Влияние Налогов Дотаций Фиксированных Цен На Рыночное Равновесие Кратко

Содержание

Влияние Налогов Дотаций Фиксированных Цен На Рыночное Равновесие Кратко

налоги ( единичные (потоварные) — НДС, налог с продаж, акциз, налог с оборота, или суммарные — налоги на доходы), уплачиваемые государству продавцом (производителем) или покупателем (потребителем) (если в магазинах взимаются налоги сразу представителями налоговых инспекций); дотации (выплаты производителям или потребителям, обеспечи-вающие доведение цены продаж до равновесной.

Экономические величины, которые оказывают воздействие на цену, в ходе хозяйственной деятельности подвергаются непрерывным изменениям. Поэтому равновесие в динамическом аспекте встречается лишь в редких случаях, и если оно достигается, то только на короткое время.

Вопрос 44 Государственное регулирование рынка

В результате введения налога произойдет сдвиг линии предложения вверх на величину Т, ибо для получения той же суммы выручки продавец будет согласен продать данное благо за цену, которая выше прежней на величину Т руб. Линия предложения займет положение S 2 S 2 . На рынке устанавливается новое равновесие, при котором объем продаж сократится с Q1 до Q2, цена для покупателей повысится с Р‑ до Р+. Общая сумма налога, поступающая в госбюджет, будет равна площади прямоугольника Р+АВР ‑. Налог, согласно условию этого варианта, уплачивают продавцы, но бремя налога распределяется между продавцами и покупателями. Взнос продавца равен площади прямоугольника Р 1 СВР‑, а взнос покупателей – Р+АСР1. Второй вариант. Акцизный налог вносят в госбюджет покупатели. Покупатели будут согласны купить тот же объем блага, если его цена без налога будет на Т руб. ниже. В таком случае покупатели заплатят цену с включением налога, равную прежней цене. В результате линия спроса переместится вниз на Т (рис. 44.2). Новый объем продаж Q 2 , цены Р+ и Р‑ будут аналогичными варианту, при котором налог вносят продавцы. Следовательно, неважно, кто выступает непосредственным плательщиком налога – продавцы или покупатели.

Наиболее цивилизованным инструментом государственного регулирования рынка считаются налоги, поскольку они не ограничивают свободу действий экономических субъектов и, следовательно, не нарушают функционирования рыночных процессов.

Микроэкономика (Г

Второй вариант. Акцизный налог вносят в госбюджет покупатели. Покупатели будут согласны купить тот же объем блага, если его цена без налога будет на Т р. ниже. В таком случае покупатели заплатят цену с включением налога, равную прежней цене. В результате линия спроса переместится вниз на Т (рис. 5.2). Новый объем продаж Q2, цены Р + и Р — будут аналогичными варианту, когда налог вносят продавцы. Следовательно, не играет роли тот факт, кто выступает непосредственным плательщиком налога – продавцы или покупатели. Из рис. 5.2 мы видим, что и пропорции в распределении налогового бремени между продавцами и покупателями остаются теми же, что и при уплате налога продавцами.

В восьмом издании книги известных отечественных авторов вы найдете основные вопросы курса «Микроэкономика». Изложенные кратко и доходчиво, дополненные материалы будут полезны также всем, кто изучает предметы «Общая экономическая теория» и «Экономическая теория».

Государственное регулирование рынка, влияние налогов, дотаций, фиксированных цен на рыночное равновесие

Вместе с тем, государство использует и такие косвенные методы, как «цены вмешательства», «цены поддержания», введение количественных ограничений на импорт, установление «рекомендательных» цен, проведение закупок и буферные запасы во время спада цен и распродажа товаров из запасов в периоды роста цен. Государственное регулирование цен осуществляется в различных формах на основе «социального партнерства». Одной из таких форм является контроль за ценами на потребительские товары, входящие в базовую корзину. Розничная цена на эти товары должна быть стабильной и не может повышаться предприятиями розничной торговли. Государство же субсидирует эти товары, обеспечивая производителям и торговле среднюю норму прибыли.

К косвенным относятся методы, при помощи которых государство регулирует поведение объектов, участвующих в процессе ценообразования, но не диктует сам порядок, способы определения цены и ее уровень. Такие методы лежат в основе различных нормативных актов, направленных на формирование конкурентной среды: антитрестовского и антимонопольного законодательства, различного рода соглашений между государством и предпринимателями о «разумной» политике цен; актов о ценовой дискриминации, ценах и рекламе. Сюда же относится декларирование цен, изменение налоговых ставок в зависимости от цены, осуществление инвестиций с целью снижения издержек и цен на государственных предприятиях.

Вопрос 5 Государственное регулирование рынка

Начнем с первого варианта. Предположим, что введенный налог на каждую единицу блага составил Т р. Допустим, что до введения налога линия спроса занимала положение D 1D 1, а линия предложения – S 1S 1. Равновесная цена составляла Р 1; равновесный объем продаж – Q 1(рис. 5.1).

Распределение налогового бремени между продавцами и покупателями зависит от соотношения в наклонах линий спроса и предложения. Чем больше наклон линии спроса и чем меньше наклон линии предложения, тем большая часть налогового бремени приходится на покупателей и тем меньшая – на продавцов (рис. 5.3а). Из рис. 5.3а видно, что взнос покупателей равен площади прямоугольника Р + АСР 1; а взнос продавцов – P 1CBP — . На рис. 5.36 иллюстрируется противоположное положение, когда булыная часть налогового бремени ложится на продавцов и меньшая – на покупателей.

Влияние налогов, дотаций, фиксированных цен на рыночное равновесие

Введение налога вызовет параллельный сдвиг линии предложения вверх на величину(размер введенного налога). Распределение налогового бремени между покупателями и продавцами зависит от соотношения в наклонах линий спроса и предложения.

Рекомендуем прочесть:  Закон мо 16 2022 оз

Эластичность — численная характеристика спроса или предложения, описывающая степень зависимости их величин от цены и показывающая, на сколько процентов изменится спрос при изменении цены на N%.

Влияние Налогов Дотаций Фиксированных Цен На Рыночное Равновесие Кратко

Установление верхнего предела цены – это процесс законодательного введения максимальной верхней границы цены на отдельные товары. Такая цена может называться «социально низкая», обычно вводится для поддержания малоимущих слоев населения на товары первой необходимости. Эта цена всегда меньше равновесного уровня и при ее введении на рынке образуется дефицит (см. вопрос 2.3. рис.2.6).

Дотация – это отрицательный налог или «налог наоборот». Она может устанавливаться в процентах к цене товара, или в абсолютной сумме к единице товара. Дотации могут получать как производители (продавцы), так и потребители (покупатели).

Государственное регулирование рынка

Второй вариант. Акцизный налог вносят в госбюджет покупатели. Покупатели будут согласны купить тот же объем блага, если его цена без налога будет на Т р. ниже. В таком случае покупатели заплатят цену с включением налога, равную прежней цене. В результате линия спроса переместится вниз на Т (рис. 5.2). Новый объем продаж Q2, цены Р + и Р — будут аналогичными варианту, когда налог вносят продавцы. Следовательно, не играет роли тот факт, кто выступает непосредственным плательщиком налога – продавцы или покупатели. Из рис. 5.2 мы видим, что и пропорции в распределении налогового бремени между продавцами и покупателями остаются теми же, что и при уплате налога продавцами.

Дотация – это отрицательный налог, или «налог наоборот». Дотация устанавливается или в процентах к цене блага, или в абсолютной сумме на единицу блага. Дотации, как правило, получают производители, но могут получать и потребители.

Государственное регулирование рынка, влияние налогов, дотаций, фиксированных цен на рыночное равновесие

В настоящее время используется достаточно широкий набор форм и методов государственного регулирования цен, которые можно разделить на прямые и косвенные. При помощи прямых методов государство непосредственно воздействует на порядок, методы определения и уровень цен. К ним относятся: блокирование повышения цен, регламентирование порядка определения издержек и норм прибыли, установление верхнего и нижнего пределов цен, ограничение нормы прибыли, обязательное снижение цены при снижении цен на потребляемое сырье, различного рода дотации, изменение уровня таможенных пошлин на экспортируемые и импортируемые товары [«https://referat.bookap.info», 24].

Актуальность темы. Государственное воздействие на внешнеторговые цены является особым направлением государственной экономической политики. Государственное поощрение экспорта, освобождение экспортеров от налогов (возврат налогов), а в некоторых странах экспортные субсидии, предоставление транспортных тарифов и льготных кредитов существенным образом отражаются на условиях ценовой конкуренции на мировом рынке.

Учебник: Микроэкономика

Дотация – это отрицательный налог, или «налог наоборот». Дотация устанавливается или в процентах к цене блага, или в абсолютной сумме на единицу блага. Дотации, как правило, получают производители, но могут получать и потребители.

Менее пригодным средством государственного воздействия на рынок является установление государством фиксированных цен, ибо это затрагивает действие рыночных механизмов, модифицируя процесс достижения равновесного состояния.

Воздействие государства на равновесную цену: влияние налогов, дотаций, фиксированных цен на рыночное равновесие

Установление верхнего предела цены приводит к дефициту данного блага, поскольку объем спроса превышает объем предложения. Более того, «потолок» цен превращает этот дефицит в хронический, в результате общество вынуждено прибегать к рационированию неценовыми способами (карточки, очереди и т. п.). Чтобы купить дефицитное благо, покупатели согласны заплатить дополнительную цену, создавая тем самым условия для возникновения «черного рынка».

Второй вариант. Акцизный налог вносят в госбюджет покупатели. Покупатели будут согласны купить тот же объем блага, если его цена без налога будет на Т руб. ниже. В таком случае покупатели заплатят цену с включением налога, равную прежней цене. В результате линия спроса переместится вниз на Т (рис. 5.2). Новый объем продаж Q2, цены Р+ и Р- будут аналогичными варианту, когда налог вносят продавцы. Следовательно, не играет роли тот факт, кто выступает непосредственным плательщиком налога — продавцы или покупатели. Из рис. 5.2 мы видим, что и пропорции в распределении налогового бремени между продавцами и покупателями остаются теми же, что и при уплате налога продавцами.

Государственное регулирование рынка, влияние налогов, дотаций, фиксированных цен на рыночное равновесие

\n
Введение 3
1. Характеристика основных инструментов регулирования рыночной экономики 5
2. Влияние налогов, дотаций, фиксированных цен на рыночное равновесие 14
2.1. Налоги 14
2.2. Дотации 16
2.3. Установление государством фиксированных цен 17
Заключение 19
Список используемой литературы 21

Введение Работа посвящена изучению государственного регулирования рынка, влияния налогов, дотаций, фиксированных цен на рыночное равновесие. В связи с этим целью работы является исследование следующих вопросов: — характеристика основных инструментов регулирования рыночной экономики; — влияние налогов, дотаций, фиксированных цен на рыночное равновесие. Актуальность темы. Государственное воздействие на внешнеторговые цены является особым направлением государственной экономической политики. Государственное поощрение экспорта, освобождение экспортеров от налогов (возврат налогов), а в некоторых странах экспортные субсидии, предоставление транспортных тарифов и льготных кредитов существенным образом отражаются на условиях ценовой конкуренции на мировом рынке. В настоящее время используется достаточно широкий набор форм и методов государственного регулирования цен, которые можно разделить на прямые и косвенные. При помощи прямых методов государство непосредственно воздействует на порядок, методы определения и уровень цен. К ним относятся: блокирование повышения цен, регламентирование порядка определения издержек и норм прибыли, установление верхнего и нижнего пределов цен, ограничение нормы прибыли, обязательное снижение цены при снижении цен на потребляемое сырье, различного рода дотации, изменение уровня таможенных пошлин на экспортируемые и импортируемые товары. К косвенным относятся методы, при помощи которых государство регулирует поведение объектов, участвующих в процессе ценообразования, но не диктует сам порядок, способы определения цены и ее уровень. Такие методы лежат в основе различных нормативных актов, направленных на формирование конкурентной среды: антитрестовского и антимонопольного законодательства, различного рода соглашений между государством и предпринимателями о «разумной» политике цен; актов о ценовой дискриминации, ценах и рекламе. Сюда же относится декларирование цен, изменение налоговых ставок в зависимости от цены, осуществление инвестиций с целью снижения издержек и цен на государственных предприятиях. Вместе с тем, государство использует и такие косвенные методы, как «цены вмешательства», «цены поддержания», введение количественных ограничений на импорт, установление «рекомендательных» цен, проведение закупок и буферные запасы во время спада цен и распродажа товаров из запасов в периоды роста цен. Государственное регулирование цен осуществляется в различных формах на основе «социального партнерства». Одной из таких форм является контроль за ценами на потребительские товары, входящие в базовую корзину. Розничная цена на эти товары должна быть стабильной и не может повышаться предприятиями розничной торговли. Государство же субсидирует эти товары, обеспечивая производителям и торговле среднюю норму прибыли.

Рекомендуем прочесть:  Заявление На Отпуск Образец 2022 На 14

Реферат Государственное регулирование рынка, влияние налогов, дотаций, фиксированных цен на рыночное равновесие

сновными инструментами государственного регулирования рынка являются:
• налоги;
• дотации;
• фиксированные цены.
2.1. Налоги
Налоги считаются наиболее цивилизованным инструментом государственного регулирования рынка, так как они не ограничивают свободу действий экономических агентов и, следовательно, не нарушают функционирования рыночных процессов.
Влияние налогов на рынок можно рассмотреть, например, на введении акцизного налога. Условно возьмем два варианта:
а) налог уплачивают продавцы;
б) налог уплачивают покупатели.
Рассмотрим первый вариант. Предположим, что введенный налог на каждую единицу блага составил Т руб. Допустим, что до введения налога линия спроса занимала положение D1D1, а линия предложения — S1S1. Равновесная цена составляла P1, равновесный объем продаж — Q1 (рис. 2.1).
Рис. 2.1
В результате введения налога произойдет сдвиг линии предложения вверх на величину Т, ибо для получения той же суммы выручки продавец будет согласен продать данное благо за цену, которая выше прежней на величину Т руб. Линия предложения займет положение S2S2. На рынке устанавливается новое равновесие, при котором объем продаж сократится с Q1 до Q2, цена для покупателей повысится с Р– до Р+. Общая сумма налога, поступающая в госбюджет, будет равна площади прямоугольника Р+АВР–. Налог, согласно условию этого варианта, уплачивают продавцы, но бремя налога распределяется между продавцами и покупателями. Взнос продавцов равен площади прямоугольника Р1CВР–, а взнос покупателей — Р+АCР1.
Второй вариант. Акцизный налог вносят в госбюджет покупатели. Покупатели будут согласны купить тот же объем блага, если его цена без налога будет на Т руб. ниже. В таком случае покупатели заплатят цену с включением налога, равную прежней цене.
В результате линия спроса переместится вниз на Т (рис. 2.2).
Новый объем продаж Q2, цены Р+ и Р– будут аналогичными варианту, когда налог вносят продавцы.
Следовательно, не играет роли тот факт, кто выступает непосредственным плательщиком налога — продавцы или покупатели.
Из рис. 2.2 мы видим, что и пропорции в распределении налогового бремени между продавцами и покупателями остаются теми же, что и при уплате налога продавцами.
Рис. 2.2
Распределение налогового бремени между продавцами и покупателями зависит от соотношения в наклонах линий спроса и предложения. Чем больше наклон линии спроса и чем меньше наклон линии предложения, тем большая часть налогового бремени приходится на покупателей и тем меньшая — на продавцов (рис. 2.3а). Из рис. 2.3а видно, что взнос покупателей равен площади прямоугольника Р+АCР1, а взнос продавцов — Р1CВР–. На рис. 2.3б иллюстрируется противоположное положение, когда большая часть налогового бремени ложится на продавцов и меньшая — на покупателей.
а) б)
Рис. 2.3
2.2. Дотации
Рассмотрим влияние государственного регулирования рынка посредством дотаций.
Дотация — это отрицательный налог, или «налог наоборот». Дотация устанавливается или в абсолютной сумме на единицу блага, или в процентах к цене блага. Дотации, как правило, получают производители, но могут получать и потребители.
Предположим, что линия спроса и линия предложения вначале занимали положения соответственно D1D1 и S1S1. Равновесный объем продаж был равен Q1, а равновесная цена — P1 (рис. 2.4).
Рис. 2.4
Допустим, что введена дотация из госбюджета производителям данного блага размером V руб. на каждую единицу. В результате произойдет сдвиг линии предложения вниз на V руб., поскольку дотация продавцам будет равнозначна снижению их издержек. Ранее производители были согласны продать объем блага, если цена без дотации будет на V руб. ниже Р1. В этом случае объем продаж возрастет до Q2, цена для покупателей понижается до Р–, цена, получаемая производителями, повышается до Р+.
Как и при налогообложении, полученная дотация не полностью поступает в распоряжение производителей. Им достанется только ее часть, другая часть поступит в бюджет покупателей.
Аналогичным будет результат и в случае, когда дотацию получают покупатели. Отличие состоит только в сдвиге на ту же величину V руб. линии спроса, а не линии предложения.
Менее пригодным средством государственного воздействия на рынок является установление государством фиксированных цен, ибо это затрагивает действие рыночных механизмов, модифицируя процесс достижения равновесного состояния.
2.3. Установление государством фиксированных цен
Здесь в распоряжении государства имеются два способа:
а) установление верхнего («потолка») предела цен;
б) установление нижнего («пола») предела цен.
Максимально верхняя граница цены (так называемая «социально низкая цена») — это цена ниже цены равновесия. Она устанавливается с целью защиты интересов малоимущих потребителей данного блага.
Установление верхнего предела цены приводит к дефициту данного блага, поскольку объем спроса превышает объем предложения. Более того, «потолок» цен превращает этот дефицит в хронический, в результате общество вынуждено прибегать к рационированию неценовыми способами (карточки, очереди и т. п.). Чтобы купить дефицитное благо, покупатели согласны заплатить дополнительную цену, создавая тем самым условия для возникновения «черного рынка».
Другим способом государственного регулирования цен выступает установление нижнего предела («пола») цен, т. е. цен выше равновесного уровня.
Заключение
В процессе работы было изучено государственное регулирование рынка, влияние налогов, дотаций, фиксированных цен на рыночное равновесие. В результате были исследованы следующие вопросы:
— характеристика основных инструментов регулирования рыночной экономики;
— влияние налогов, дотаций, фиксированных цен на рыночное равновесие.
Налогообложение государства оказывает влияние на всю сферу экономики, в частности, на факторы, связанные с движением денежных средств. Под влиянием налогообложения сдвигаются кривые совокупного спроса и предложения. Происходит это вследствие уменьшения дохода производителей и покупателей. Равновесная цена падает или растет, в зависимости от этого соответственно падает или растет спрос.
Налогообложение является инструментом федерального, областного и муниципального бюджетов. С помощью него руководство страны, области и города может ограничивать деловую активность, способствовать развитию тех или иных отраслей предпринимательской деятельности; создавать предпосылки для повышения конкурентоспособности национальных предприятий на мировом рынке, для снижения издержек производства. Таким образом, оно влияет на предложение товаров и услуг в количественном выражении.
Налоги и разветвленная система налоговых льгот, скидок и кредитов при подоходном обложении физических лиц оказывают влияние на спрос физических лиц.
Государство может влиять на спрос и предложение с помощью фиксирования цены. Это осуществляется несколькими способами: может быть установлена цена на товар по государственному прейскуранту, государство может установить предельный уровень цен на отдельные товары, предельные надбавки или коэффициенты к фиксированным ценам прейскуранта, регламентировать лишь основные параметры, определяющие уровень цен: величину прибыли производителя, скидки, величину косвенных налогов, которыми облагаются товары; государство может установить предельный уровень разового повышения цен на конкретный товар; установить строгий контроль на монопольные цены, воздействовать на рыночную цену, устанавливая цены государственным предприятиям.
При рассмотрении влияния дотаций и налога на рынках монополии и конкуренции выявляются следующие закономерности. Предоставление дотации на каждую единицу проданной продукции снижает цену на монополизированном рынке меньше, чем на рынке совершенной конкуренции. На рынке совершенной конкуренции максимальное приращение цены вследствие введения налога равно его величине. На монополизированном рынке прирост цены в некоторых случаях может превысить величину налога, взимаемого с единицы товара.
Установление верхнего предела цены на рынке совершенной конкуренции сопровождается увеличением объема спроса и сокращением объема предложения, в результате чего возникает дефицит. На монополизированном рынке введение верхнего предела цены ставит монополию в положение совершенного конкурента: любой объем выпуска ей приходится продавать по одной и той же цене.
Список используемой литературы
1. Бартенев С. А. Экономические теории и школы (история и современность): Курс лекций. – М., 2022.
2. Гуреев В. И. Российское налоговое право. – М., 2022.
3. Налоги Российской Федерации // Под ред. Л. П. Павловой. – М.,2022.
4. Петрова Г. В. Налоговое право. Учебник для вузов. – М., 2022.
5. Черник Д. Г. Налоги в рыночной экономике. – М., 2022.
6. Черник Д. Налоги России. – М., 2022.
7. Юткина Т. Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. – М., 2022.
8. Экономическая теория. Учебник для студентов высших заведений/под ред. Камаевой О.В. – М.: ИЗД-ВО «ВЛАДОС», 2022.
Черник Д. Г. Налоги в рыночной экономике. – М., 2022. – 84 с.
Гуреев В. И. Российское налоговое право. – М., 2022. – 103 с.
Экономическая теория. Учебник для студентов высших заведений/под ред. Камаевой О.В. – М.: ИЗД-ВО «ВЛАДОС», 2022. – 116 с.
Петрова Г. В. Налоговое право. Учебник для вузов. – М., 2022. – 125 с.
Бартенев С. А. Экономические теории и школы (история и современность): Курс лекций. – М., 2022. – 144 с.
Юткина Т. Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. – М., 2022. – 68 с.
Экономическая теория. Учебник для студентов высших заведений/под ред. Камаевой О.В. – М.: ИЗД-ВО «ВЛАДОС», 2022. – 120 с.

Рекомендуем прочесть:  Налоговая льгота на землю лицу имеющие удостоверение проживающего в чернобыльской зоне тульской области

Прямое государственное финансирование
Программно-целевые методы
Прямое регулирование
Госзаказ, квотирование, лицензирование
Государственное предпринимательство
Налоговая политика
Кредитно-денежная политика
Косвенное регулирование
Таможенная политика
Амортизационная политика

Потоварный налог, потоварная дотация, фиксированная цена

Это вызовет параллельный сдвиг линии предложения вверх на величину Т. Почему? Если ранее производители согласны были предложить на рынке количество товара, скажем, Q1 по цене P1, то теперь они согласятся предложить на рынке то же количество товара, если только цена брутто (с включением налога) будет на Т руб. выше, чем P1. В этом случае производители получат цену нетто (без включения налога), равную прежней цене. Это рассуждение применимо к любой точке линии предложения. Поэтому все точки линии предложения переместятся вверх на Т руб. Линия предложения займет положение S2.

Действительно, если ранее покупатели согласны были приобрести количество товара, скажем, Q2 по цене P1, то теперь они согласятся приобрести то же количество товара, если только его цена без налога будет на Т руб. ниже. Тогда покупатели заплатят цену с включением налога, равную прежней цене.

Open Library — открытая библиотека учебной информации

Наиболее цивилизованным инструментом государственного регулирования рынка считаются налоги, поскольку они не ограничивают свободу действий экономических агентов и, следовательно, не нарушают функционирования рыночных процессов.

Начнем с первого варианта. Предположим, что введенный налог на каждую единицу блага составил Т р. Допустим, что до введения налога линия спроса занимала положение D1D1, а линия предложения – S1S1. Равновесная цена составляла Р1; равновесный объем продаж – Q1(рис. 2.7).

Механизмы государственного воздействия на рыночное равновесие (налог, дотации, фиксированные цены)

Наиболее цивилизованным инструментом государственного регулирования рынка считаются налоги, поскольку они не ограничивают свободу действий экономических агентов и, следовательно, не нарушают функционирования рыночных процессов.

Начнем с первого варианта. Предположим, что введенный налог на каждую единицу блага составил Т р. Допустим, что до введения налога линия спроса занимала положение D1D1, а линия предложения – S1S1. Равновесная цена составляла Р1; равновесный объем продаж – Q1(рис. 2.7).

Оцените статью
Ответы от Дежурного юриста на ЮрГрупп.ру