Правовое регулирование порядка усыновления ребенка ни беседкина

Содержание

Правовое регулирование порядка усыновления ребенка

В случае отрицательного заключения орган опеки и попечительства уведомляет об этом претендентов, в том числе об отказе в постановке на учет в качестве кандидатов в усыновители, возвращает документы и разъясняет порядок обжалования. Положительное заключение является основанием для автоматической постановки на учет таких претендентов, но уже в качестве кандидатов в усыновители. После этого кандидат самостоятельно обращается к региональному или федеральному оператору, представляет сведения о себе и о ребенке, которого хотел бы усыновить (указывает пол, возраст, внешние характеристики, состояние здоровья и пр.). Эти сведения оператор банка данных документирует в виде анкеты, заполняемой кандидатом в целях их учета в государственном банке данных о детях и обеспечения доступа таких граждан к содержащейся в банке данных о детях информации (ст. 7 Федерального закона от 16 апреля 2022 года N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»). Заполненная кандидатом анкета относится к конфиденциальной информации и является основанием для представления доступа кандидату к анкетам детей, оставшихся без родительского попечения, которые также носят конфиденциальный характер (ст. 8, 11 Федерального закона от 16 апреля 2022 года N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»). В ситуации, когда несколько граждан указали одинаковую информацию о детях, которых желали бы усыновить, приоритет в получении доступа к анкете такого ребенка имеет гражданин, срок учета сведений о котором в государственном банке данных о детях установлен ранее, чем о других кандидатах. На оператора государственного банка данных возлагается обязанность не реже чем один раз в месяц уведомлять кандидата в письменной форме о результатах поиска ребенка в каждом случае поступления новых сведений о детях, оставленных без родительского попечения (ст. 12 Федерального закона от 16 апреля 2022 года N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»). При выборе ребенка кандидатам оператором государственного банка данных (региональным или федеральным) выдается направление на посещение ребенка. Направление действует в течение 10 дней с момента его выдачи. В соответствии с п. 12 Правил о передаче детей на усыновление кандидаты в усыновители обязаны лично: познакомиться с ребенком и установить с ним контакт, ознакомиться с документами усыновляемого ребенка, подтвердить в письменной форме факт ознакомления с медицинским заключением о состоянии здоровья ребенка. Количество посещений не нормировано, однако по сложившейся практике усыновителям рекомендуют навестить выбранного ребенка не менее девяти раз. Это не только поможет ребенку хотя бы немного привыкнуть к «новому» для него взрослому, но также даст возможность кандидату еще несколько раз обдумать, усыновлять или нет конкретного ребенка. При усыновлении младенца по объективным причинам достаточно сложно установить контакт, даже при неоднократном посещении, но именно в таких ситуациях более важным является «привыкание» усыновителя, возможность принять взвешенное решение, полностью отвечающее интересам выбранного ребенка. Если решение об усыновлении выбранного ребенка принято, кандидату следует обратиться с заявлением об установлении усыновления в суд. С этого момента начинается судебный этап в процедуре усыновления. Рассмотрение и разрешение судом дел об усыновлении производятся в порядке особого производства, т. е. по общим правилам искового производства с особенностями, установленными главами 27 и 29 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее — ГПК РФ). В силу подпункта 14 пункта 1 статьи 333.36 части второй Налогового кодекса РФ усыновители освобождены от уплаты государственной пошлины по делам об усыновлении. Кандидаты — граждане РФ подают заявление об установлении усыновления в районный суд по месту жительства (нахождения) ребенка. В отношении граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, иностранных граждан или лиц без гражданства, желающих усыновить ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, действуют правила об иной подсудности: такие лица подают заявление соответственно в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка (ст. 269 ГПК РФ). К заявлению кандидата в усыновители прилагаются документы, указанные в ст. 271 ГПК РФ, в двух экземплярах. Российские граждане, желающие усыновить ребенка, являющегося иностранным гражданином, помимо основных документов прилагают также согласие законного представителя ребенка и компетентного органа государства, гражданином которого он является, и, если это требуется в соответствии с нормами права такого государства и (или) международным договором Российской Федерации, согласие самого ребенка на усыновление (п. 3 ст. 271 ГПК РФ). При подготовке дела к судебному разбирательству судья обязывает органы опеки и попечительства по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка представить в суд заключение об обоснованности и о соответствии усыновления интересам ребенка с указанием сведений о факте личного общения усыновителей (усыновителя) с усыновляемым ребенком (п. 2 ст. 125 Семейного кодекса РФ, п. 1 статьи 272 ГПК РФ). К этому заключению органы опеки и попечительства должны приложить: 1) акт обследования условий жизни усыновителей (усыновителя), составленный органом опеки и попечительства по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка либо по месту жительства усыновителей (усыновителя); 2) свидетельство о рождении усыновляемого ребенка; 3) медицинское заключение о состоянии здоровья, о физическом и об умственном развитии усыновляемого ребенка. Данный документ выдается экспертными медицинскими комиссиями органов управления здравоохранения субъектов РФ по вопросам медицинского освидетельствования детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставляется кандидатам в усыновители для ознакомления (Приказ N 369 Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ и Приказ N 641 Министерства образования от 25 декабря 1995 года «О медицинском освидетельствовании детей, передаваемых на воспитание в семью» ). Кроме того, кандидаты в усыновители имеют право на проведение независимой экспертизы в медицинских учреждениях, имеющих лицензию на медицинскую деятельность по вопросам, связанным с освидетельствованием состояния здоровья ребенка, передаваемого на воспитание в семью. Независимое медицинское освидетельствование осуществляется при участии медицинского работника учреждения, из которого ребенок передается на воспитание в семью. Обычные справки медицинского учреждения или врача не должны приниматься судом в качестве надлежащего документа, свидетельствующего о состоянии здоровья, о физическом и об умственном развитии ребенка, на что рекомендует обращать внимание Верховный Суд РФ (абз. 3 п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.04.2022 N 8 ); ——————————— Приказ Минздравмедпрома РФ N 369, Минобразования РФ N 641 от 25.12.1995 «О медицинском освидетельствовании детей, передаваемых на воспитание в семью» (вместе с «Положением об экспертной медицинской комиссии органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации») (зарегистрировано в Минюсте РФ 05.03.1996 N 1045) // Российские вести. 24.04.1996. N 77. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.04.2022 N 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» // Российская газета. N 92. 03.05.2022.

Порядок усыновления ребенка сформулирован в статье 125 Семейного кодекса РФ, а также главе 29 Гражданского процессуального кодекса РФ . Порядок передачи детей на усыновление, а также осуществления контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей на территории Российской Федерации определен в Постановлении Правительства РФ от 29 марта 2022 г. N 275 «Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации» (далее — Правила передачи детей на усыновление) . ——————————— Собрание законодательства РФ. 18.11.2022. N 46. Ст. 4532. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2022 N 138-ФЗ (утратил силу) // Собрание законодательства РФ. 10.04.2022. N 15. Ст. 1590.

Правовое регулирование порядка усыновления ребенка

Первый, досудебный, этап начинается с подачи лицом, желающим усыновить ребенка, в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявления с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителем. Заявление с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителем и прилагаемые к нему документы могут быть поданы гражданином в орган опеки и попечительства лично, либо с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», или регионального портала государственных и муниципальных услуг (функций), или официального сайта органа опеки и попечительства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, либо через должностных лиц многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, с которыми у органа опеки и попечительства заключены соглашения о взаимодействии.

  1. согласие родителей ребенка на его усыновление при усыновлении ребенка родителей, не достигших возраста шестнадцати лет, также согласие их законных представителей, а при отсутствии законных представителей — согласие органа опеки и попечительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 130 Семейного кодекса Российской Федерации;
  2. согласие на усыновление ребенка его опекуна (попечителя), приемных родителей или руководителя учреждения, в котором находится ребенок, оставшийся без попечения родителей. Согласие должно быть выражено в письменной форме. Вместе с тем согласно ст. 131 Семейного кодекса РФ суд вправе в интересах ребенка вынести решение о его усыновлении без согласия вышеуказанных лиц;
  3. при усыновлении ребенка гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, иностранными гражданами или лицами без гражданства, не являющимися родственниками ребенка, документ, подтверждающий наличие сведений об усыновляемом ребенке в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, а также документы, подтверждающие невозможность передачи ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации или на усыновление родственниками ребенка независимо от гражданства и места жительства этих родственников.
Рекомендуем прочесть:  Покупка Квартиры В Кредит С Материнским Капиталом

Проблема правового регулирования усыновления детей

В целях максимального обеспечения интересов ребенка и усыновителей законодатель устанавливает институт тайны усыновления, а также закрепляет меры по обеспечению ее соблюдения. С нашей точки зрения, вопрос о сохранении тайны усыновления должен решаться субъектами конкретных отношений. Конечно, если отношения между усыновителем и ребенком изначально строятся на началах правдивости и открытости, в дальнейшем будет значительно легче пережить многие трудности, связанные с происхождением ребенка. Ребенок будет готов к принятию информации, он будет знать правду.

8. Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства: Постановление Правительства РФ от 29.03.00г. № 275 (ред. от 10.02.2022 № 93) // Консультант Плюс: комп. справ. правовая система. — Режим доступа: http://www.consultant.ru. — (Дата обращения 03.02.2022).

Юридические услуги в Тамбове

Для взыскания убытков с арбитражного управляющего необходимо обратиться с требованием о компенсации убытков в суд, а при его удовлетворении — к арбитражному управляющему или в страховую организацию, где застрахована его ответственность. При недостаточности страховой выплаты соответствующее требование может быть предъявлено к СРО.

Основной принцип моей работы – прозрачность действий, индивидуальный подход к каждому делу, опыт вкупе с применением только последних новшеств в законодательстве, что позволяет получать положительные результаты!

Правовое регулирование усыновления детей — граждан РФ иностранными гражданами

В тоже время необходимо учитывать, что термин «международное усыновление» является условным и используется в юридической литературе для обозначения правовой ситуации, когда усыновитель и усыновляемый имеют разные гражданства. Кроме того, к международному усыновлению относят и случаи усыновления российских детей гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за рубежом. Усыновление российских детей иностранными гражданами, лицами без гражданства, гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, производится с некоторыми законодательно установленными отступлениями от принципа национального режима, основная задача которых состоит в обеспечении права ребенка воспитываться по возможности в стране своего происхождения. В соответствии со ст. 21 Конвенции ООН «О правах ребенка» «усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным». Кроме того, ст. 8 Конвенции гарантирует каждому ребенку право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи. Таким образом, изъятия из принципа национального режима продиктованы в первую очередь заботой об интересах детей. В соответствии со ст. 165 СК РФ усыновление, как и отмена усыновления, на территории Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, производится в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является усыновитель (при усыновлении ребенка лицом без гражданства — в соответствии с законодательством государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства) на момент подачи заявления об усыновлении или об отмене усыновления. Таким образом, в качестве коллизионной привязки в этой норме выступает личный закон усыновителя. Вместе с тем при усыновлении на территории Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, закон настаивает на дополнительном соблюдении требований ст. 124-127 (за исключением абз. 8 п. 1 ст. 127), ст. 128 и ст. 129, ст. 130 (за исключением абз. 5), ст. 131-133 СК РФ, но с учетом положений международного договора Российской Федерации о межгосударственном сотрудничестве в области усыновления детей. Т. е. фактически все требования российского законодательства, касающиеся порядка, оснований и условий усыновления, должны быть соблюдены в указанных случаях, за некоторыми исключениями.

Правовое регулирование отношений по усыновлению осуществляется на основании норм гл. 19 СК РФ, Федерального закона О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, а также положений Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства и некоторых других нормативных правовых актов. Кроме того следует учитывать разъяснения Пленума Верховного Суда РФ (постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2022 г. №8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей»). При решении вопросов международного усыновления также необходимо учитывать положения международных источников права, например уже упоминавшейся Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989), а также региональных соглашений, таких, как Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (заключена в Минске 22.01.1993) (вступила в силу 19.05.1994, для Российской Федерации 10.12.1994).

Порядок и правовые последствия усыновления

К сожалению, практика показала, что работники ограничиваются лишь беседой с кандидатом в усыновители при оформлении заключения о возможности быть усыновителем Горохов Н.В. Права детей в Российской Федерации: законодательство и практика // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. — 2022. — №3. — С. 13..

Несомненно, существуют ситуации, когда блюсти тайну усыновления имеет прямой смысл. Например, некоторые женщины даже имитируют беременность, чтобы только выйти из стен родильного дома с тайно усыновленным ребенком на руках. Или в случаях, когда, усыновив маленького ребенка, семья переезжает на другое место жительства — туда, где их никто не знает. При таких обстоятельствах тайна усыновления может сыграть положительную роль, поскольку в силу того, что сужается круг осведомленных, значительно снижается и риск разглашения тайны усыновления Чучаев А., Рожнов А. Нарушение тайны усыновления // Законность: Ежемесячный правовой научно- практический журнал. — 2022. — №3. — С. 15-16..

Любая помощь студенту и школьнику

Усыновление детей гражданами другого государства приобрело массовый характер после окончания Второй мировой войны. Вынужденная, или, скорее, насильственная, миграция в ходе военных действий и сразу после их окончания закономерно привела к интернационализации усыновления[12].

В соответствии с п.3 Правил ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием орган опеки и попечительства в трехдневный срок со дня получения сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, обязан провести обследование условий жизни этого ребенка и, установив факт отсутствия попечения родителей, зарегистрировать данные о нем в журнале первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей[26].

Правовое регулирование усыновления (удочерения) детей по семейному законодательству Российской Федерации

Увеличение численности детей, ставших сиротами, происходит на фоне уменьшения общего числа детей, проживающих в России. Так, на начало 1995 г. в России проживало 38,8 млн. детей, в том числе 460,4 тыс. детей-сирот (12%), а но начало 1998 г. — 35,9 млн. детей, в том числе 596,8 тыс. детей-сирот (17%). По данным Прокуратуры России, число детей-сирот в 2022 г. возросло до 700 тыс., но 90% из них — «социальные сироты». Ужасающиеся цифры, а еще более ужасающая реальность: «социальные» сироты.

Рекомендуем прочесть:  Подтверждение Права Собственности На Недвижимость С 2022

Актуальность данной темы дипломной работы на современном этапе связана, прежде всего, с тем, что усыновление является важнейшим правовым институтом. Дети должны воспитываться в полноценной семье, обеспечивающее его нормальное развитие, где полностью соблюдены их права и законные интересы. В современном мире сотни тысяч детей сирот, детей остаются без попечения родителей. Одной из важнейших задач государства является сокращение численности детей сирот путем передачи их в семьи. Численность детей — сирот с каждым годом растет. Государство вкладывает средства на такие формы воспитания детей, как опека попечительство, приемная семья. Но все же самой оптимальной формой воспитания детей оставшихся без попечения родителей является усыновление (удочерение). Так как в усыновленной (удочеренной) семье дети приравниваются к родным и обретают законные права наравне с другими членами семи. Многое в судьбе ребенка зависит от органов опеки и попечительства, от их работоспособности, добропорядочности и соблюдении законности усыновления (удочерения).

Правовое регулирование усыновления детей – граждан РФ иностранными гражданами

Если же усыновление производится супругами, из которых один является гражданином одной договаривающейся стороны, а второй — гражданином другой договаривающейся стороны, то компетентным признается учреждение той договаривающейся стороны, на территории которой супруги имеют или имели совместное местожительство или местопребывание. Договорами о правовой помощи также установлено, что условием международного усыновления является согласие законного представителя и компетентного государственного органа, а также согласие ребенка, если это требуется по законодательству договаривающейся стороны, гражданином которой он является. Если ребенок усыновляется супругами, из которых один является, гражданином одной договаривающейся стороны, а второй — гражданином другой договаривающейся стороны, усыновление или его отмена должны производиться в соответствии с условиями, предусмотренными законодательством обеих договаривающихся сторон.

При решении вопросов международного усыновления также необходимо учитывать положения международных источников права, например уже упоминавшейся Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989), а также региональных соглашений, таких, как Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (заключена в Минске 22.01.1993, вступила в силу 19.05.1994, для Российской Федерации 10.12.1994).

Вое регулирование усыновления с иностранным элементом

Данная мера также предусмотрена для защиты прав ребенка и его родителей, однако ее эффективность весьма незначительна. Усыновление без согласия компетентного органа РФ не будет действительно в России, но будет действительно за границей, чего, чаще всего, вполне достаточно для усыновителей. Обеспечить реальное исполнение этого положения возможно только заключив двусторонний договор или подписав международную конвенцию по усыновлению.

Усыновление (удочерение), в т.ч. и отмена усыновления (удочерения) на территории РФ иностранными гражданами или лицами без гражданства ребенка, гражданина РФ, производится по законодательству государства, гражданином которого является усыновитель.

Правовое регулирование усыновления с иностранным элементом

При усыновлении с наличием иностранного элемента должны учитываться положения международных договоров Российской Федерации о межгосударственном сотрудничестве в области усыновления детей, заключенные с Азербайджаном, Албанией, Болгарией, Венгрией, Вьетнамом, Ираном, Кореей, Кубой, Кыргызстаном, Латвией, Литвой, Молдовой, Монголией, Польшей, Румынией, Чехословакией, Эстонией, Югославией.

Усыновление (удочерение), в том числе отмена усыновления, на территории РФ иностранными гражданами или лицами без гражданства ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, производится в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является усыновитель (при усыновлении (удочерении) ребенка лицом без гражданства — в соответствии с законодательством государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства) на момент подачи заявления об усыновлении (удочерении) или об отмене усыновления.

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА УСЫНОВЛЕНИЯ

12 6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от N 8 (ред. от ) «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» // Бюллетень Верховного Суда РФ N Указ Президента РФ от N 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Собрание законодательства РФ N 53, (ч. 2). Ст Арутюнян Г.М. Правовое регулирование усыновления в Российской Федерации // Гражданское право Арутюнова Э. В. Понятие и правовая природа усыновления // Семейное и жилищное право Батурина Н.И. Усыновление (удочерение) детей по российскому семейному праву. Дис. канд. юрид. наук. Волгоград, Бессчетнова О.В. Проблема сиротства в современном российском обществе: институциональные аспекты. Автореф. дис. доктора социолог. наук. Санкт-Петербург, Гурко Т.А. О Концепции государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года: экспертная оценка // Социологические исследования Зыкова Н.Н. Развитие государственной поддержки семьи, материнства и детства в современных условиях: социологический анализ: монография. М., Летова Н.В. Усыновление в России: правовые проблемы. М., Летова Н.В. Правовой статус ребёнка в гражданском и семейном праве. Дис. на соискание степ. доктора юр. наук. М., Комментарий к части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации /под ред. А.Л. Маковского, Е.А. Суханова. М.: Юристъ, Нечаева А.М.: Россия и ее дети (ребенок, закон, государство). М., Основные статистические данные по вопросам защиты прав и интересов детей ( гг.) [Электронный ресурс] Официальный сайт Гуманитарные и социальные науки

2 В 80% случаев возврат усыновленных (удочеренных) детей происходит по инициативе родителей. Не секрет, что имеют место случаи, когда усыновление совершается из корыстных соображений, по мотивам материальной выгоды, так как пособие на усыновленного ребенка в ряде регионов довольно значительно. После получения пособия сирот и возвращают, оправдывая свой поступок проблемами ребенка. В результате ребенку наносится двойная психологическая травма. Имели место случаи, когда усыновлённых детей возвращали несколько раз разные приёмные родители. В СМИ освящались и случаи, когда приемные родители усыновляли ребенка из-за пособий, на деле, не уделяя ему должного внимания, или использовали ребенка в качестве рабочей силы на приусадебном участке. Сегодня все чаще высказываются предложения о необходимости на законодательном уровне ужесточить правила, условия усыновления, однако это нецелесообразно. В этом случае брать детей в семьи будут еще меньше. На 1 января 2022 года количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составило 106 тыс. Эти данные были озвучены Павлом Астаховым. При этом уполномоченный по правам ребёнка в Российской Федерации отметил, что в 2022 г. таких детей было 140 тыс. Приведенные данные подтверждают, что проблема детского сиротства по-прежнему существует [18]. Сегодня Российское семейное законодательство [2] предусматривает несколько альтернативных способов устройства детей в семью усыновление, опека и попечительство, приемная семья и учреждение. Но приоритетной формой по-прежнему остается усыновление (удочерение), в процессе которого «происходит юридическое закрепление отношений, когда усыновленный в своих правах и обязанностях приравнивается к кровному ребенку и усыновители принимают на себя родительские права и обязанности» [8, с. 18]. Не требует доказательства, что даже самое замечательное воспитательное детское учреждение не может заменить семью, которая сохраняет стабильность и упорядоченность жизненного пространства ребенка, способствует осознанию его человеческой ординарности. Институт усыновления имеет длительную историю. Еще в Древней Руси усыновление имело место как как прием «стороннего» в состав семьи («искусственное сыновство»). В таком виде усыновление существовало длительный период без изменения. Говорить о становлении законодательства об Гуманитарные и социальные науки

Правовое регулирование усыновления (удочерения) ребенка

Кандидаты в усыновители обязаны лично изучить документы усыновляемого ребенка, познакомиться и установить с ним контакт, а также подтвердить в письменной форме факт ознакомления с медицинским заключением о состоянии здоровья ребенка.

Таким образом, СК допускает совершение действий при усыновлении детей от имени и в интересах граждан РФ и иностранных граждан, желающих усыновить детей, являющихся гражданами РФ, другими лицами — представителями, надлежащим образом уполномоченными (полномочия представителей на ведение дел в суде должны быть подтверждены доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с законом, в частности, удостоверенной в нотариальном порядке — ст. 53 ГПК РФ), за исключением действий, которые кандидаты в усыновители обязаны совершать лично (подача заявления в суд об усыновлении ребенка, личное обязательное участие в судебном разбирательстве).

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УСЫНОВЛЕНИЯ (УДОЧЕРЕНИЯ) ДЕТЕЙ ПО СЕМЕЙНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Семья имеет большое значение в жизни любого человека,
а в особенности ребенка. Жизнь ребенка в полноценной семье является основой для его дальнейшего становления. Семья является источником социальных идеалов и закладывает основы поведения ребенка в дальнейшей жизни. В семье у ребенка формируется мировоззрение и конкретные взгляды на жизнь. У отца с матерью дети перенимают трудолюбие, усердие, старание, социальный, общественный, нравственный опыт. Глядя на своих родителей, дети начинают понимать, как формируются взаимоотношения в семье.
В каждой семье свои способы воспитания детей, кто-то придерживается политики кнута и пряника, кто-то воспитывает детей в любви и ласке, а кто-то применяет наказания.
В настоящее время в нашей стране без родительской опеки остаются сотни тысяч детей. Основными причинами такого положения являются гибель родителей, материальные трудности в семье, увеличение числа вне брачной рождаемости, рост числа детей оставленных в родильных домах, лишение родительских прав, инвалидности детей. Основная часть детей, оставшихся без родительской опеки, являются сиротами при живущих родителях. В России много неблагополучных семей, где родители наркоманы или алкоголики. В таких семьях дети чувствуют себя брошенными и не нужными, и часто сбегают из дома. Государство взяло на себя ответственность за таких детей. Оно представляет и охраняет интересы таких детей. Если дети не нужны родителям, а подростки ушли из дома и шатаются по подвалам, то государство вынуждено заменить горе — родителей. Государство направляет таких детей в воспитательные учреждения. Но ребенок в таком учреждении всегда будет чувствовать себя обездоленным. Он не будет дополучать того тепла и заботы, которые могли дать ему родители. Воспитатели не смогут заменить им родителей, и между ними не будет тонкой эмоциональной связи. Таким образом, ни одно детское учреждение не заменит ребенку семью, даже чужую.
В наше стране предусмотрены такие формы устройства детей в семьи – как усыновление (удочерение), опека и попечительство и приемная семья.
Усыновление (удочерение) является наиболее оптимальной формой устройства детей, которые остались без попечения родителей. Такая форма устройства является древнейшим правовым институтом и существует во всех современных государствах. Так и в нашем государстве такая форма устройства детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является одной из самых распространенных. Усыновление (удочерение) является наиболее важной формой, среди других форм устройства детей оставшихся без попечения родителей. Данное положение соответствует международным нормам права, утверждено и закреплено в Семейном кодексе РФ.
Усыновление (удочерение) это юридический акт, в результате которого между усыновителем (усыновителями) и его родственниками,
с одной стороны, и усыновленным — с другой, возникают такие же права
и обязанности, как между родителями и детьми, а также их родственниками по происхождению.
Дети, потерявшие родителей по той или иной причине, всегда будут нуждаться в заботе, любви, ласке, уважении. И лишь только в семье ребенок сможет получить уважительное отношение, достойное воспитание, где будут полностью соблюдены его интересы.
Бесспорно, интересы ребенка на первом месте, однако не нужно забывать и об интересах усыновителей. В нашей стране, как и во всем мире, много семейных пар, которые лишены радости быть мамой и папой. Они не могут иметь детей, либо потеряли своего ребенка. Таким семейным парам государство дало возможность обрести своего ребенка через институт усыновления (удочерения). В этом случае усыновители обретают ребенка, а усыновленные дети приобретают семью. Но усыновить (удочерить) ребенка нелегко, как кажется на первый взгляд. При этом нужно соблюсти множество нюансов, и в первую очередь интересы детей. Интересы детей могут быть самыми разнородными, но самое основное обязаны быть соблюдены его законные права. Семья, которая хочет усыновить (удочерить) ребенка обязана создать условия для всестороннего и полноценного развития и воспитания. Нельзя разлучать братьев и сестер, которые росли и воспитывались вместе, если они знают о своем родстве, кроме случаев, когда нарушаются интересы детей.
Дети – это наше будущее, залог нашего дальнейшего существования. От воспитания зависит их дальнейшая судьба. Найти семью, которая сможет принять чужого ребенка сейчас очень проблематично. Но все, же найти такую семью возможно. Поэтому для каждого случая усыновления нужен индивидуальный подход. И тогда не будет плачевных последствий из-за допущенных ошибок.
Актуальность темы дипломной работы связана, с тем, что усыновление является на сегодняшний день важнейшим правовым институтом. Дети должны расти и развиваться в полноценной семье, где у ребенка будет нормальное развитие, будут соблюдены его права и интересы.
Во всем мире сотни тысяч детей, остаются без попечения родителей. Важнейшей задачей нашего государства является снижение количества детей сирот посредством передачи их в семьи. Количество детей — сирот каждый год растет. Наша страна ежегодно выделяет средства на такие формы воспитания детей, как опека, попечительство, приемная семья. Но самой оптимальной формой воспитания ребенка оставшегося без попечения родителей является усыновление (удочерение). Прежде всего, потому, что в усыновленной (удочеренной) семье дети приравниваются к родным и получают законные права наравне с другими членами семьи.
Органы опеки и попечительства играют очень важную роль в судьбе ребенка. Их работа должна строго соответствовать российскому законодательству, и должна соблюдаться законность усыновления (удочерения).
Цель данной дипломной работы – это анализ и рассмотрение правового регулирования усыновления (удочерения) детей по семейному законодательству Российской Федерации.
Для достижения названной цели были поставлены следующие задачи:
— рассмотреть становление института усыновления (удочерения) в системе Российского семейного права;
— исследовать усыновления (удочерения) как одну из форм воспитания детей оставшихся без попечения родителей;
— установить прав и обязанности усыновленных и усыновителей;
— выявить субъектов усыновления;
— проанализировать порядок оформления полномочий усыновителей;
— раскрыть порядок усыновления (удочерения);
— рассмотреть порядок и разрешения споров по усыновлению (удочерению)
в суде;
— установить основания отказа и отмены усыновления (удочерения).
Структура дипломной работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Первая глава посвящена институту усыновления (удочерения) в системе семейного права РФ, вторая глава посвящена рассмотрению правового положения субъектов участвующих в усыновлении (удочерении), в третьей главе рассматривается вопрос о процессуальном порядке усыновления (удочерения).
Теоретической базой при написании данной дипломной работы послужило действующее законодательство Российской Федерации в области семейного права, учебники и учебные пособия по семейному праву, монографии и публикации в периодической печати. Были использованы работы таких авторов как З.З. Алиева, В Анисимов, Г.В. Арутюнян, О.П. Бердяев, Ю. Беспалов, Л.Ю. Грудцина, В. Завражнов, О. Косова, В.В. Кустова, Н.В. Летова, Л.Ю. Михеева, В. Паршуткин, Л.М. Пчелинцева, А. Нечаева, Ю.П. Свит, Л.Н. Шохина и других авторов.
При написании работы были также использованы материалы юридической практики.

Рекомендуем прочесть:  В Делах О Мошенничестве Потерпевший

Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Институт усыновления (удочерения) в системе Российского семейного права…………………………………………………………………..8
1.1 История становление института усыновления (удочерения)…………. 8
1.2 Усыновление (удочерение) как форма воспитания детей оставшихся без попечения родителей…………………………………………………………….17
Глава 2. Правовое положение субъектов участвующих в усыновлении (удочерении)…………………………………………………………………….22
2.1 Субъекты усыновления (удочерения)……………………………………..22
2.2 Права и обязанности усыновленных и усыновителей…………………..30
2.3 Оформление полномочий усыновителей………………………………….38
2.4 Особенности усыновления детей иностранными гражданами,
лицами без гражданства и гражданами РФ, постоянно проживающими
за ее пределами…………………………………………………………………40
Глава 3. Процессуальный порядок усыновления (удочерения)……………45
3.1 Порядок усыновления (удочерения)………………………………………45
3.2 Подготовка дела об усыновлении (удочерении) в суде…………………51
3.3 Рассмотрение дела и разрешение споров по усыновлению (удочерению) в суде……………………………………………………………………………….56
3.4 Отказ в усыновлении (удочерении)……………………………………….62
3.5 Отмена усыновления (удочерения)………………………………………..64
Заключение………………………………………………………………………75
Список использованных источников и литературы………………………….80

Правовое регулирование усыновления детей — граждан Российской Федерации иностранными гражданами Князева Елена Юльевна

Цель работы состоит в комплексном анализе правового регулирования порядка усыновления детей — граждан РФ, оставшихся без попечения родителей, иностранными гражданами, постановке и решении теоретических и практических проблем в рассматриваемой сфере.

По мере поступления сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, орган опеки и попечительства в течение месяца со дня поступления сведений, обеспечивает устройство ребенка, а при невозможности передать ребенка на воспитание в семью — направляет сведения о таком ребенке по истечении указанного срока в соответствующий оператор государственного банка данных о детях.

Усыновление иностранцами российских детей: правовые аспекты и возможные сложности

Алгоритм процедуры усыновления является отработанным до мелочей и, чётко следуя рекомендациям органа опеки и попечительства, потенциальные усыновители могут надеяться на положительный исход дела. Но те, кто считает получение необходимых документов наиболее сложным этапом процедуры, глубоко заблуждаются. Настоящие сложности ожидают родителей после передачи им ребёнка. Ведь малыша ждёт очень сложный и кропотливый период адаптации к новым условиям жизни, новым правилам и совершенно незнакомому языку.

Предпосылками к данному запрету стали многочисленные случаи нарушения прав и свобод российских детей, усыновленных в прошлом гражданами США. Точку в сотрудничестве двух крупнейших государств поставил случай гибели российского ребёнка из-за халатного отношения приёмного отца к своим родительским обязанностям.

Оцените статью
Ответы от Дежурного юриста на ЮрГрупп.ру