Порядок Признания Формирование Резерва По Сомнительным Долгам С 2022 Годасомнительной Задолженности В Казенных Учреждениях

Содержание

Порядок Признания Формирование Резерва По Сомнительным Долгам С 2022 Годасомнительной Задолженности В Казенных Учреждениях

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В настоящее время для бюджетных учреждений не предусмотрен механизм для отражения в бухгалтерском учете создаваемых в целях налогового учета резервов по сомнительным долгам — не существует балансового счета, на котором могли бы учитываться суммы соответствующих резервов.
В случае необходимости учет созданных для целей налогового учета резервов по сомнительным долгам может быть организован бюджетным учреждением на дополнительном забалансовом счете. Утвердить порядок применения такого счета учреждение может в учетной политике.

Обоснование вывода:
Организация, которая при исчислении налога на прибыль применяет метод начисления, вправе (но не обязана) создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном ст. 266 НК РФ. Расходы налогоплательщика на формирование резервов по сомнительным долгам включаются в состав внереализационных расходов при определении базы по налогу на прибыль (пп. 7 п. 1 ст. 265 НК РФ).
В случае создания резервов по сомнительным долгам списание долгов, признаваемых безнадежными в соответствии с п. 2 ст. 266 НК РФ, осуществляется за счет суммы созданного резерва (абз. 2 п. 5 ст. 266 НК РФ). В случае, если сумма созданного резерва меньше суммы безнадежных долгов, подлежащих списанию, разница (убыток) подлежит включению в состав внереализационных расходов (смотрите также пп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ).
Резервы по сомнительным долгам, порядок создания которых регулируется ст. 266 НК РФ, не следует путать с резервами предстоящих расходов, порядок создания которых для некоммерческих организаций регулируется положениями ст. 267.3 НК РФ.
Для резервов предстоящих расходов, в частности в целях «сближения» налогового и бухгалтерского учета, реализован механизм, посредством которого организации госсектора могут отражать создание соответствующих резервов в бухгалтерском учете. Для этого «Инструкция по применению единого плана счетов бухгалтерского учета. «, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2022 N 157н (далее — Инструкция N 157н), была дополнена счетом 401 60 «Резервы предстоящих расходов» (приказ Минфина России от 29.08.2022 N 89н).
В то же время ни Инструкция N 157н, ни Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2022 N 174н (далее — Инструкция N 174н), не предполагают порядка создания и отражения в бухгалтерском учете резервов по сомнительным долгам, право на создание которых в целях налогового учета имеют в том числе и бюджетные учреждения. По вопросу отражения в бухгалтерском учете таких резервов нет соответствующих разъяснений и со стороны Минфина России, который является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (п. 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2022 N 329).
С учетом того, что в настоящее время счета, на котором бюджетные учреждения могли бы учитывать суммы резервов по сомнительным долгам, просто не существует, а счет учета резервов предстоящих расходов для данных целей не подходит по своему экономическому смыслу, при этом самостоятельно, путем утверждения в своей учетной политике, бюджетные учреждения могут вводить лишь дополнительные забалансовые счета, но никак не балансовые (п. 332 Инструкции N 157н), в случае необходимости учет созданных для целей налогового учета резервов по сомнительным долгам может быть организован бюджетным учреждением на дополнительном забалансовом счете. Утвердить порядок применения такого счета учреждение может в учетной политике.
Обратите внимание! Одной из главных составляющих налогового учета в целях исчисления налога на прибыль являются налоговые регистры. Налоговые и иные органы не вправе определять обязательные формы документов налогового учета (ст. 313 НК РФ). В то же время, в первую очередь, в качестве регистров налогового учета могут быть использованы регистры бухгалтерского учета, в том числе дополненные необходимыми реквизитами. В случае невозможности и (или) нецелесообразности применения регистров бухгалтерского учета в целях налогового учета учреждение вправе разработать собственные регистры налогового учета, к примеру, для учета отдельных операций. Данные положения следуют из ст. 313 НК РФ.

Резерв по сомнительным долгам

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Выбранный способ и особенности расчета организация должна зафиксировать в своей учетной политике. Для каждого вида нужно прописать соответствующие условия. Например, для интервального метода должен быть указан период учета и процент отчислений (не обязательно совпадающий с применяемым в налоговом учете); для экспертного – критерии состоятельности должника и т.п.

Особенности создания и распоряжения резерва по сомнительным долгам законодательно однозначно не регламентированы. Организации должны самостоятельно разработать соответствующие положения и закрепить их во внутренних нормативных актах. При этом нужно учитывать общепринятые особенности регламентации финансовых резервов фирмы.

Рекомендуем прочесть:  Положены выплоты женщене родившего 2 ребенка до35лет

Счет 63 — проводки по резервам сомнительных долгов

Сомнительная задолженность — это дебиторская задолженность организации не погашенная, или вероятнее всего не будет погашенная в установленный договором (или иными документами) срок, а также без обеспечения соответствующими гарантиями (залог, банковская гарантия, поручительство, задаток). Для учета таких операций в бухгалтерских проводках используется 63 счет.

Согласно п. 70 «Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ № 34н» (далее — Положение), в случае, если величина резерва не будет полностью израсходована до конца года, следующего за годом его создания, то остаток резерва будет включен в финансовый результат отчетного года.»Осуществление переноса резерва на следующий год».

Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете

При интервальном методе размер зарезервированных сумм исчисляется (корректируется) ежемесячно/ежеквартально в процентах от размера долга. Установленный процент зависит и от длительности просрочки. Экспертным подходом сумма резерва определяется на основе обоснованного мнения эксперта фирмы. Применяя статистический метод, компания берет за основу опыт нескольких предыдущих лет, рассчитывая долю неоплаченных долгов в общей массе задолженности. Выбранный способ расчета и его критерии закрепляют в УП.

Размер резерва нормативными документами не установлен, оговорено лишь условие расчета резерва по сомнительным долгам отдельно по каждой задолженности методом, принятым в компании и опираясь на условия договоров, кредитоспособность должника и перспективы погашения. Естественно, для грамотного синтетического учета резерва требуется ведение четкой аналитики по каждому долгу.

Формирование резерва по сомнительным долгам (Н

Здесь следует обратить внимание на то, что для налогоплательщиков — страховых организаций, определяющих доходы и расходы по методу начисления по договорам страхования, сострахования, перестрахования, по которым сформированы страховые резервы, резерв сомнительных долгов по дебиторской задолженности, связанной с уплатой страховых премий (взносов), не формируется.

В соответствии со ст. 419 ГК РФ обязательство прекращается ликвидацией юридического лица (должника или кредитора), кроме случаев, когда законом или иными правовыми актами исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое лицо (по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и др.).

Вход для клиентов

Этап 3. В расходах для целей налогообложения учитывается не вся резервируемая сумма, а в пределах 10% выручки организации за отчетный (налоговый) период. Выручка определяется в соответствии со ст. 249 НК РФ (без учета НДС).

  • включаются в полном объеме, если задолженность просрочена более чем на 90 календарных дней;
  • включаются в объеме 50%, если задолженность просрочена от 45 до 90 календарных дней (включительно);
  • не включаются, если задолженность просрочена менее чем на 45 календарных дней.

Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете

В налоговом учете организация подобного резерва – право компании (ст. 266 НК РФ). В бухучете же это становится обязательным с того момента, как наличие сомнительного долга зафиксировано. Выявляются такие долги при проведении инвентаризаций обязательств и расчетов.

  • Сомнительной должна признаваться задолженность, возникшая по любой хозяйственной операции (сч. 60, 62, 76), в т. ч. долг по выданному займу (сч. 58/3);
  • Долг не выплачен в оговоренное время и не имеет гарантийного обеспечения (например, банковской гарантии);
  • Высока вероятность неплатежа.

Списание дебиторской задолженности в бюджетном учреждении

Дебиторская задолженность – это имущественные требования учреждения к другим лицам, которые стали его должниками. Возникновение дебиторской задолженности связано с невыполнением договорных обязанностей заказчиками, недоставкой нефинансовых активов под уплаченный ранее аванс, невозвратом подотчетными лицами выданных им денежных средств, излишне уплаченными суммами налогов, сборов и пеней и т. д. Просроченная дебиторская задолженность – это «дебиторка». не погашенная в установленный договором срок.

По общим правилам, срок исковой давности составляет 3 года, однако по некоторым отношениям в соответствии с законодательством он может быть другим. Началом срока исковой давности по ДЗ является первый день просрочки исполнения обязательства. Если должник осуществляет какие-либо действия, указывающие на признание долга, то срок исковой давности начинают отсчитывать заново со дня совершения таких действий. Так, должник может подписать акт сверки, выдать гарантийное письмо, перечислить какую-то часть долга и т. д.

Создаем резерв по сомнительным долгам

— срок давности для предъявления исполнительных документов к исполнению в случае возвращения взыскателю исполнительного документа, по которому взыскание не произведено либо произведено частично в связи с отсутствием у должника денежных средств на счетах в банках и иного имущества.

Такие расходы отражаются на дату исключения дебитора из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (иностранных организаций и индивидуального предпринимателя — из торгового регистра или иной аналогичной системы учета и идентификации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей страны их учреждения) и (или) смерти физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, либо объявления физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, умершим.

Тема: Порядок формирования резерва по сомнительной задолженности

а вот аудитор написал, что нельзя, причем ссылаясь на п 70 ПБУ по БУ (приказ 34н). я вот тоже думаю, что можно, так как в Положении по БУ вообще не прописан порядок его формирования, таким образом фирма вольна прописать какой угодно, мы прописываем по НУ, так как нам это удобно

В БУ, например, к сомнительной можно отнести не только задолженность, которая не погашена в срок ( или не обеспечена), но и с высокой степенью вероятности не будет погашена в срок, установленный договором ( т.е. в резерв можно включать ДЗ срок оплаты которой не наступил) или же наоборот, задолженность не оплачена в срок, но имеется уверенность в ее погашении, то в бухгалтерском учете долг не является сомнительным и в резерв не включается.
В НУ же просроченная и необеспеченная задолженность за т.р.у. признаётся сомнительной.

Рекомендуем прочесть:  Размер Субсидии На Развитие Бизнеса В Новосибирске

Объект учета «доходы» с 2022 года

Начиная с 2022 года бухгалтерский учет доходов необходимо осуществлять на основании Приказа Минфина РФ от 27.02.2022 № 32н, которым утвержден очередной Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Доходы» (далее – стандарт, СГС «Доходы»). Положения названного стандарта (как и других, ранее утвержденных федеральных стандартов) являются новыми для учреждений, и поэтому потребуется время для их осмысления. В статье предлагаем заранее ознакомиться с основными нормами данного документа, касающимися учреждений спорта.

В составе доходов будущих периодов в момент возникновения права на их получение. По мере реализации условий при передаче активов в части, относящейся к отчетному периоду, доходы будущих периодов от безвозмездных поступлений признаются в бухгалтерском учете в составе доходов текущего отчетного периода (п. 40 СГС «Доходы»)

Счет 63 — проводки по резервам сомнительных долгов

10.08.2022 Фирма «А» произвела отгрузку товаров покупателю — Фирме «Б» на сумму 118 000 руб. Срок оплаты по договору — 15 суток с момента отгрузки. Однако покупателем не был осуществлен платеж за отгруженный товар в установленный срок. Учетной политикой Фирмы «А» определено, что резерв по сомнительным долгам формируется ежемесячно, отдельно по каждому долгу. По состоянию на 31.08.2022 фирма «А» признала просроченную задолженность «Б» сомнительной, в связи с чем было принято решение о включении в резерв всей суммы.

Безнадежная задолженность — долг перед организацией, с истекшим сроком исковой давности, также невозможная к взысканию задолженность, признанная таковой на основании соответствующих нормативных документов или ликвидации организации. Такая задолженность как раз и учитывается на счете 63.

Создаем резерв по сомнительным долгам

В бухгалтерской отчетности сомнительные долги отражаются по строке 1230 баланса уже за минусом резерва (п. 35 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утв. приказом Минфина от 06.07.99 № 43н), а отчисления в резерв по сомнительным долгам отражаются по строке 2350 «Прочие расходы» отчета о финансовых результатах (п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утв. письмом Минфина от 06.05.99 № 33н).

Резерв по сомнительным долгам создается для того, чтобы в бухгалтерской отчетности организации данные о ее дебиторской задолженности были достоверны. Поэтому при наличии сомнительного долга надо создать резерв (даже если организация является субъектом малого предпринимательства) (п. 70 Положения по бухучету N 34н).

Порядок списания дебиторской задолженности в бюджетном учреждении

Подборка наиболее важных документов по запросу Списание дебиторской задолженности в бюджетном учреждении (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое). Нормативные акты: Списание дебиторской задолженности в бюджетном учреждении «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2022 N 117-ФЗ(ред.

Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов» (п. 339 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2022 N 157н, далее — Инструкция N 157н). Счет 04 предназначен для учета задолженности неплатежеспособных дебиторов с момента ее признания в порядке, установленном законодательством, нереальной ко взысканию, и списания с балансового учета учреждения для наблюдения в течение пяти лет (иного срока, установленного законодательством) за возможностью ее взыскания, в случае изменения имущественного положения должников.

Как списать безнадежную дебиторскую задолженность

Безнадежная дебиторская задолженность — это сумма, которую организация не может взыскать со своих контрагентов в силу определенных причин. Для целей налогообложения прибыли безнадежными долгами (долгами, нереальными к взысканию) признаются долги, если выполняется хотя бы одно из условий, перечисленных в пункте 2 статьи 266 НК РФ:

Напоминаем, что в бухгалтерском балансе остатки по счету 63 «Резервы по сомнительным долгам» не показываются, а величина дебиторской задолженности, по которой образован резерв, отражается за вычетом суммы резерва. При этом на ту же величину уменьшается нераспределенная прибыль (План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утв. приказом Минфина России от 31.10.2022 № 94н, п. 35 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утв. приказом Минфина России от 06.07.2022 № 43н). В отчете о финансовых результатах отчисления в резервы по сомнительным долгам отражаются в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утв. приказом Минфина России от 06.05.2022 № 33н). Таким образом, списание долгов за счет резерва на показатели бухгалтерской отчетности не влияет.

УЧЕТ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗЕРВА ПО СОМНИТЕЛЬНЫМ ДОЛГАМ В НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ*

3 бухгалтерской отчетности в суммах, вытекающих из бухгалтерских записей и признаваемых ею правильными, и, следовательно, документальная инвентаризация предполагает проверку имеющихся у НКО документов, подтверждающих факт возникновения и оплаты задолженности дебитора без требования составления акта сверки. Таким образом, по мнению авторов, инвентаризация расчетов с дебиторами не может и не должна помешать течению срока исковой давности. Начиная с невозможность исполнения долга и его безнадежность могут быть признаны на основании постановления пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства в случае возврата исполнительного документа взыскателю (п. 2 ст. 266 НК РФ, п. 9 ст. 1, ч. 1 ст. 4 Федерального закона от ФЗ «О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»): из-за невозможности установить место нахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, вкладах или на хранении в кредитных организациях (п. 3 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее Закон 229-ФЗ); из-за отсутствия у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, при условии, что все принятые приставом-исполнителем меры по его отысканию оказались безрезультатными (п. 4 ч. 1 ст. 46 Закона 229-ФЗ). Кроме этого, Минфин России считает, что долг становится безнадежным, если на основании п. 1 ст. 418 ГК РФ обязательство прекращено в связи со смертью должника и оно не может быть исполнено без его личного участия, либо иным образом неразрывно связано с личностью должника (см. письма от /2/39, от /1/8). При учете сомнительных долгов (безнадежных для взыскания) для признания долга в качестве безнадежного достаточно наличия одного из указанных выше оснований, а не их совокупности. Например, истек срок, есть постановление пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, нет необходимости дожидаться ликвидации должника (см. письмо Минфина России от /1/725). А при наличии нескольких оснований для признания долга безнадежным он признается таковым при возникновении первого из них (см. письма Минфина России от /1/373, от /4/18). В соответствии со ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами). По мнению Минфина России, после внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГ- РЮЛ) записи об исключении юридического лица из реестра кредитор вправе признать задолженность безнадежной и включить эту сумму в состав расходов при расчете базы по налогу на прибыль организаций (см. письмо от /1/487). Документальным подтверждением ликвидации организации-должника может служить выписка из ЕГРЮЛ, порядок получения которой установлен ст. 6 Федерального закона от ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [2]. Следует заметить, что согласно п. 77 Положения по бухгалтерскому учету списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности. Эта задолженность должна отражаться за бухгалтерским балансом в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника. Данное положение реализуется в НКО путем учета такой задолженности на забалансовом сч. 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов». Для списания безнадежного долга необходимы два документа: акт инвентаризации расчетов; приказ руководителя. В целом методика отражения на счетах бухгалтерского учета создания резерва по сомнительным долгам и списания за счет резерва дебиторской задолженности в НКО ничем не отличается от методики в коммерческих организациях. Однако следует заметить, что в отдельных случаях вопрос формирования резерва и списания дебиторской задолженности в НКО будет связан с уменьшением финансирования НКО. Бухгалтерские записи по учету формирования и использования резерва по сомнительным долгам в НКО представлены в табл БУхгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях

Рекомендуем прочесть:  Материнский капитал как потратить на строительство дома

1 Учет в некоммерческих организациях УЧЕТ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗЕРВА ПО СОМНИТЕЛЬНЫМ ДОЛГАМ В НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ* О. В. КОТЛЯЧКОВ, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, финансов и аудита Ижевская государственная сельскохозяйственная академия, Московский технологический институт «ВТУ» С. Н. СУЕТИН, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой менеджмента Московский технологический институт «ВТУ» Н. Л. ДЕНИСОВА, главный бухгалтер Некоммерческого партнерства «Удмуртский территориальный институт профессиональных бухгалтеров» Сомнительный долг подлежит списанию в том случае, если он будет признан безнадежным. Понимание безнадежного долга можно найти в финансовом законодательстве РФ, которое применимо для целей бухгалтерского учета в полной мере. Так, в целях гл. 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ (НК РФ) безнадежными признаются долги (квалифицируются как безнадежные, нереальные к взысканию), если выполняется одно из следующих условий (п. 2 ст. 266 НК РФ): * Окончание. Начало см. в журнале «Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях» (342). 1) истек срок исковой давности (ст. 196 и 197 ГК РФ); 2) обязательство должника прекращено: из-за невозможности его исполнения (ст. 416 ГК РФ); на основании акта государственного органа (ст. 417 ГК РФ); в связи с ликвидацией организации (ст. 419 ГК РФ). В информационном банке «Путеводитель по налогам», размещенном в системе Консультант- Плюс, отмечается, что в отличие от сомнительного долга (п. 1 ст. 266 НК РФ) для признания долга безнадежным вовсе не обязательно, чтобы он возник 20 БУхгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях

Оцените статью
Ответы от Дежурного юриста на ЮрГрупп.ру