Варновый Строй По Законам Ману Дхармы Варн

Варновый строй по законам ману

ЗАКОНЫ МАНУ — древнеиндийский сборник предписаний, определяющих поведение человека в частной и общественной жизни в соответствии с господствовавшими в древнеиндийском обществе системой взглядов и религиозными догматами брахманизма. Составление З.м. приписывается мифическому прародителю людей Ману. В дошедшем до нас виде З.м. были составлены, по-видимому, около П в. до н.э. — I в. н.э. З.м. написаны на санскрите, содержат 2650 двустиший (шлок), разбитых на 12 глав.

Появляются сословия – варны. Первые варны были привилегированными: брахманы — варна, в которую вошли знатные жреческие роды, и кшатрии — варна, в которую вошла военная знать. Этим двум варнам противостояла основная масса свободных общинников, составлявшая третью варну — вайшьев. Участившиеся войны и усиление имущественного и общественного неравенства привели к появлению большого количества людей, не являвшихся членами общин.

Сословно-варновый строй в Индии

Среди видов наказания следует назвать смертную казнь (для брахмана она заменяется бритьем головы) в различных вариантах: посажение на кол, сожжение на кровати или костре, утопление, затравливание собаками и др.:

Правовые памятники дают яркую картину сословно-кастового деления древнего общества Индии, которое приобрело здесь наиболее законченные формы.
Процесс социального расслоения древнеиндийского общества начался в недрах разрозненных племенных общин. В результате разложения родоплеменных отношений выдвигались более сильные и влиятельные роды, которые сосредоточивали в своих руках общественные функции управления, военной охраны, жреческие обязанности. Это привело к развитию социального и имущественного неравенства, рабовладения, к превращению племенной верхушки в родовую аристократию. Способствовали развитию социального неравенства и войны, в ходе которых возникали отношения зависимости, подчинения между отдельными племенами и общинами.
Социальное расслоение в Древней Индии привело, однако, не к формированию классов (рабовладельцев и рабов), а к возникновению особых сословных групп — варн: брахманов (священнослужителей, жрецов), кшатриев (воинов, правителей), вайшиев (земледельцев, ремесленников) пшудр (слуг)1. Первое упоминание о брахманах, кшатриях, вайшиях и шудрах содержится в самом раннем произведении ведической литературы — Ригведе. В более поздних ведах указывается на наследственный характер религиозной и военно-управленческой деятельности брахманов и кшатриев.
Формированию варны жреческой верхушки брахманов способствовала монополизация ими на определенном этапе исторического развития отправления религиозных церемоний, знание ведических гимнов. Особая воинская верхушка, военная аристократия — кшатрии начала складываться в процессе завоевания ариями речных долин Северной Индии. В эту категорию первоначально входили только арии, но в ходе ассимиляции завоеванных племен варна кшатриев пополнялась и местными вождями, главами сильных родовых групп, на что, в частности, указывает существование в Древней Индии особой категории «вратья-кшатриев», т.е. кшатриев по обету, а не по рождению.
Название третьей варны «вайшии» произошло от слова «виш» — народ, племя, поселение. Это основная масса трудового люда, земледельцев и ремесленников. Обособлению кшатриев среди своих соплеменников — вайшиев-простолюдинов способствовали представления, что кшатрии — полновластные распорядители богатства, приобретаемого войной, в том числе и рабов-военнопленных.
В основе этой первой, трехчленной дифференциации древнеиндийского общества лежало разделение труда, та глубокая социально действенная ступень разделения, когда труд физический отделялся от умственного, материальный от духовного, производительный от управленческого. В таком разделении труда уже были заложены основы социально-экономического неравенства, эксплуатации родовой аристократией простого народа. По мере консолидации высших варн — брахманов и кшатриев складывался особый порядок регулярных отчислений от сельскохозяйственного продукта доли, получившей название бали(налог). Налог шел на содержание брахманов и кшатриев. Он все время возрастал, став со временем своеобразной формой государственной эксплуатации рядовых общинников-крестьян. С формированием самой многочисленной и эксплуатируемой варны шудр связаны процессы завоевания аборигенных племен, но не меньшую роль играло и развитие социального неравенства внутри самого арийского общества; разряд шудр пополнялся представителями не только коренного населения, но и беднейшей части арийской общины, тех ее членов, которые отрабатывали долги, находились в услужении, попадали в зависимость, иногда и в рабскую. В Законах Ману (VIII, 415) указаны семь разрядов рабов (а соответственно и семь источников рабства): захваченный под знаменем (военный плен), раб за содержание, рожденный в доме, купленный, подаренный, доставшийся по наследству, и раб в силу наказания. Право хозяина распоряжаться жизнью и смертью раба было общепризнанным в Древней Индии. Раб был неправоспособен, заключенные им сделки считались недействительными (VIII, 163 и др.). Рабов продавали, уплачивая при этом пошлину, равную 20—25% их цены, как при продаже других товаров, сдавали внаем, закладывали и пр. Потомство рабыни считалось собственностью хозяина (IX, 48, 54—55).
В дхармашастрах в одних случаях проводятся различия между рабами и шудрами, между рабами и лицами, находящимися в услужении, в других — эти различия отсутствуют. Слово «даса» в Законах Ману (X, 32) одновременно обозначает и раба, и лицо, находящееся в услужении. Связано это было с тем, что рабство в Древней Индии было одной из форм зависимости, но далеко не единственной. Здесь широко были представлены многочисленные переходные социальные формы, промежуточные социальные состояния (от свободных, но неполноправных беднейших слоев населения — к рабам).
Дхармашастры закрепляют четкие религиозно-правовые границы между брахманами, кшатриями, вайшиями и шудрами, основанные на многочисленных религиозно-ритуальных ограничениях, запретах, предписаниях. Шудры устраняются, например, от участия в жертвоприношениях, ритуалах — «самскараз:», за исключением самскары брака. За каждой варной строго закрепляется наследственный круг занятий. Изучение священных книг — привилегия брахманов, кшатриев и вайшиев, которые получают название дважды рожденных (в отличие от шудр — единожды рожденных). Второе рождение и было связано с ритуалом особого посвящения в связи с началом изучения священных книг. Целые главы дхармашастр посвящены жесткой регламентации поведения людей, их общения друг с другом, с представителями так называемых неприкасаемых каст, стоящих вне варн индийского общества, ритуалам «очищения» от «загрязнения» при таком общении и пр. Тяжесть наказания за совершение тех или иных преступлений определяется в дхармашастрах в строгом соответствии с принадлежностью к той .или иной варне. Закрепляемые правом границы варн чаще всего отражали фактическое положение индивида в системе общественного производства и распределения, непосредственно связанного с его отношением к собственности на землю: государственной и общинной. Это и дает основания говорить с определенной долей условности о варнах как о сословиях-классах..
Владельческие права общин в Индии отличались исключительной прочностью. Община имела почти неограниченное право распоряжения общинной землей: продавать, сдавать в аренду, дарить ее, особенно храмам. В общинной собственности были пастбища, ирригационные сооружения, дороги. Коллективно ответственная за сбор ренты-налога община в лице своей управляющей верхушки получала часть поборов с общинников-крестьян в свою пользу.
Общинное землевладение сосуществовало с частным крестьянским землевладением или землевладением большой семьи, которое также было связано с широкими правомочиями — продажей, сдачей в аренду, дарением земли. Основное ограничение землевладения свободного общинника-крестьянина выражалось в обязанности платить налог в пользу государства и частных лиц, если государство передавало им свои права.
Полноправный общинник-землевладелец, чаще всего вайший, сам мог быть эксплуататором. В хозяйствах богатых общинников трудились безземельные наемные работники, представители «неприкасаемых» каст, которые в основном и создавали прибавочный продукт, присваиваемый различными категориями эксплуататоров, рабы. Рабский труд, однако, не был преобладающим в Древней Индии даже в царском хозяйстве. В наиболее распространенном мелконатуральном хозяйстве общинника в использовании труда рабов не было нужды. Невелико было число рабов и в ремесле.
Усиление имущественной дифференциации во второй половине I тысячелетия до н.э. все чаще стало проявляться в расхождении варнового статуса и фактически занимаемого человеком места в обществе. В Законах Ману можно найти упоминание о брахманах, пасущих скот, брахманах-ремесленниках, актерах, слугах, к которым предписывается относиться «как к шудрам».
В маурийский период к кшатриям, сосредоточившим в своих руках военную, политическую и экономическую власть, стали относить в основном тех, кто принадлежал непосредственно к царскому роду и к категории привилегированных наемных воинов. Расцвет городов и расширение торговли вызвали появление зажиточной торгово-ремесленной верхушки среди вайшиев, включающей крупных купцов, ростовщиков, преуспевающих ремесленников. Они объединялись в корпорации, выполняли роль торговых агентов царя, сборщиков налогов и пошлин.
В буддийской и джайнистской литературе древности описывается высокое положение богатых купцов, которые, вопреки предписаниям дхармашастр, причислялись к вар-не кшатриев, пользовались большой властью, в том числе и в суде. Затронуло имущественное расслоение и варну шудр. Об этом свидетельствуют Законы Ману (X, 129):
«Шудра не должен накапливать богатство, даже имея возможность (сделать это), так как шудра, приобретая богатство, притесняет брахманов». О неоднородности варны шудр свидетельствует и то, что к шудрам по мере усиления кастового деления стали относить отверженные, «неприкасаемые» касты париев, выполняющих самую унизительную работу. В Законах Ману упоминаются лица, «презренные даже для отверженных» (X, 39).
Таким образом, внутри каждой варны развивалось социальное неравенство, деление на эксплуатируемых и эксплуататоров, но кастовые, общинные, большесемейные границы, скрепленные правом, религией, сдерживали их слияние в единую классовую общность. Это и создавало особую пестроту сословно-классовой социальной структуры Древней Индии.

Рекомендуем прочесть:  Пособия Ветеранам Труда В Москве В 2022 Году

Варновый строй по законам ману

Индийское общество традиционно было построено на системе сословий, каст, хотя применительно к Индии выражение «кастовый строй» не корректно, ибо слово каста происходит от латинского. В Индии исторически существуют 4 сословия — варны (varna), которые в свою очередь подразделяются на джати (jati — профессиональные группы), собственно индийские джати и принято называть касты. Когда Пурушу (изначального, божественого человека) расчленили… его рот стал брахманом, его руки сделались раджанья [кшатрии], его бёдра — вайшья, из ног родился шудра.

Слово «варна» индийского происхождения и означает «цвет», «способ», «сущность», «каста». Варны были древними социальными группами, объединявшими в определённых районах людей, связанных общей профессией, общими религиозными обрядами и стоящих на одной ступени социальной лестницы. Деление людей на варны восходит ко времени разложения родового строя, когда выделяется и всё более укрепляется родовая аристократия.

Курсовая работа — Варновый строй — файл

Таким образом, к концу периода «Ригведы» общество делилось на четы­ре варны: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Такая иерархия считалась изначальной, божественной волей, установлен­ной и незыблемой в своей основе. Интересно, что указанное деление общества, несмотря на свой религиозный характер и древнее происхождение, имеет место и в современной Индии.

Хотя литература брахман предоставляет вайшьям весьма скромный статус с немногочисленными правами, буддийская и джайнская литература, созданная несколькими столетиями позд­нее и в дальневосточных областях, показывает, что в действитель­ности вайшьи не всегда были угнетаемым сословием. Эти произ­ведения повествуют о многих богатых купцах, живущих в роскоши и организованных в могущественные гильдии, которые выполняли роль торговых агентов царя, сборщиков налогов и пошлин. В них идеал вай­шьи — не смиренный скотовод, а налогоплательщик, т. е. человек, обладающий 80 млн. пан. Богатые вайшьи находились в большом почете у царей, пользовались их милостью и доверием. Скорее вайшьи, а не кшатрии оказывали главное покровительство набиравшим силу неортодоксальным религиям — буддизму и джайнизму. К этому времени, по крайней мере, в об­ластях Магадхи и Кошалы, они представляли собой подлинную «буржуазию», правда немногочисленную, но достаточно влиятель­ную. Многие надписи, начиная со времен Шунгов, свидетельст­вуют о том, что от имени вайшьев — купцов и искусных ремесленников — совершались щедрые пожертвования для религиозных целей, особенно буддистам. Судя по надписям, вайшьи в то время процветали и пользовались большим влиянием.

Рекомендуем прочесть:  Могут ли приставы забрать проданный предмет

Варновый строй в законах ману

Деление людей на варны восходит ко времени разложения родового строя, когда выделяется и всё более укрепляется родовая аристократия. Поэтому в более поздних законах Ману вместо слова «варна» иногда применяется слово «джати», означающее рождение, род, положение, каста. Зачатки этой древнейшей кастовой системы появляются уже в период составления Вед, так как в Ригведе упоминаются четыре основные касты.

Затем они получили закрепление и освящение в классовом обществе. Индийские источники, в частности законы Ману, дают описание четырех варн: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшья (земледельцы. ремесленники, торговцы) и шудры (почти бесправные батраки ). При этом брахманы, выполнявшие жреческие функции и знавшие священное учение, занимали наиболее почетное место в обществе. Их называли «авадхья» — неприкосновенные.

Варновый Строй По Законам Ману Дхармы Варн

Законы составлены в Древней Индии между II веком до нашей эры и II нашей эры. Законы Ману представляли собой запись норм обычного права, судебной практики и царских узаконений, имели в свое время официальное значение и относятся к позитивному праву.

Среди других дхармашастр Драхмашастра — обширная правовая литература смрити («запомненное»), или шастр, например Манусмрити — Законы Ману(II в. до н.э. — II в. н.э.) и др./Под ред. О.А. Жидкова и Н.А. Крашенинниковой. — М., 1988 — с. 63 бесспорный авторитет имеют Законы Ману, написанные в «стихах», в популярной, дидактической форме, которая получила широкое распространение как в Индии, так и за ее пределами и оказала глубокое влияние на индийскую культуру. Дхарма — это норма поведения правоверного индуса, которая включает в себя одновременно религиозное, моральное и правовое содержание. Но отсюда не следует, что дхармашастры не являлись источником действовавшего права. Этот источник права отчетливо закрепил и довел до нас содержание и форму социальных норм первобытной формации, где социальные нормы представляли собой так называемые мононормы, которые не были расчленены на моральные, обычные и религиозные нормы.

Законы Ману

Царь являлся главой административного аппарата. От него зависели назначения должностных лиц и контроль за их деятельностью (VII, 54—63, 81). Все царские чиновники, согласно Артхашастре, делились на группы центрального и местного управления. Особое место занимали советники царя — высшие сановники (ман-трины, махаматры,). Из советников царя состоял и совещательный коллегиальный орган — мантрипаришад, своеобразный пережиток органов племенной демократии. Членство в мантрипаришаде не было четко установлено, наряду с сановниками в него иногда приглашались представители городов. Этот орган сохранял некоторую независимость, но лишь по ряду второстепенных вопросов мог принимать самостоятельные решения.

Предписания Ману-самхита и Артхашастры о семейных отношениях. Свадебные традиции согласно Ману-самхита. Соотношение прав мужчин и женщин в Древней Индии. Обзорная характеристика исследований Законов Ману и правового положения женщины в индийском обществе.

Варновый строй в законах ману

Достоверные сведения о классовой структуре и политической организации общества этого времени до нас не дошли, однако известно, что здесь происходило разложение первобытнообщин­ ного строя, началось социальное расслоение населения.

У вторгшихся во втором тысячелетии в Индостан ариев, разрушивших существовавшую на севере полуострова Хараппскую цивилизацию, еще существовал родовой строй . основной ячейкой которого был родовой союз — гана.

Варновый Строй По Законам Ману Дхармы Варн

С середины II тыс. до н.э. территория Индии подвергается завоеванию пришедшими с севера племенами ариев, говоривших на языке, близком ныне живущим европейским народам. В древнейшем литературно-религиозном памятнике того времени — Ригведе — рассказывается о жизни и государственном строе в Древней Индии.

Напомню читателю, что в древней Индии существовала исторически сложившаяся у древних ариев (арийцев) система сословий — варн. которая строилась на учете индивидуальности человека, а потому разрешала переход из одной варны в другую, подробнее в статье Глава 3 посвящена правилам брака между представителями разных варн и кастам, которые образуются при смешении варн. Закон Ману также регламентирует деятельность, разрешенную для разных индийских каст.

Общая характеристика варнового строя

В период после Маурьев теоретически гегемония брахманов была установлена в большей части Индии, фактически же варна кшатриев занимала приблизительно такое же положение или даже более высокое. В древней Индии воинское сословие, начиная с великих императоров и кончая мелкими вождями, пополнялось из всех этнических групп и социальных слоев, и таким путем все завоеватели Индии вплоть до мусульманского вторжения получали свое место в социальной иерархии. Обо всех воинственных народах, живущих на периферии арийской цивилизации,- греках (явана), скифах (шака), парфянах (пахлава) — Ману отзывается как о кшатриях, которые утратили благородство вследствие пренебрежения к священному закону, но которые могут снова войти в лоно ариев, если вернутся к праведному образу жизни и принесут необходимые покаянные жертвы. Подобное условие может быть отнесено почти ко всем народам-завоевателям, и раджпуты, которые в позднейшие времена были наиболее типичными кшатриями, в значительной части происходили от таких завоевателей.

Рекомендуем прочесть:  Ремонт Бензокосы Косгу 225 Или 226

Таким образом, к концу периода «Ригведы» общество делилось на четыре варны: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Такая иерархия считалась изначальной, божественной волей, установленной и незыблемой в своей основе. Интересно, что указанное деление общества, несмотря на свой религиозный характер и древнее происхождение, имеет место и в современной Индии.

Варновый строй в законах ману

Развитие рабства привело к углублению классовых противоречий, к экономическому и социальному усилению правящего класса — рабовладельческой аристократии. Родовая аристократия, состоящая из жрецов, старейшин и племенных вождей, выделившаяся из среды общинников, противопоставляется простому народу, объединённому в общины (вишас).

Образование варн. С разложением первобытно-общинного строя и развитием общественного и имущественного неравенства связано появление сословий — варн. Варны возникли еще в доклассовом обществе, а затем получили закрепление и освящение в классовом обществе. Постепенно все прежде равноправные свободные стали делиться на группы, не равные по своему общественному положению, правам и обязанностям. С течением времени сословия-варны становились все более замкнутыми.

Варновый строй по законам Ману

Существовали разные типы профессиональных жрецов. В древнейшие времена мы встречаем полулегендарных риши, или провидцев, которым приписывается создание ведийских гимнов. Ритуал жертвоприношений требовал большого числа жрецов с различными обязанностями: одни читали гимны, другие пели, третьи выполняли необходимые действия во время обряда. Первоначально слово «брахман» означало: «тот, кто одержим брахмой», таинственной магической силой, близкой к той, которую современные антропологи обозначают меланезийским словом «мана». Понятие «брахман» относилось к прошедшему специальную подготовку жрецу, который руководил жертвоприношением и мог с помощью магических заклинаний отвести любые дурные последствия, вызванные небольшими нарушениями ритуала. В конце периода «Ригведы» это слово уже относилось ко всем членам жреческого сословия.

Законы Ману состояли из 12 глав и 2685 статей, написанные в виде двустиший (шлок). Правовой материал наиболее полно представлен в IV, VII, VIII и X главах, но и здесь он переплетался с религиозными и моральными рассуждениями.

Глава 1

По предыдущим кодексам до 1964-го года эти преступления назывались контрреволюционными, УК 1964-го года переименовал их в особо опасные государственные преступления. Новый Уголовный кодекс (УК) изменил приоритеты охраны.

Каждое государство обладает определенными чертами, отражающими его особенности. Можно характеризовать то или иное государство как демократическое или тоталитарное, республику или монархию, федерацию или унитарное государство и т.д.

Варновый строй в законах ману

Пришедшие племена покорили туземцев, чем создали предпосылки для неравенства населения. Кроме того, в результате разложения родоплеменного строя здесь происходит внутреннее имущественное расслоение и складывается классовое общество: Стремление укрепить этот строй предопределяет формирование в Древней Индии особой социальной системы так называемого варно-кастового строя. Назначение этой системы состояло в том, чтобы установить определенные взаимоотношения между категориями населения Индии — родовой аристократией жрецов и воинов, с одной стороны, и массой — с другой.

Это было тем более необходимо, так как значительные массы покорённых туземцев в известной степени были включены в общую систему социальных отношений и иногда представители высших варн фактически оказывались в тяжёлом экономическом положении и нуждались в поддержке и помощи со стороны обычного права, рабовладельческих законов и религиозной традиции.

Занятие №2

1. Капур продал соседу вола, но уже через день пожалел об этом и предложил соседу расторгнуть сделку. Капур возвращает соседу деньги, а тот возвращает Капуру вола. Но сосед отказался. Капур обратился с жалобой в суд. Правомерны ли действия Капура?

Законы Ману, общая характеристика которых является содержанием первого вопроса, были составлены одной из брахманских школ между II веком до н.э. и II веком н.э. Они были написаны рифмованной прозой, состоят из 12 глав, 2685 стихов – шлок, многие из которых носят ярко афористический характер. Структура законов достаточно логична. Их нельзя назвать полностью правовым актом. Главы I и II посвящены вопросам происхождения варн и мирового порядка, определению дхарм каждой из варн. В III главе рассматриваются вопросы брака и семьи. Главы IV – VI посвящены в основном регулированию поведения в быту. В главе VII устанавливаются обязанности царя, что очень необычно для древних правовых памятников. Глава VIII – одна из наиболее «правовых» в законах Ману. В ней содержатся перечень поводов к судебному рассмотрению, порядок судебного процесса, виды доказательств, нормы гражданского и уголовного права. Глава IХ детально регламентировала семейную жизнь. В Х главе помещены установления, общие для всех варн, и отдельные для дважды рождённых и шудр. Глава ХI посвящена регулированию жизни неприкасаемых. Глава ХII подводит своеобразный итог предыдущих глав, отмечает результат соблюдения или несоблюдения каждым человеком своей дхармы.

Оцените статью
Ответы от Дежурного юриста на ЮрГрупп.ру