ранние сроки, чем это произойдет, когда задолженность уже станет безнадежной. Но затем, когда безнадежность долга станет очевидной и его нужно будет списать, такое списание осуществится уже не за счет отнесения на расходы, а за счет сумм сформированного резерва по этому долгу (пп. 4, 5 ст. 266 НК РФ). При этом расхождения в суммах списываемого безнадежного долга и существующего резерва по нему в момент списания будут учтены в финрезультате (в доходах или в расходах), влияющем на налоговую базу по прибыли.

И не забывайте о рисках, если речь идет об учете задолженности, возникшей между взаимозависимыми лицами. Налоговики посчитают, что единственной деловой целью «бездействия» компании являлось списание с баланса задолженности и учет ее в качестве безнадежной, а само бездействие носило характер прощения долга. А это грозит доначислениями.

И еще один момент. Вы вправе признать сомнительной или безнадежной задолженность, даже если никаких мер по взысканию этой задолженности не принималось. В частности, не важно, направлены ли контрагенту претензии, поданы ли в суд исковые заявления и т.п.
Ведь по своей природе списание безнадежной к взысканию задолженности в состав расходов является способом корректировки доходов, ранее отраженных в налоговом учете, но фактически не полученных компанией. Этим обеспечивается взимание налога, исходя из реально сложившейся прибыли.

  • Полная сумма долга заносится в резерв в том случае, если имеются сомнительные долги, сроки которых превышают девяносто дней с момента возникновения.
  • Резерв включает в себя пятидесяти процентную сумму долга в том случае, если он просуществовал с момента возникновения от сорока пяти – до девяносто дней.
  • В том случае, если имеются сомнительные долги, которые еще не достигли сорока пяти дней с момента возникновения.

В последний день за период отчетности, когда следует произвести полную инвентаризацию дебиторской задолженности организации, может быть создан резерв по со мнительным долгам. С точки зрения размеров данного вида резерва, здесь учитывается каждый должник в отдельности. Каждый должник несет свою часть ответственности за определенные долги, которые влияют на размер резерва. При этом производится точная оценка положения дел должника с финансовой точки зрения, а также возможности погашения долга.

Необходимо соблюдать одно условие. Не более десяти процентов от прибыли за отчетный период может входить в создаваемый резерв. Также, средства, вложенные в резерв на сомнительные долги, могут быть потрачены только с целью погашения этих долгов. В том случае, если последние признаны безнадежными. Учитывая то, что резерв создается по каждому из должников, то аналитическая работа по учету непременно ведется за каждой задолженностью.

При этом используется счет 007, так называемый забалансовый, на котором и учитывается сумма задолженности по дебету. Срок действия данной статьи на определенные суммы распространяется в течении пяти лет. Это время используется для изыскания возможных путей погашения задолженности. В том случае, если сумма по истечении означенного срока не может быть погашена, она просто списывается, как безнадежная.

Документальный учет резерва производится на основании счета 63 «Резерв сомнительных долгов». На создание данного резерва влияет доход организации, поскольку он образуется за её счет. В этом случае принято отражать этот факт проводкой (Д91-2 – К63 – создание резерва сомнительных долгов).

Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете в 2022 году

Образование резерва сомнительных долгов для целей НУ необязательно. Если его создают, то в работе с резервом необходимо соблюдать все правила, установленные для него ст. 266 НК РФ. Различия в порядках создания резерва в БУ и НУ обусловливают наличие расхождений между данными 2 учетов, расцениваемых как временные разницы. Эти разницы учитывают по правилам ПБУ 18/02.

Начисление РСД. Учет резервов по сомнительной дебиторской задолженности, относительно которой существует риск невозврата, ведут на счете 38. По кредиту этого счета отражают создание РСД, а по дебету — списание дебиторской задолженности или уменьшение начисленных резервов.

Обратите внимание! Ранее мы упоминали, что РСД создают отдельно для каждого вида дебиторской задолженности. Поэтому для удобства составления финотчетности рекомендуем открыть к счету 38 аналитические субсчета в разрезе отдельных статей задолженности (например, субсчет 38/Реализация — для РСД по дебиторской задолженности за продукцию, товары, работы, услуги, субсчет 38/Вексель — для РСД по задолженности, обеспеченной векселями, и т. д). Применять отдельные субсчета для разных РСД рекомендует и Минфин в письме от 07.07.2004 г. № 31-04200-01-29/12137 (ср. 025069200).

Образование резерва по сомнительным долгам в налоговом учете позволяет учесть в расходах для базы по прибыли (внереализационных) потери от неоплаты долга в более ранние сроки, чем это произойдет, когда задолженность уже станет безнадежной. Но затем, когда безнадежность долга станет очевидной и его нужно будет списать, такое списание осуществится уже не за счет отнесения на расходы, а за счет сумм сформированного резерва по этому долгу (пп. 4, 5 ст. 266 НК РФ). При этом расхождения в суммах списываемого безнадежного долга и существующего резерва по нему в момент списания будут учтены в финрезультате (в доходах или в расходах), влияющем на налоговую базу по прибыли.

Отметим, что в бухучете предельной величины для резервного фонда по сомнительной задолженности не установлено. Однако в налоговом учете лимит регламентирован — до 10 % от суммы полученной выручки за квартал, полугодие или 9 месяцев либо год (п. 4 ст. 266 НК РФ).

Рекомендуем прочесть:  Пенсия чернобыльцам 2022 году

Бюджет резерв по долгам

Однако, если сторонами договора являются взаимозависимые лица, формирование резерва без уменьшения его на сумму кредиторской задолженности может быть расценено как получение необоснованной налоговой выгоды: искусственное создание резерва. То есть, квалификация долга как сомнительного может быть оспорена.

1. Организация создает резерв сомнительных долгов по дебиторской задолженности, в отношении которой существует вероятность неполучения причитающихся сумм в установленные сроки. Резерв создается не только в отношении просроченной задолженности, но и той, срок погашения которой еще не наступил.

По состоянию на конец III квартала организация вправе увеличить размер резерва по сомнительным долгам в налоговом учете до 100 процентов от суммы задолженности (срок задолженности – более 90 дней). Максимальный размер резерва на конец III квартала не должен превышать 2 500 000 руб. (25 000 000 руб. × 10%). Сумма резерва составила 1 200 000 руб. (600 000 руб. + 600 000 руб.).

Если сумма признанного резерва оказалась больше, чем необходимо для исполнения обязательств, то неиспользованная сумма резерва списывается с отнесением на уменьшение расходов текущего периода. Если меньше – то разница между суммой признанного резерва и затратами по исполнению обязательства признается расходами текущего периода.

Блог ведет – Жугер Елена Викторовна. Директор аудиторской компании «БелАудитАльянс» • Автор бизнес–статей в деловых и профессиональных изданиях • Сертифицированный аудитор • Эксперт-консультант • Налоговый консультант • Председатель комитета по методологии и аудиту общественного объединения «Ассоциация аудиторских организаций»

Основание создания – для этого типа резерва им послужат результаты проведенной в последний отчетный день инвентаризации дебиторских задолженностей. Размер резервных отчислений – для каждого неплательщика определяется по отдельности (аналитический учет сомнительных долгов).

Например, если выбран способ экспертной оценки каждого сомнительного долга, то в учетной политике нужно прописать конкретные критерии (например, показатели платежеспособности и финансового состояния должника), на которых основывается такая оценка. Если выбран способ расчета резерва в зависимости от периода просрочки каждого сомнительного долга, то в учетной политике нужно установить соответствующие процентные значения отчислений в (они могут совпадать с применяемыми в налоговом учете, а могут и не совпадать).

Проводки: На конец года ДЗ в балансе нужно уменьшить на объем сомнительных долгов: 120 — 50 = 70 т руб. 2. Допустим, в июне 2022 года ООО «У» было ликвидировано. Поскольку ранее сумма их долга включалась в фонд, то и списываться она будет с этого же счета 63 «Резерв по сомнительным долгам».

Если выбран способ расчета в зависимости от периода просрочки каждого сомнительного долга, то в учетной политике нужно установить соответствующие процентные значения отчислений в (они могут совпадать с применяемыми в налоговом учете, а могут и не совпадать).

У нас на сайте каждый может бесплатно скачать образец интересующего договора или образца документа, база договоров пополняется регулярно. В нашей базе более 5000 договоров и документов различного характера. Если вами замечена неточность в любом договоре, либо невозможность функции “скачать” какого-либо договора, обратитесь по контактным данным. Приятного времяпровождения!

Сегодня и навсегда — загрузите документ в удобном формате! Уникальная возможность скачать любой документ в DOC и PDF абсолютно бесплатно. Многие документы в таких форматах есть только у нас. После скачивания файла нажмите «Спасибо», это помогает нам формировать рейтинг всех документов в базе.

Налоговый кодекс РФ, Статья 266 НК РФ

Для налогоплательщиков-банков сомнительным долгом также признается задолженность по уплате процентов, образовавшаяся после 1 января 2022 года, по долговым обязательствам любого вида в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, вне зависимости от наличия залога, поручительства, банковской гарантии.

Для налогоплательщиков — страховых организаций, определяющих доходы и расходы по методу начисления по договорам страхования, сострахования, перестрахования, по которым сформированы страховые резервы, резерв сомнительных долгов по дебиторской задолженности, связанной с уплатой страховых премий (взносов), не формируется.

2. Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

Для налогоплательщиков — кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций не признается сомнительной задолженность, по которой в соответствии со статьей 297.3 настоящего Кодекса предусмотрено создание резервов на возможные потери по займам.

  • 1) по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 календарных дней — в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;
  • 2) по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 календарных дней (включительно) — в сумму резерва включается 50 процентов от суммы выявленной на основании инвентаризации задолженности;
  • 3) по сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 дней — не увеличивает сумму создаваемого резерва.

Статья 266

2. Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

3. Налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном настоящей статьёй. Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода. Настоящее положение не применяется в отношении расходов по формированию резервов по долгам, образовавшимся в связи с невыплатой процентов, за исключением банков, кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций. Банки вправе формировать резервы по сомнительным долгам в отношении задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой процентов по долговым обязательствам, а также в отношении иной задолженности, за исключением ссудной и приравненной к ней задолженности. Кредитные потребительские кооперативы и микрофинансовые организации вправе формировать резервы по сомнительным долгам в отношении задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой процентов по долговым обязательствам.

  • 1) по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 календарных дней — в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;
  • 2) по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 календарных дней (включительно) — в сумму резерва включается 50 процентов от суммы выявленной на основании инвентаризации задолженности;
  • 3) по сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 дней — не увеличивает сумму создаваемого резерва.

1. Сомнительным долгом признаётся любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией. При наличии у налогоплательщика перед контрагентом встречного обязательства (кредиторской задолженности) сомнительным долгом признаётся соответствующая задолженность перед налогоплательщиком в той части, которая превышает указанную кредиторскую задолженность налогоплательщика перед этим контрагентом. При наличии задолженностей перед налогоплательщиком с разными сроками возникновения уменьшение таких задолженностей на кредиторскую задолженность налогоплательщика производится начиная с первой по времени возникновения.

При этом сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам, исчисленного по итогам налогового периода, не может превышать 10 процентов от выручки за указанный налоговый период, определяемой в соответствии со статьёй 249 настоящего Кодекса (для банков, кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций — от суммы доходов, определяемых в соответствии с настоящей главой, за исключением доходов в виде восстановленных резервов). При исчислении резерва по сомнительным долгам в течение налогового периода по итогам отчетных периодов его сумма не может превышать большую из величин — 10 процентов от выручки за предыдущий налоговый период или 10 процентов от выручки за текущий отчетный период.

Довольно долго большинство бухгалтеров считало, что создание резервов — это дело добровольное. Причем как в налоговом учете, так и в бухгалтерском. Поэтому те, кто не хотел прибавлять себе работы, их вообще не создавали. Однако в прошлом году, внеся поправки в Положение по ведению бухучета и бухотчетност и Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н (далее — Положение по ведению бухучета и бухотчетности); Приказ Минфина России от 24.12.2010 № 186н и приняв ПБУ 8/2010 ПБУ «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы», утв. Приказом Минфина России от 13.12.2010 № 167н , Минфин четко дал понять, что в бухучете создание резервов — не дело вкуса. И только у малых предприятий вопрос создания некоторых из резервов может быть основан на желании. А все остальные организации либо должны создавать бухгалтерский резерв, либо не должны и не могут.

  1. Если сомнительной задолженности менее 45 дней, то резерв не создается.
  2. Просрочка более 45 дней, но менее 90 дней — сумма РФ до 50 % от величины просроченной дебиторской задолженности.
  3. Обязательства просрочены более чем на 90 дней — создается РФ на полную сумму задолженности.

Пункт 5 статьи 266 Налогового кодекса РФ требует корректировать сумму резерва на 2022 год на сумму неиспользованного за 2022-й. Однако так поступать нужно только в том случае, если принято решение перенести оставшиеся с 2022 года резервные суммы на 2022-й. Если же такой перенос не запланирован, то суммы, учтенные в 2022 году как внереализационные расходы, придется включить в состав внереализационных доходов (п. 7 ст. 250 НК РФ).

Рекомендуем прочесть:  Пособие По Беременности И Родам Вычитаются Ли Какие-Либо Периоды Из Расчетного Периода В 2022 Году

И не забывайте о рисках, если речь идет об учете задолженности, возникшей между взаимозависимыми лицами. Налоговики посчитают, что единственной деловой целью «бездействия» компании являлось списание с баланса задолженности и учет ее в качестве безнадежной, а само бездействие носило характер прощения долга. А это грозит доначислениями.

Работа по созданию РФ начинается с выявления оснований, то есть определения у конкретных долгов признаков сомнительности. Как это происходит? Основания выявляются по итогам инвентаризации дебиторских задолженностей в конце отчётных периодов. Это регулярная работа, которая помогает своевременно провести деньги в фонд.

Расчет резерва по сомнительным долгам в бухучете

Создание резерва в бухучете по указанной дебиторской задолженности — не право, а обязанность организации. В своей учетной политике она может прописать периодичность, с которой будет его создавать (в нашем случае — на конец отчетного месяца ежемесячно, т.е. январь 2022 года) (п. 43 Инструкции N 102).

По данным бухучета за 2022-2022 годы общая сумма дебиторской задолженности от реализации продукции (товаров, работ, услуг), признанной безнадежной к получению и списанной со счетов учета расчетов, составляет 18 160 руб., а общая сумма выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за этот период — 512 140 руб. За январь 2022 года выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) составила 14 350 руб.

Отметим, что на величину созданного резерва уменьшается дебиторская задолженность, отражаемая в балансе (строки 170 и 250) (ч. 8 п. 12, ч. 15 п. 13 НСБУ N 104). Поэтому можно сказать, что резерв позволяет показать такую задолженность в отчетности в сумме, реальной к получению. Благодаря этому пользователи данной отчетности видят достоверную величину дебиторской задолженности и могут объективно оценить финансовое положение организации. Информация о резервах раскрывается в примечаниях к отчетности (абз. 4 подп. 52.9, абз. 3 ч. 1 подп. 52.17 НСБУ N 104).

Сумма создаваемого резерва (574 руб.) отражается в бухучете по дебету субсчета 90-10 «Прочие расходы по текущей деятельности» и кредиту счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» на основании разработанного организацией первичного учетного документа, например, бухгалтерской справки-расчета (п. 46 Инструкции N 102, п. 1 — 4 ст. 10 Закона N 57-З).

Добрый день!
Хочу задать вопрос по разъяснению законодательства по бух.учету по вопросу создания резерва по сомнительным долгам (я не знаю, могу ли я задать этот вопрос в рамках моей подписки, но я бы хотела все-равно получить консультацию от ваших аудиторов за рамками этой подписки, по отдельной договоренности).
ООО (ОСНО) имеет ДЗ по банку, лицензия отозвана в 2009 г. и сейчас идет конкурсное производство. Последний платеж в погашение задолженности был 10.12.2022 г. До 2022 г. резерв по долгу не создавался.
Как я понимаю, в законодательстве по б.у. точно не прописана методика создания резерва, соответственно получается резерв необходимо создавать не всю сумму задолженности, но тогда, при создании резерва в б.у. на всю сумму долга у ООО образуется значительный убыток и ЧА становятся сильно меньше УК, и этот убыток ООО не сможет покрыть в течение многих лет, не говоря уже о сроке в 2 года, после которых по законодательству об ООО возникает необходимость ликвидации.
Вопрос: Может ли ООО самостоятельно определить и применить методику создания резерва в б.у. (в налоговом учете резерв не создается), утвержденную в учетной политике, например: «Резерв создается в размере не более 5-10% от выручки текущего (предыдущего) года (не более 50% прибыли», хотя отсылка к прибыли совсем уж, наверное, не корректная, возможно лучше сослаться на ЧА)? Или возможно совместить условия сумму ДЗ и выручки: «Резерв создается в сумме (или %) от ДЗ, но не более % от выручки»?
Прошу ответить, корректно ли и возможно ли применить данный подход при создании резерва по сомнительным долгам в рамках законодательства по б.у. и сложившейся ситуации?

Добрый день! Мы не аудиторы, и не вправе давать экспертные оценки с точки зрения законодательства и методологии учета. Вы можете учесть мое мнение по данному вопросу.
При определении процента резервирования по каждому долгу должна оцениваться вероятность погашения задолженности контрагентом полностью или частично.
Приниматься в расчет должно именно финансовое положение контрагента-должника и его платежеспособность (п. 70 Приказа Минфина от 29.07.1998 N 34н).
В связи с этим не вижу возможности, как можно обосновать методику расчета резерва по сомнительным долгам в БУ на основании % от прибыли, выручки либо ЧА.
Сделала Вам подборку материалов в части законодательства (из рубрикатора по законодательству в том числе), возможно, пригодится:
Пример Методики по созданию резерва по сомнительным долгам
Резерв сомнительных долгов: нормативное регулирование
Резерв сомнительных долгов: сравнение правил формирования в двух видах учета

При этом сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам, исчисленного по итогам налогового периода, не может превышать 10 процентов от выручки за указанный налоговый период, определяемой в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса (для банков, кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций — от суммы доходов, определяемых в соответствии с настоящей главой, за исключением доходов в виде восстановленных резервов). При исчислении резерва по сомнительным долгам в течение налогового периода по итогам отчетных периодов его сумма не может превышать большую из величин — 10 процентов от выручки за предыдущий налоговый период или 10 процентов от выручки за текущий отчетный период.

— долг перед налогоплательщиком, по которому истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации

РСД создается только по дебиторской задолженности, возникшей в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг. К примеру, нельзя создавать РСД по задолженности по выданному авансу для приобретения чего-либо (так как задолженность не связана с реализацией). Нельзя создавать РСД и по задолженности по выданному займу.

Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) также признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенным в порядке, установленном Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в случае возврата взыскателю исполнительного документа по следующим основаниям:

Для налогоплательщиков-банков сомнительным долгом также признается задолженность по уплате процентов, образовавшаяся после 1 января 2022 года, по долговым обязательствам любого вида в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, вне зависимости от наличия залога, поручительства, банковской гарантии.

Порядок формирования резервов по сомнительным долгам

  • по завершении срока исковой давности (3 года);
  • при наличии выданного ФССП постановления о невозможности взыскания;
  • в случае ликвидации контрагента;
  • под влиянием обстоятельств, не зависящих от воли сторон (в т. ч. создавшихся вследствие выдачи акта органа государственной власти), приводящих к невозможности выполнения обязательств по оплате долга.

Сформированный резерв в обоих учетах предназначен для того, чтобы списать за счет него сомнительную задолженность, ставшую безнадежной. Образование резерва и в БУ, и в НУ напрямую отражается на финрезультате, и происходит это существенно раньше, чем туда попадает безнадежная задолженность. В связи с этим формирование резервов по сомнительным долгам позволяет досрочно учесть в расходах (в т. ч. в принимаемых для целей обложения налогом на прибыль) потери от списания задолженности, которая впоследствии может оказаться безнадежной.

Правила формирования резервов по сомнительным долгам в БУ и в НУ различаются в достаточной степени, чтобы между моментами признания долга сомнительным и размерами созданных по нему резервов не было полного тождества. Попытка сблизить эти правила, установив для бухучета те же принципы, которые действуют в НУ, может привести к нарушению положений, требующих образования резерва в бухучете. Например, таким положением является обязательность создания резерва по задолженности любого вида, а не только по долгам покупателей. Поэтому совпадение по датам создания и размерам резервов в БУ и в НУ возможно, но оно будет скорее исключением из правил.

Таким образом, бухгалтерское законодательство, в отличие от налогового, дает возможность относить к числу сомнительных не только те долги, срок оплаты которых уже истек, но и ту задолженность, оплата которой по тем или иным причинам вызывает обоснованные сомнения. То есть понятие сомнительного долга в бухучете трактуется более широко.

Кроме того, резерв, созданный в бухучете, позволяет соблюсти одно из главных требований, предъявляемых к этому учету: требование достоверности учетных данных и, соответственно, отчетности, составленной по этим данным (п. 1 ст. 13 закона РФ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Достоверность учетных и отчетных данных, в свою очередь, оказывается важной при проведении экономического анализа и принятии основанных на нем решений экономического характера.

Создание резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете проводки

Существует ряд причин для того, чтобы создавать резерв по сомнительным долгам на предприятии. Резерв позволяет увидеть конкретные обязательства дебиторов, реальный финансовый результат в бухгалтерской отчетности, а также позволяет компаниям оценить возможные убытки, возникшие из-за долга. Поэтому, когда в компании возникают сомнительные долги обязательно нужно создать резерв всем компаниям, даже тем, которые ведут бухгалтерский учет в упрощенном виде.

  1. Для начала нужно определить насколько должник платежеспособен. То есть собрать всю возможную информацию о должнике, провести анализ этой информации самостоятельно принять решение о платежеспособности должника.
  2. Затем нужно определить критерии неплатежеспособности и прописать их в учетной политике. Например таким образом: «При оценке дебиторской задолженности на предмет создания резерва по сомнительным долгам учитывать срок задолженность, а также сумму долга».
  3. Затем непосредственно формируется резерв, руководствуясь ПБУ 21/2008, п.2, П.3. Читайте также статью: → «Изменения оценочных значений (ПБУ 21/2008)».
  4. Формирование резерва отражается проводками.
  5. Списывается безнадежная задолженность, руководствуясь Положением по ведению бухгалтерского учета п.77
  6. Факт создания резерва оформляется приказом.
Рекомендуем прочесть:  Порядок начисления дивидендов в ооо на усн

До 2022 года компании имели право включать в резерв всю сумму долга. В настоящее время это четко регламентируется п.1ст.266 НК РФ. При этом, нужно учитывать, что впервые применить данное нововведение компании имеют право только по итогам 1-го квартала 2022 года. А резервы 2022 используются по требованиям НК РФ в прежней редакции.

Рассмотрим как создавать резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете на конкретном примере. В учетной политике ООО «Континент» прописано, что резервы по сомнительным долгам должны формироваться на основании данных отдела продаж, применяя экспертный способ.

С 2022 года в формировании резерва произошли некоторые изменения. Так, например, если задолженность компании носит встречный характер, то есть когда определенный дебитор должен компании, а компания имеет обязательство перед этим дебитором, то сомнительной признается та часть долга, которая превышает обязательство.

  • определяется задолженность контрагентов, которая не была погашена в сроки, определенные договорами, и не обеспечена необходимыми гарантиями (сомнительные долги);
  • отдельно по каждому сомнительному долгу определяется сумма, на которую необходимо создать резерв, в зависимости от финансового состояния должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.

31. При оценке дебиторской задолженности на предмет необходимости создания по сомнительным долгам учитываются следующие обстоятельства: а) нарушение должником сроков исполнения обязательства; б) отсутствие обеспечения долга (залогом, задатком, поручительством, банковской гарантией и т. п.); в) возбуждение процедуры банкротства в отношении должника.

Списанные долги должны учитываться в течение пяти лет на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов». По окончании отчетного года суммы резервов сомнительных долгов, созданные в предыдущем отчетном году и не использованные в отчетном периоде, присоединяются к прибыли отчетного года и записываются в дебет счета 63 с кредита счета 91 «Прочие доходы и расходы». Дебиторская задолженность, по которой созданы резервы сомнительных долгов, отражается в балансе в оценке нетто, т.е.

Сомнительным долгом считают дебиторскую задолженность покупателей, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена какими-либо гарантиями (например, залогом, задатком, поручительством). Причем если у компании есть уверенность, что задолженность будет погашена в течение 12 месяцев после отчетной даты, то такой долг как сомнительный можно не рассматривать (1).

Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете можно не создавать только в том случае, когда в отношении просроченной дебиторской задолженности у организации на отчетную дату имеется уверенность в ее погашении (письмо Минфина России от 27 января 2012 г.

Действующая редакция

3. Налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов равномерно в течение отчетного (налогового) периода. Настоящее положение не применяется в отношении расходов на формирование резервов по долгам, образовавшимся в связи с невыплатой процентов, за исключением банков. Банки вправе формировать резервы по сомнительным долгам в отношении задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой процентов по долговым обязательствам, а также в отношении иной задолженности, за исключением ссудной и приравненной к ней задолженности.

2. Безнадежными долгами признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

5. Сумма резерва по сомнительным долгам, не полностью использованная налогоплательщиком в отчетном периоде на покрытие убытков по безнадежным долгам, может быть перенесена им на следующий отчетный (налоговый) период. При этом сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва должна быть скорректирована на сумму остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода. В случае, если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика по итогам отчетного периода. В случае, если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению во внереализационные расходы равномерно в течение отчетного (налогового) периода.

В случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, расходы по списанию долгов, признаваемых безнадежными в соответствии с настоящей статьей, осуществляются только за счет суммы созданного резерва. В случае, если сумма созданного резерва меньше суммы безнадежных долгов, подлежащих списанию, разница (убыток) подлежит включению в состав внереализационных расходов.

Учет резерва по сомнительным долгам

В соответствии с требованиями п.70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации все предприятия начиная с бухгалтерской отчетности 2011 года обязаны создавать резервы сомнительных долгов. Критериями признания дебиторской задолженности сомнительной являются:

Нереальная для взыскания задолженность — это так называемые безнадежные долги. Определение такого долга дает только налоговое законодательство. Так, согласно п.2 ст. 266 НК РФ безнадежными (нереальными для взыскания) признаются долги перед налогоплательщиком, по которым:

Списанная дебиторская задолженность учитывается за бухгалтерским балансом в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника (п. 77 Положения) и отражается на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов».

Резерв по сомнительным долгам

Организациям выгодно формировать резерв по сомнительным долгам с различных точек зрения. Одна из них основана на том, что резерв включается в состав налоговых расходов предприятия. При формировании резерва сомнительных долгов, важно иметь в виду, что в системе бухгалтерского и налогового его учета есть отличия.

  1. резерв должен создаваться по расчетам за услуги, товары и продукцию. В резерв не попадают суммы авансов, ранее перечисленных поставщикам. Следовательно, резерв создается строго под реальную задолженность покупателей;
  2. резерв формируется на основе результатов полученных при проведении инвентаризации дебиторской задолженности предприятия;
  3. сумма резервов определяется самостоятельно по каждому из сомнительных долгов с учетом платежеспособности должника и степени вероятности погашения долга в полной сумме либо частично.
  1. Отличие по предмету задолженности. Резерв в бухгалтерском учете может создаваться в отношении признанной сомнительной дебиторской задолженности. В системе налогового учета резерв может формироваться только по задолженности за работы, продукцию и услуги;
  2. Отличие по праву создания. Формирование сумм резерва по сомнительным долгам в системе бухгалтерского учета является обязанностью организации. В налоговом учете создание этого резерва – это право, в том случае когда предприятие применяет метод начисления;
  3. Отличие по периоду возникновения задолженности. В бухгалтерском учете сомнительной признается задолженность, срок погашения по которой уже наступил, а также та задолженность, срок погашения которой пока не наступил. В системе налогового учета к сомнительной относится та задолженность, которая не погашена в договорные сроки.
  • при погашении задолженности восстановлен;
  • восстановлен по причине отсутствия оплаты от покупателя по итогам следующего за годом формирования резерва годом. В данном случае сумма восстановленного резерва отражается в составе прочих доходов (счет 91);
  • использован частично или полностью. Это происходит, когда за счет резерва списывается безнадежная дебиторская задолженность.

Требования действующих ПБУ определяют, что объем в стоимостном выражении сомнительной задолженности должен быть снова учтен перед составлением годовой отчетности при формировании резерва на конец текущего года. Возможно лишь провести корректировку резерва по итогам года.

Даже если судебное решение о взыскании долга по ЖКХ было вынесено и вступило в законную силу, долг в итоге может оказаться не погашен. Если у должника отсутствуют доходы и имущество, на которые может быть обращено взыскание, исполнительный лист будет возвращен взыскателю без исполнения (подробнее об этом здесь).

Начиная с отчетности за 2011 год компания обязана создавать резерв сомнительных долгов, если у нее есть дебиторская задолженность, которую можно считать сомнительной (раньше формирование такого резерва было правом, а не обязанностью). Это значит, что теперь в учетной политике не нужно отражать решение о формировании данного резерва в бухучете.

Однако, по мнению Минфина, высказанному в Письмах от 17.10.2005 N 03-03-04/1/278, от 03.10.2005 N 03-03-04/1/242, от 03.03.2005 N 03-03-01-04/1/84, данные документы не являются основанием для учета задолженности в составе безнадежной. Поддерживают позицию Минфина и налоговики (Письма МНС России от 15.09.2004 N 02-5-10/53, УФНС по г. Москве от 02.08.2005 N 20-12/54789, УМНС по Московской области от 24.03.2005 N 22-22/2831).

Если гражданин получит счет за услуги, которые были оказаны предыдущему собственнику, требуется обратиться в управляющую компанию. В заявлении нужно указать требование проведения перерасчета по финансово-лицевому счету или открытие его на нового владельца. Необходимо подготовить два экземпляра документа и передать их лично. На втором нужно попросить поставить отметку о принятии и дату.

  • истечение срока платежа;
  • информация о неплатежеспособности должника;
  • информация о невозможности должника изготовить продукцию в случае перечисления авансового платежа;
  • наличие исполнительных производств и процедура банкротства.
Оцените статью
Ответы от Дежурного юриста на ЮрГрупп.ру