Как Оформить Прирезку К Земельному Участку 2022

Прирезка земельного участка в 2022 году к основному, особенности оформления

Законы в сфере землеустройства и кадастра в последние годы претерпели активные изменения. Новый закон о прирезке земельных участков, действующий в 2022 году – это целый пласт норм, затрагивающий образование земельных участков. С начала 2022 года вступил в силу 217-ФЗ о садоводстве, меняющий основные понятия и определения дачных участков. 17 июня 2022 года был принят новый закон 150-ФЗ, вносящий изменения в законы о кадастровой деятельности и регистрации недвижимости (218-ФЗ и 221-ФЗ). Изменения касаются комплексных кадастровых работ: порядок их проведения упрощается, при этом остается возможность увеличить земельный участок до 10 % от его общей площади, если во время проведения комплексных кадастровых работ выяснится, что по факту участок больше, чем на бумаге.

Бытует мнение, что увеличение земельного участка можно сделать совершенно бесплатно, но это не так. Бесплатно только можно получить прилегающие земли, то есть их не надо выкупать у государства, а само оформление новообразования в виде увеличенного земельного участка после прирезки – процедура, требующая денежных затрат. Ведь для того, чтобы документально оформить вновь созданные владения необходимо подготовить межевой план. Для этого, заключаем договор с кадастровым инженером, естественно на платной основе. Вновь созданный участок необходимо закоординировать и сдать готовый пакет документов на регистрацию в МФЦ. Все это время и деньги, но в результате вы получите законно оформленный участок с увеличенной площадью.

Случаи незаконного захвата земли установлены ст. 7.1 КоАП. Если будут выявлены мошеннические моменты, дело может попасть под уголовный кодекс. При таком варианте правонарушение грозит куда более серьезными последствиями, чем просто штраф и изъятие участка. При отсутствии мошеннических действий нарушитель скорее всего заплатит штраф. Его размер зависит от нескольких факторов:

В статье не будем подробно рассматривать каждый из этих видов, но более подробно поговорим о перераспределении, а точнее о том, как происходит прирезка земельного участка в 2022 году за счет площади смежных земель, и как законно можно увеличить размер земельного участка.

Прирезка земельного участка к основному – это увеличение размера земельного участка за счет смежных земель. Не каждый собственник в курсе, что он может на законных основаниях оформить прирезок к земельному участку и бесплатно получить в собственность дополнительные земли. Как бесплатно узаконить прирезку земельного участка спросите вы? На самом деле, закон разрешает увеличить земельный участок, не более чем на 10% от его площади за счет муниципальных земель. Но тут есть и оговорки. Важно чтобы земля не была в частной собственности и под обременением, кроме того, местные власти вправе законно устанавливать дополнительные ограничения в размерах прирезки земельных участков. В любом случае оформление прирезки земельного участка следует узаконить, предоставив в органы Росреестра необходимые документы.

Верховный суд уточнил, что это же самое зафиксировано и в Законе «О государственном кадастре недвижимости». В нем написано, что кадастровый орган может отказать в постановке земельного участка на учет, если разделенные доли не соответствуют указанным в законе размерам (минимум и максимум). На основе вышеприведенных законов Судебная коллегия по гражданским делам приходит к мнению, что выделение части из земельного участка, находящего в общедолевой собственности, возможно только при соблюдении во время раздела целевого использования и разрешенных площадей.

Разъяснения правильного раздела земли были даны при пересмотре судебной коллегией по гражданским делам ВС РФ земельного спора, произошедшего на территории Волгоградской области. Суть этого дела в следующем: гражданин решил через суд добиться выделения части участка земли и дома, которые находились в общедолевой собственности у нескольких людей.

Лично я не вижу ничего в этом ничего противозаконного. Однако, решать этот вопрос лучше предметно на месте и с кадастровым инженером. Собственник ЗУ может любым не запрещенным законом способом определять судьбу данного земельного участка, а именно: увеличивать, уменьшать, делить, выделять, дарить, продавать и т.д. Единственное следует учитывать, чтобы формируемый участок не превышал допустимых пределов по площади (см. ПЗЗ Вашего муниципального образования), а также соответствовал виду его разрешенного использования.

Прирезка земельного участка осуществляется через выкуп в собственность, т.е. вы выкупаете часть соседнего участка и за счет этой части увеличиваете свой участок («Перераспределение земельного участка ст.ст. 39.28, 39.29 ЗК РФ). Размер платы за земельный участок, который вы хотите добавить к имеющемуся, устанавливается собственником земли – государством, субъектом федерации либо муниципальным образованием в зависимости от ее принадлежности (п. 5 ст. 39.28 ЗК РФ). Для расчета итоговой цены прирезаемого земельного участка достаточно знать его площадь, кадастровую стоимость и размер платы за прирезку, который устанавливается владельцем земли в процентах от ее стоимости.

Поскольку в процедуре раздела земельного участка между собственниками участвуют несколько физических лиц, все работы начинаются с заключения соглашения. Если такого документа нет, то это уже несколько иная, судебная процедура. Количеств лиц, участвующих в перераспределении, законом не ограничено.

Можно ли категорически возражать против многолетнего неисполнения законодательства и допущения именно 10% прирезки? Нет, но дьявол в деталях. В целом, массово взяться прирезке более 10% неоткуда: соседи же вокруг, а дорогу до ширины тропинки сужать нельзя, и так — это повсеместное нарушение: попробуйте найти СНТ или деревню, где от дороги не отщипнули хотя бы чуть-чуть. Однако, во множестве случаев прирезку до нормы предоставления можно допускать не только при ККР. Например, в СНТ повсеместно ликвидированы круговые пожарные проезды, дренажные канавы, собственники освоили овраги, другие неудобья, которые при исходном выделении щадящим образом исключались из землеотвода. Прокрутить этот фарш в мясорубке времени обратно уже не возможно. Эти части земли никогда не станут тем, подо что предназначались. Настаивать именно на 10 % прирезке — это плодить и без того беспрецедентное число недостоверных межеваний. Иногда доходит до курьезов. Например, однажды кадастровая палата отказала в межевании участка на площадь больше, чем 10%, который был со всех сторон окружен участками с уже установленными и отраженными в ГКН границами.

Есть ли шанс попасть в квартал ККР среднестатистическому индивидуальному собственнику земельного участка? Практически нет. В 2022 г. на ККР выделено из федерального бюджета 205 миллионов рублей, на 33 субъекта Федерации, в среднем по 6,2 млн на регион-участник. При таком финансировании примерно через 500 лет ККР завершатся на всей территории страны.

Поправками в п. 32) части 1 статьи 26 закона о регистрации (218-ФЗ) уточнено, что при межевании можно увеличивать площадь участка по правоустанавливающему документу и при ККР до минимальной нормы предоставления участка соответствующей категории и целевого назначения, установленной правилами землепользования и застройки. Было- до «нормы предоставления» и стало — «до нормы предоставления», как вообще, так и в частности — при ККР.

Летом этого года СМИ отметились будто бы хорошей новостью о возможности бесплатно легализовать имеющиеся у собственников прирезки (излишки, самозахваты) земли. То есть — площади своих земельных участков, которые фактически используются, но не предусмотрены правоустанавливающими документами на участки.

Тогда спрашивается: что поменялось в законе и зачем нужна эта поправка? А вот зачем. Общая норма повсеместно не выполняется. Кадастровые палаты Росреестра пропускают прирезки до 10%, а не до нормы предоставления, в том числе в случаях, когда эти нормы предоставления установлены. И когда этот «тесный кафтан» примерили на себя исполнители муниципальных и государственных контрактов ККР, возникла потребность специально записать в закон, что им можно прирезать до нормы предоставления, что какое-то время по сложившейся практике будет читаться, как исключение, послабление. По-другому при ККР не получается: в кадастровом квартале ККР не может быть «пустых мест», не отнесенных к какому-либо земельному участку, что можно сделать только отступая от негласного «правила» в 10%.

Согласно ст.11.9 Земельного кодекса РФ Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Получается, что установление предельных размеров земельных участков иными нормативно-правовыми актами кроме градостроительного регламента (ПЗЗ) противоречит Земельному кодексу?
С уважением,
Дмитрий

Прирезанный участок имеет правильную форму, и сформировать из прирезаемой земли самостоятельный участок было возможно. Странно вот что – согласно Решению Совета местных депутатов предельный минимальный размер земельного участка составляет 20 кв.м. Неужели возможно сформировать самостоятельный участок площадью 20 кв.м.? Если такое возможно, то практически все прирезки земель правильной формы, совершенные до принятия ПЗЗ можно оспорить в суде только на основании превышения предельного минимального размера земельного участка?

Рекомендуем прочесть:  Сколько Процентов Оплачивается Больничный 2022

Иными словами, по моему субъективному мнению, которое, допускаю, может быть ошибочным, возможность обжалования ненормативного акта о прирезке в рамках гражданского (не административного) судопроизводства третьим лицом, чьи права не были нарушены, по основанию превышения минимального размера участка, представляется мне несколько сомнительной.

2. Если я правильно понял суть письма N 7-ВС-7105/15, на которое вы ссылаетесь, то условием для рассмотрения дела в рамках гражданского судопроизводства, является наличие спора о праве, соединенного с обжалованием ненормативного акта.

Доброго времени суток. Дмитрий, у меня несколько вопросов. Предисловие: дом с з/у куплен в ипотеку. Сейчас хотим оформить прирезку. Свой участок 6,5 соток, прирезка 8 соток (по нормам нашего города 15 соток, т. е. в нормы укладываемся). Прирезку находится на федеральной земле, на данный момент земля отдана в безвозмездное пользование «санэпидемстанции» (гос. учреждение), но земля не используется этой организацией (филиал в другом городе и есть офиц. от них письмо, что они землю не используют, также они хотели передать землю в муниципальную собственность, но администрация города отказалась в связи с отсутствием потенциальных пользователей земли).
Вопросы:
1. По закону мы должны получить согласие «санэпидемстанции». Есть ли какие-то шаблоны согласия или достаточно в свободной форме? Согласие достаточно от филиала, или это должно быть от головного офиса?
2. В статье увидела, что если прирезка большой площадью, то лучше оформить как отдельный участок. Мне интересен данный вариант, так как не нужно согласие от банка. Но будет ли это рассматриваться как прирезка (перераспределение земли в пользу другого участка). И как указать данный момент в заявлении. Не будет ли это поводом для отказа. Если «прирезку» оформляем отдельным участком, то по как будет определяться цена по постановлению за 15% от кадастровой стоимости или за полную кадастровую стоимость.

3) на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц , за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), которое размещается на условиях сервитута, или объекта, который предусмотрен пунктом 3 статьи 39.36 Земельного Кодекса и наличие которого не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием;

5) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;

Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату , размер которой определяется:

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

Прирезка земли к участку: порядок действий

Правда, существуют ограничения. К участку разрешается прирезать не больше 10% площади муниципальных земель. Эта земля не должна являться частной собственностью или находиться под обременением. Также региональным властям предоставлено право устанавливать дополнительные условия. Узаконивание прирезки считается выполненным только после официальной регистрации в Росреестре.

В соответствии с этим документом размер платежа за прирезку составляет 15% кадастровой цены муниципального надела, переходящего в собственность физлица. Узнать ее можно из паспорта, оформленного на участок, из публичной кадастровой карты Росреестра либо в городской администрации.

  1. Заявитель претендует на участок, относящийся к частной собственности.
  2. Излишки земли, которые желает получить собственник, слишком велики, и из них можно сформировать самостоятельный надел.
  3. Нет письменного согласия от залогодержателей, арендаторов либо других лиц, имеющих определенные права на землю. Если надел, который хочется увеличить, заложен у кредитора или сдан в аренду, придется заручиться их письменным согласием на перераспределение угодий.
  4. На земле, которую предполагается прирезать, обнаружена постройка либо объект незавершенного строительства.
  5. Прирезка производится за счет земель, ограниченных в обороте либо изъятых из оборота (например, на смежной территории находится лесничество или заповедная зона).
  6. Заявитель планирует выполнить прирезку за счет угодий, используемых для нужд государства либо муниципалитета.
  7. Участок, на который претендует землепользователь, выставлен на аукцион, или кто-то из граждан уже подал на него аналогичное заявление. Чтобы исключить такую возможность, можно предварительно изучить сайт администрации, но иногда сведения обновляются с опозданием.

Максимальный срок рассмотрения запроса составляет 30 дней. По окончании этого срока администрация либо направляет гражданину письменное согласие с предложением заключить договор, либо отказывает в подписании соглашения. Также чиновники должны официально утвердить схему расположения участка, представленную заявителем

1 марта 2022 года в земельном законодательстве России произошли изменения. В ЗК РФ появилась новая глава, определяющая порядок перераспределения земель. С принятием нового закона граждане получили возможность увеличивать площадь своих участков за счет прирезки соседней территории. Такая процедура имеет определенные особенности, с которыми стоит ознакомиться.

Оформление «прирезок» выгодно как гражданам, так и государству, поскольку казна получит дополнительный приток денежных средств в виде платы за такие участки. Кроме того, увеличится общий объем частных земель, которые теперь будут облагаться налогом и полноценно участвовать в гражданском обороте. «А еще запуск такого механизма повлечет за собой актуализацию сведений государственного кадастра недвижимости», – добавляет руководитель практики недвижимости Юридической компании «Генезис» Артур Стариков. Александр Агафонов рассказывает, что на западе опыт перераспределения земли между гражданами и государством отсутствует – в большинстве стран Европы все участки уже давно находятся в частной собственности. А в США федеральные земли хоть и могут передаваться гражданам, но только в случаях, когда государство не может эффективно использовать участок, а его продажа будет способствовать развитию территории или достижению иных общественно полезных целей.

«Прирезкой» называют увеличение фактической площади участка за счет самовольно занятых земель. Раньше такие действия были под запретом, однако это не мешало некоторым гражданам устанавливать свои заборы с захватом чужой территории. Со временем незаконно занятых земель стало так много, что законодатель принял решение позволить гражданам оформить данные «прирезки», а тем, кто только мечтает увеличить площадь своих участков и устранить изломанность их границ, – сделать это официально и за небольшую плату. Так в Земельном кодексе РФ появилась глава V.4, регулирующая порядок перераспределения государственных, муниципальных и частных земель, которая вступила в силу 1 марта.

Земельный кодекс РФ содержит перечень оснований для отказа в перераспределении земельных участков (п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ). Например, гражданин не сможет «прирезать» землю, ограниченную в обороте, зарезервированную для государственных или муниципальных нужд или выставленную на аукцион. «Если же перераспределение затрагивает права землепользователей, землевладельцев, арендаторов земли или залогодержателей, то оно должно быть осуществлено с их согласия. Например, если участок находится в ипотеке, то для оформления «прирезки» к нему потребуется разрешение банка», – разъясняет Александр Агафонов. Могут возникнуть и иные проблемы, которые во многом связаны с неопределенностью нового порядка. «Неизвестно, как поступать в ситуации, когда на один участок земли претендуют сразу несколько лиц – в Земельном кодексе РФ нет норм, по которым возможно разрешить данный спор», – сетует руководитель Управления правового консалтинга аудиторско-консалтинговой группы «ФинЭкспертиза» Виктор Демидов.

Новые нормы распространяются на участки, находящиеся в собственности граждан и граничащие с государственными и муниципальными. Земля, за счет которой осуществляется «прирезка», не может быть территорией общего пользования, а также выходить за пределы «красных линий» – линий, которые обозначают границы коммуникаций, автомобильных дорог и иных линейных объектов – или относиться к другой территориальной зоне. Напомним, территориальные зоны – это зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (п. 7 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ). Узнать, к какой территориальной зоне относится тот или иной земельный участок, можно на официальном сайте конкретного муниципального образования либо сайте администрации муниципалитета (ответственного комитета администрации). Как правило, на этих ресурсах размещена карта, на которой цветом обозначены границы той или иной территориальной зоны – это позволяет найти интересующий пользователя земельный участок и определить, в рамках какой территориальной зоны он расположен.

Рекомендуем прочесть:  Можно ли сверлить в воскресенье

После получения кадастрового паспорта на новый участок гражданин предоставляет его в уполномоченный орган, который подписывает проект соглашения о перераспределении земельных участков, а затем направляет его заявителю для подписания. Гражданин обязан подписать это соглашение в 30-дневный срок со дня его получения (ст. 39.29 Земельного кодекса РФ). Оплата приобретаемого участка осуществляется в течение месяца с момента подписания соглашения. Рассрочка и отсрочка платежа не предусмотрены.

Эльмира, местные власти вправе законно устанавливать дополнительные ограничения в размерах прирезки земельных участков. По закону увеличить участок более чем на 10 % невозможно. В каждом отдельном случае перераспределения есть свои нюансы — ведь здесь должно быть волеизъявление двух сторон. Иногда выкуп по кадастровой стоимости — единственная возможность получить интересующую землю. не бесплатно конечно, но на льготных условиях. О выкупе можете почитать по ссылке: https://geostart.ru/post/583.

Земельный кодекс не содержит такое понятие — прирезка земельного участка. Прирезкой принято называть перераспределение земельных участков. По общим правилам образования земельных участков (Ст. 11.2 Земельного кодекса) есть несколько видов образования новых земельных участков:

Владимир Путин разрешил россиянам регистрировать излишки земли. Это на руку как государству, так и обычному гражданину. Подписав 150-ФЗ от 17.06.2022 (закон вступил в силу 16.09.2022), президент тем самым высказал свое мнение о прирезке земельного участка и подтвердил необходимость упрощения кадастровых работ, что по словам замглавы кадастровой палаты Марины Семеновой положительно отразится на собственниках земельных участков. Оформленные прирезки теперь официально будут собственностью граждан – что повысит доходы в казну за счет земельного налога, а граждане, в свою очередь, смогут обладать участками не только в натуре, но и на законных основаниях.

В статье не будем подробно рассматривать каждый из этих видов, но более подробно поговорим о перераспределении, а точнее о том, как происходит прирезка земельного участка в 2022 году за счет площади смежных земель, и как законно можно увеличить размер земельного участка.

Обратился в администрацию ( Ленинградская обл. Всеволожский р-он, пос.Свердлово ) с вопросом о бесплатной (без выкупа ) прирезки земли ( ИЖС , 20 лет в собственности). Прилегающая территория 4 сотки пустует. Ответ — Только выкуп по кадастровой стоимости. Как можете это прокомментировать ?

Как оформить «прирезку» по новому Земельному кодексу

7) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предварительном согласовании или этом предоставлении;

После вступления изменений в Земельный кодекс законодатели прокомментировали, что граждане с 1 марта получают возможность оформить в собственность «прирезки» к своим участкам. Под «прирезками» понимаются те земельные участки, которые граждане уже фактически используют, огородили, обрабатывают и пользуются в полной мере, но по документам они не являются их частной собственностью, так как по первоотводным документам собственникам выделялась меньшая площадь.

2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;

В течение десяти дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган возвращает заявление заявителю , если оно не соответствует указанным выше требованиям, подано в иной орган или к заявлению не приложены все необходимые документы.

В срок не более чем тридцать дней со дня представления в уполномоченный орган кадастрового паспорта земельного участка, образуемого в результате перераспределения, уполномоченный орган направляет подписанные экземпляры проекта соглашения о перераспределении земельных участков заявителю для подписания. Заявитель обязан подписать это соглашение не позднее чем в течение тридцати дней со дня его получения.

Мой участок граничит с тремя смежными участками, но согласовывать границы нужно было только с двумя соседями, так как третий уже отмежевался, сведения об этом были в ЕГРН. Мы устроили общую встречу с кадастровым инженером, где все соседи передали друг другу и подписали свои акты согласования границ. Еще через две недели мы собрались снова, чтобы получить межевые планы.

Кадастровый план территории (КПТ) — это выписка из ЕГРН, которая содержит общие сведения обо всех объектах недвижимости на территории одного кадастрового квартала, об их границах и характеристиках земель. Это позволяет избежать ошибок при работе с расположенным рядом земельным участком в случае проведения комплексных кадастровых и геодезических работ, а также работ по расчету кадастровой стоимости, подготовки межевого плана и внесения изменений в кадастр.

Проверить подрядчика. Он должен состоять в реестре кадастровых инженеров: в нем приведены сведения обо всех инженерах, есть информация об отказах в кадастровом учете по подготовленным ими документам и о совершенных ошибках. Кадастровый инженер должен быть членом саморегулируемой организации.

Закон не ограничивает срок действия документа, но в большинстве регионов каждые пять лет проводится государственная кадастровая оценка земель для определения их кадастровой стоимости. Сведения в выписке после очередной переоценки устаревают. Это стоит учитывать при покупке земельного участка.

  1. Если участок, расположен в СНТ, то информация о расположении границ формируется на основании документов на право пользования или генплана СНТ.
  2. Результаты межевания нужно согласовывать не только с владельцами смежных участков, но и с администрацией СНТ, дачного кооператива или муниципального образования, к которому относится массив земель, — в нашем случае это сделал кадастровый инженер.

Как прирезать кусок земли к существующему земельному участку

  1. Договор о развитии. Когда это действие (нарезка) определяется заключенным ранее специальным соглашением. Следуя ему, необходимо корректировать границы существующего надела, где происходит строительство, в соответствии с созданным межевым планом.
  2. Чтобы исключить вклинивание, вкрапление, изломанность или чересполосицу существующих границ. Стоит помнить, что площадь земельного объекта должна быть увеличена на больше установленных законом максимальных размеров. Иногда прирезка позволяет лучше устанавливать границы. Необходимость определяет межевание. Как известно, если границы точно выявить и закрепить невозможно, то последующая регистрация надела в Росреестре будет затруднена.
  3. Присоединить землю можно, если. Существующий участок имеет следующее предназначение: для ЛПХ, ИЖС, СНТ, дачного хозяйства и пр. Притом нужно помнить, что размер надела, считающегося личной собственностью, можно увеличить лишь до установленных законодательством границ.
  4. Наделы изымаются. Согласно 49 статей ЗК РФ к существующему участку можно присоединять территории поблизости, если местная администрация планирует изымать его для каких-нибудь государственных или же муниципальных нужд. Например, там планируют строительство.

Проще говоря, прирезаемый надел в принципе не должен быть по размерам больше участка, куда его прирезают. Чаще всего это 5—6 соток. Однако максимальный размер каждый регион устанавливает самостоятельно. Необходимо уточнить сведения в Росреестре или кадастровой организации.

Многих волнует, как именно происходит процедура перераспределения. Человек просто выбирает желаемое количество и «отрезает»? Нет, ЗК РФ конкретно пишет, сколько земли можно будет прирезать к основному участку. Если максимальное количество, указанное там, превышено, тогда регистрировать подобный объект невозможно.

Прирезка – это самовольное присоединение к имеющемуся участку части наделов, расположенных поблизости. Владелец перемещает установленные границы, таким образом, увеличивая общую площадь своего основного надела. Зачастую люди делают это самовольно, поэтому законодательству пришлось создать специальные нормативные акты, способные регламентировать данную процедуру.

Категория земли играет какую-то роль? Конечно. Например, имеется у гражданина определенный надел, назначение которого – ИЖС. Рядом расположена территория, которая считается муниципальной. Итак, гражданин решил совершить перераспределение. Согласно законодательству присоединять можно лишь земли, имеющие одинаковую категорию. То есть, если соседняя территория также подходит для ИЖС, и муниципалитет согласен, почему нет.

По итогам кадастровых работ будет составлен межевой план. В текстовой части плана и на приложенных схемах будет отражена площадь общего участка с учетом прирезки земли, новые границы. С межевым планом и соглашением нужно обратиться в Росреестр или МФЦ. По заявлению собственника будут проведены следующие процедуры:

  • кадастровый учет, т.е. внесение в ЕГРН обновленных данных на участок (кадастровый номер останется прежним);
  • регистрация права собственности, если ранее оно не было закреплено в ЕГРН;
  • выдача правоустанавливающего документа на участок с обновленными границами – выписки ЕГРН.
Рекомендуем прочесть:  Выплаты При Беременности В 2022

Заявление о прирезке участка рассматривается в срок до 30 дней. Если не выявлено ограничений и препятствий в прирезке, заявление будет удовлетворено. В этом случае заключается соглашение, на основании которого можно заказывать кадастровые работы (межевание). При возникновении претензий по представленным документам срок проверки может продлеваться до 45 дней.

  • правоустанавливающий документ (выписка ЕГРН, свидетельство о праве, договор безвозмездного пользования и т.д.);
  • схема расположения участка, на который претендует заявитель (ее можно сделать самостоятельно, либо заказать через кадастрового инженера);
  • паспорт заявителя.

Закон № 150-ФЗ не предусматривает взимание платы, если прирезка осуществляется в пределах 10% от площади исходного участка. По сути, государство стимулирует собственников выявлять и закреплять права на бесхозные участки, либо нераспределенные земли муниципального фонда. По иным вариантам прирезки (договоры, соглашения) размер платы может определяться по договоренности сторон.

При положительном решении уполномоченного органа гражданин должен организовать и оплатить проведение работ по постановке на кадастровый учет всех земельных участков, которые образуются в результате перераспределения (п. 11 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ). Как разъяснили порталу ГАРАНТ.РУ в Минэкономразвития России, речь идет не только об участке, который принадлежит гражданину и границы которого были расширены, но и о государственной (муниципальной) земле, за счет которой произошло такое расширение. При этом оплатить такие работы придется вне зависимости от площади государственного (муниципального) участка, использованного для перераспределения. «Стоимость услуг кадастрового инженера сильно разнится в зависимости от сложности работы и региона их выполнения. Например, в Можайском районе Московской области постановка участка на кадастровый учет обойдется примерно в 10 тыс. руб, а в Ленинградской области – уже в 30 тыс. руб. Данные траты – неизбежная для заявителя плата за возможность легально увеличить территорию и приобрести собственность на землю на льготных условиях», – отмечает Александр Агафонов.

После получения кадастрового паспорта на новый участок гражданин предоставляет его в уполномоченный орган, который подписывает проект соглашения о перераспределении земельных участков, а затем направляет его заявителю для подписания. Гражданин обязан подписать это соглашение в 30-дневный срок со дня его получения (ст. 39.29 Земельного кодекса РФ). Оплата приобретаемого участка осуществляется в течение месяца с момента подписания соглашения. Рассрочка и отсрочка платежа не предусмотрены.

Кадастровую стоимость можно выяснить, например, из Публичной кадастровой карты, размещенной на сайте Росреестра. Если на этом ресурсе не оказалось нужных сведений, рекомендуем заглянуть в раздел «Сервисы» (подраздел «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online») и поискать кадастровую стоимость там. Для этого необходимо знать кадастровый или условный номер участка или его адрес. Кроме того, можно направить электронный запрос в Росреестр. В этом случае ведомство обязано ответить не позднее, чем через пять дней после получения запроса (п. 41 Порядка предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости). Заявитель вправе сам выбрать наиболее приемлемую форму ответа – письмо на электронную почту (для этого нужно указать ее адрес в заявлении) или бумажное письмо (в заявлении необходимо указать почтовый адрес, на который оно должно прийти, или любое отделение Почты России, до востребования). В первом случае необходимо уплатить госпошлину в размере 150 руб. (платежку следует отсканировать и приложить к запросу), во втором – 400 руб.

«Цена «прирезок», вероятно, окажется сравнительно ниже рыночной, поскольку иным способом эти участки задействовать в обороте проблематично, а по факту они давно используются гражданами в своих целях и зачастую даже огорожены», – рассуждает управляющий партнер Коллегии адвокатов Республики Татарстан SERGIS Тимур Сергеев. Действительно, при присоединении земельного участка из федеральных земель гражданину придется заплатить всего 15% от ее кадастровой стоимости (постановление Правительства РФ от 3 декабря 2022 г. № 1308).

Оформление «прирезок» выгодно как гражданам, так и государству, поскольку казна получит дополнительный приток денежных средств в виде платы за такие участки. Кроме того, увеличится общий объем частных земель, которые теперь будут облагаться налогом и полноценно участвовать в гражданском обороте. «А еще запуск такого механизма повлечет за собой актуализацию сведений государственного кадастра недвижимости», – добавляет руководитель практики недвижимости Юридической компании «Генезис» Артур Стариков. Александр Агафонов рассказывает, что на западе опыт перераспределения земли между гражданами и государством отсутствует – в большинстве стран Европы все участки уже давно находятся в частной собственности. А в США федеральные земли хоть и могут передаваться гражданам, но только в случаях, когда государство не может эффективно использовать участок, а его продажа будет способствовать развитию территории или достижению иных общественно полезных целей.

Россияне могут узаконить используемые более 15 лет земельные участки

одного кадастрового квартала или территориях нескольких смежных кадастровых кварталов земельных участков, зданий, сооружений (за исключением линейных объектов), а также объектов незавершенного строительства. Такие работы проводятся за счет бюджета по заказу органов государственной власти (в Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе) или местного самоуправления (в других регионах страны, муниципальных районах, городских округах).

Сбор и анализ данных в ходе комплексных кадастровых работ позволяют выявить и устранить случаи пересечения границ и, в определенных случаях, самозахвата земель, а также реестровые ошибки. Последнее – наиболее распространенная причина, по которой садоводы не могут поставить на кадастровый учет личные участки и земли общего пользования в соответствии с законодательством. По мнению специалистов Федеральной кадастровой палаты, упрощение процедуры проведения комплексных кадастровых работ в целом благотворно скажется на положении собственников земельных участков.

«У граждан есть возможность официально оформить используемые участки, а соответственно, впоследствии ими распоряжаться. Если в ходе комплексных кадастровых работ, которые проводятся по заказу местных властей, выяснится, что используемая площадь земельного участка больше, чем предусмотрено данными в ЕГРН, при соблюдении всех критериев разницу можно будет узаконить. Но важно — к поправкам нельзя относиться как к возможности быстро увеличить площадь своих земельных участков. Закон направлен на уточнение существующих участков и поддержку собственников, которые на протяжении многих лет использовали земли без уточненных границ», — говорит замглавы Федеральной кадастровой палаты Марина Семенова.

16 сентября вступили в силу изменения в законы «О кадастровой деятельности» и «О государственной регистрации недвижимости». Поправки упростят процедуру проведения комплексных кадастровых работ, заказчиками которых выступают муниципальные власти. Федеральный закон 150-ФЗ от 17 июня 2022 года устанавливает порядок уточнения границ земельных участков, фактическая площадь которых не соответствует площади, указанной в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН).

Помимо этого, с вступлением в силу 150-ФЗ появляется возможность проведения комплексных кадастровых работ без утвержденного проекта межевания территории, если в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации разработка и утверждение такого проекта не требуется. Согласно 150-ФЗ заказчики ККР вправе использовать технические паспорта, оценочную и иную необходимую в работе документацию. Эта мера позволяет исключить дополнительные затраты и сэкономить местный бюджет.

  • доверенность, когда интересы заявителя представлены доверенным гражданином;
  • копия документов на землю (правоудостоверяющих, правоустанавливающих), принадлежащую заявителю. Необходимо предоставить в том случае, если право владения участком не зарегистрировано в Госреестре прав на объект недвижимого имущества;
  • если в роли заявителя выступает лицо с иностранным гражданством, в таком случае предоставляется перевод документов на русский язык. Каждая копия заверяется у нотариуса.

Стоимость прирезки к земельному наделу определяется исключительно собственником земли – в данном случае субъектом федерации, государством, муниципальным образованием. На вопрос «сколько стоит прирезка?» однозначно ответить сложно, поскольку многое зависит от принадлежности надела.

Узнать кадастровую цену можно из Публичной кадастровой карты, имеющейся на веб-ресурсе Росреестра. Для получения информации нужно знать адрес, условный номер надела. Также возможно отправление электронного запроса в Росреестр. Ответ от ведомства следует ожидать в течение пяти дней после отправки заявки.

  • рассмотреть заявку, принять положительное решение относительно утверждения схемы расположения участков;
  • направить заявителю решение по утверждению схемы с приложением;
  • направить собственное согласие на перераспределение земельных наделов с учетом проекта межевания территории.

Когда при распределении затрагиваются права существующих землепользователей и владельцев соседних наделов, залогодержателей, арендаторов участков, тогда последующее использование земли лицом, желающим узаконить прирезку, под вопросом, поскольку возможно только с согласия претендентов.

Оцените статью
Ответы от Дежурного юриста на ЮрГрупп.ру