Судебная Практика По Одн По Электроэнергии 2022

Отрицательную разницу между потребленными объемами коммунального ресурса всех МКД и конкретного МКД можно и нужно переносить на будущие периоды

Так называемый «отрицательный ОДН», то есть отрицательную разницу между общим объемом коммунального ресурса, потребленного всем МКД, и суммой объемов коммунального ресурса, потребленных «индивидуально» (квартирами и нежилыми помещениями МКД), нужно учесть при оплате будущих периодов: когда там возникнет «положительный ОДН», то его необходимо уменьшить на размер прежнего, «отрицательного» (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2022 г. № 303-ЭС18-24912).

РСО отказывалась корректировать объемы поставленной электроэнергии на возникший ранее «отрицательный ОДН». Арбитражные суды согласились с ней, сославшись на п. 21.1 Правил № 124 (утв. постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2012 г. № 124), обязательных при заключении договоров ресурсоснабжения между РСО и УК. Согласно данному пункту, «отрицательный ОДН», подлежащий оплате за расчетный месяц, принимается равным 0, – если жители МКД находятся на «прямых» договорах с РСО.

  • в данном случае «отрицательный ОДН» образовался из-за того, что владельцы временно пустующих квартир не передавали в УК показания своих ИПУ. УК рассчитывала им объем потребления по среднемесячной величине (подп. «б» п. 59 Правил № 354, утв. постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354), а при проверке ИПУ делала перерасчет по скромным показаниям ИПУ. Поэтому объем электроэнергии, начисленный «по-среднемесячному», значительно превысил ее фактический расход. Для жителей квартиры переплата пошла в счет оплаты будущих периодов, а вот для УК этот перерасчет привел к увеличению объема электричества, потребленного на общедомовые нужды (ОДН);
  • при этом согласно п. 44 Правил № 354 объем ресурса, потребленного на ОДН сверх нормативов, не подлежащий распределению между собственниками помещений, оплачивается УК за счет своих средств;
  • следовательно, возникающий при перерасчете «положительный ОДН» может привести к убыткам УК; оплата, произведенная потребителями в расчетном периоде на сумму, исчисленную в объеме «отрицательного ОДН», и не учтенную в следующем расчетном периоде при возникновении положительной величины, приведет к излишней оплате УК этой разницы в составе общедомового потребления, которое затем распределяется между собственниками (в пределах норматива) и этой управляющей организацией (сверх норматива);
  • для учета «отрицательного ОДН» вообще не важно, заключены ли прямые договоры между жителями МКД и РСО. Однако в данном случае таких договоров и не было! Договор ресурсоснабжения заключен между РСО и УК, согласно ему, УК покупает ресурс и для предоставления коммунальных услуг жителям, и для содержания общего имущества. Следовательно, исполнителем коммунальных услуг является именно УК. При этом УК и РСО договорились о том, что УК уступает РСО права требования к жителям на сумму предоставленных им коммунальных услуг. Поэтому счета за свет выставляет именно РСО. Однако она выставляет эти счета в качестве нового кредитора. А прямых договоров в этой ситуации не возникает;
  • но даже если бы и был «прямой» договор, то – согласно позиции ВС РФ, сформулированной еще в решении от 20 июня 2022 г. № АКПИ18-386, упомянутый п. 21.1 Правил № 124 не исключает перерасчет;
  • в случае «отрицательного» ОДН (то есть когда величина V(потр) превышает объем V(одпу)) – объем ресурса, подлежащий оплате в следующих периодах, должен уменьшаться на эту отрицательную разницу. Именно в этом случае для РСО будет исключена возможность получить плату за неоказанные услуги. Именно такой перерасчет позволит устранить несоответствие фактического потребления коммунального ресурса, вызванного, в частности, невозможностью одновременного снятия показаний со всех ИПУ;
  • при этом учитывать «отрицательный ОДН» необходимо в отношении каждого конкретного МКД, а не всех управляемых УК домов «скопом» (в спорном деле УК представила именно общий, объединенный расчет).

Исследовав обстоятельства дела и оценив имеющиеся доказательства в их совокупности и взаимосвязи, установив факт выставления обществом гражданам в платежных документах задолженности за электроэнергию, потребленную на ОДН в 2022 — 2022 годах в составе суммы общей задолженности за электроэнергию, суды, руководствуясь положениями статей Раздел I. Общие положения > Подраздел 5. Сроки. Исковая давность > Глава 12. Исковая давность > Статья 196. Общий срок исковой давности» target=»_blank»>196, Раздел I. Общие положения > Подраздел 5. Сроки. Исковая давность > Глава 12. Исковая давность > Статья 199. Применение исковой давности» target=»_blank»>199, Раздел I. Общие положения > Подраздел 5. Сроки. Исковая давность > Глава 12. Исковая давность > Статья 200. Начало течения срока исковой давности» target=»_blank»>200 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи Раздел VII. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги > Статья 155. Внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги» target=»_blank»>155 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», Правил предоставления коммунальных услуг, принимая во внимание разъяснения, изложенные в пункте 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2022 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», пришли к выводу о наличии у прокуратуры правовых оснований для вынесения оспариваемого представления и отказали в удовлетворении заявленного требования.

решением Арбитражного суда Тверской области от 03.03.2022, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2022 и постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.09.2022, в удовлетворении заявления отказано.

Суды отметили, что в оспариваемом представлении сформулированы конкретные нарушения федерального законодательства, допущенные обществом, в связи с чем последнему надлежит принять меры к устранению нарушений, причин и условий, им способствующих. При этом право определить способы, посредством которых необходимо устранить допущенные нарушения, принадлежит хозяйствующему субъекту.

В дальнейшем прокуратурой во исполнение поручения прокуратуры Тверской области рассмотрено обращение депутата Законодательного Собрания Тверской области Гончарова А.С. по вопросу рассылки обществом писем жителям города Ржева с требованием уплатить задолженность за электроэнергию, поставленную в 2022 — 2022 годах.

Решением Заволжского районного суда города Твери от 13.04.2022 по делу № 2-1212/2022 удовлетворено исковое заявление прокуратуры о признании незаконными действий общества по начислению с 01.04.2022 нанимателям и собственникам помещений многоквартирных домов города Ржева и Ржевского района, управление которыми осуществляется управляющими организациями, товариществами собственников жилья либо жилищными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами, платы за электроэнергию, потребленную на ОДН, за исключением случаев принятия решения общего собрания членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, либо собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме о внесении платы за электроэнергию, потребленную на ОДН ресурсоснабжающей организации. Обществу запрещено в дальнейшем производить действия по начислению платы за электроэнергию, потребленную на ОДН ресурсоснабжающей организации.

В МКД с непосредственным способом управления, а также в случае, если способ управления в МКД не выбран либо выбранный способ управления не реализован до июля 2022 года расчёт платы за потребляемую коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды определялся исходя из показаний ОДПУ (при его наличии), и распределялся в пределах норматива на общедомовые нужды.

Кировский филиал «ЭнергосбыТ Плюс» производит поставку в многоквартирный дом (далее – МКД) коммунального ресурса – электроэнергии. Энергосбытовая компания также осуществляет и расчёт платы за коммунальную услугу по электроснабжению, в том числе предоставленную на общедомовые нужды. Этот механизм регламентируется п.п. 40, 44 «Правил предоставления коммунальных услуг», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г №354.

С 01.07.2022 (постановление Правительства РФ от 29.06.2022 № 950 о внесении изменений в некоторые акты правительства РФ по вопросам совершенствования организации учёта электрической энергии), распределение объёма коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, осуществляется между всеми собственниками (пользователями) пропорционально размеру занимаемой ими общей площади жилого и нежилого помещения. В связи с этим, с июля 2022 года при определении платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды не ограничивается нормативной величиной, а подлежит распределению между жилыми и нежилыми помещениями в полном объёме.

При непосредственном способе управления МКД, а также в случае, если способ управления в МКД не выбран либо выбранный способ управления не реализован собственниками помещений в этом доме, в составе платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение) отдельно вносится плата за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плата за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в МКД.

Рекомендуем прочесть:  Монтаж Системы Видеонаблюдения Является Ли Капвложением

Если в МКД установлен коллективный (общедомовой) прибор учёта (далее — ОДПУ) электрической энергии объём электроэнергии, предоставленной на общедомовые нужды, определяется как разница между объёмом, зафиксированным ОДПУ, и суммой индивидуальных объёмов, потреблённых в жилых и нежилых помещениях (определённых как по приборам учёта, так и по нормативам в случае отсутствия приборов учёта).

В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.

В обоснование заявленных требований истец указала на то, что является собственником квартиры N в жилом доме N по ул. области. Управление домом осуществляет ООО «Жилищник 1», энергоснабжение осуществляет АО «АтомЭнергоСбыт» в лице филиала «СмоленскАтомЭнергоСбыт».

При рассмотрении настоящего дела судебной коллегией по гражданским делам Смоленского областного суда были допущены такого характера существенные нарушения норм материального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление нарушенных прав заявителя.

Таким образом, АО «АтомЭнергоСбыт» в лице его филиала «СмоленскАтомЭнергоСбыт» в отсутствие правовых оснований производит расчет, требует от жильцов многоквартирного дома N города области, способ управления которым определен в соответствии с жилищным законодательством, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды.

В силу статей 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей и собственников жилых помещений в многоквартирных домах включает плату за электроснабжение.

УО по договору управления по заданию другой стороны в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и оказывать услуги по управлению МКД, по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, предоставлять коммунальные услуги в такой дом (ч. 2 ст. 162 ЖК РФ).

УО не может предоставлять коммунальные услуги в МКД без заключения договора ресурсоснабжения (п. 9 раздела VI Обзора судебной практики ВС РФ № 1 (2022)). Если управляющая организация фактически приступила к управлению общим имуществом МКД, исполняя решение ОСС и собственники помещений платят ей за КУ, а РСО выставляет ей счета за поставку соответствующего ресурса, отношения между УО и РСО можно расценивать как договорные по снабжению ресурсом (п. 1 ст. 162 ГК РФ).

Верховный Суд РФ встал на сторону управляющей организации в вопросе взыскания задолженности за сверхнорматив на ОДН, потому что управляющая организация:

  1. Не побоялась доказать свою правоту в суде.
  2. Смогла правильно определить исполнителя коммунальных услуг.
  3. Изучила нормативные правовые акты и смогла грамотно ими воспользоваться.
  4. Смогла доказать бездействие РСО.
  5. Доказала отсутствие договорных отношений с РСО.

Исполнителю КУ после получения оферты отводится 30 дней на её рассмотрение. Если в течение этого срока не дать ответ в РСО о согласии или отказе заключить договор ресурсоснабжения, РСО может обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны к заключению договора ресурсоснабжения (п. 11 Правил № 124).

Управляющая организация начинает предоставлять коммунальные услуги потребителям в МКД с одной из двух дат:

  • указанной в решении ОСС о выборе управляющей организации;
  • заключения договора управления МКД, но не раньше даты начала поставки коммунального ресурса по договору, заключённому управляющей организацией РСО (п. 14 Правил № 354).

Минстрой объяснил, как платить за общедомовые нужды

Например, в одном доме УК работает хорошо: в подъездах утеплили двери, установили датчики движения и доводчики, отремонтировали кран в подвале, вставили пластиковые окна на площадках. В другом доме УК работает плохо: из окон на лестничных пролетах дует, батареи работают на полную мощность, в подвале протекают трубы, а свет у входной двери никогда не выключается. Вторая компания не сможет включить перерасход электроэнергии и воды в квитанции жильцов и сама заплатит за превышение нормативов.

С 1 января за общедомовые нужды платят по региональным нормативам. Некоторые управляющие компании использовали новый закон, чтобы дополнительно обогатиться за счет жильцов. Они начисляли оплату за общедомовые нужды по нормативам, даже если в доме экономили электроэнергию и воду на общие нужды.

Например, в регионе всего пять домов с инновационными технологиями. В них используют солнечную энергию для освещения двора, а сточные воды очищают и поливают ими клумбы. По умолчанию для таких домов власти не рассчитают отдельные нормативы. Но если управляющая компания обоснует запрос, могут рассчитать.

Из-за этого для жильцов некоторых домов с датчиками движения, современными лифтами и утепленными подъездами с 1 января выросли расходы на содержание общего имущества. Например, в прошлом году управляющая компания считала общедомовые нужды по своей схеме, учитывала энергосберегающие мероприятия и фактический расход. А с этого года стала считать общедомовые нужды по нормативу — как написано в законе. Из-за неправильного толкования закона жильцам приходится платить больше.

  1. Снять показания общедомовых счетчиков.
  2. Посчитать объем услуг по индивидуальным счетчикам.
  3. Найти разницу между общим и индивидуальным потреблением.
  4. Сравнить разницу с нормативом.
  5. Если разница больше, между жильцами распределяется только норматив. Остальное оплачивает УК .
  6. Если разница меньше, жильцы платят только за фактическое потребление.

Суды исходили из того, что ряд нежилых помещений, техническая документация которых предусматривает подключение их до общедомового прибора учета, фактически подключены после него и общедомовой прибор учитывает и их потребление, но поскольку в отношении вышеуказанных нежилых помещений у гарантирующего поставщика имеются самостоятельные договоры с потребителями, объем электроэнергии, поставленной в указанные нежилые помещения, подлежит исключению из расчета представленного истцом.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о том, что акт о неучтенном потреблении электрической энергии является ненадлежащим доказательством безучетного потребления ответчиком электрической энергии, поскольку сетевой организацией нарушен порядок уведомления потребителя о предстоящей проверке, предусмотренный пунктом 178 Основных положений N 442.

По результатам исследования прибора учета, составлен акт технического исследования изделия, согласно которому заводом-изготовителем было установлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета электроэнергии путем изменения его конструкции для искажения фактического значения потребляемой электроэнергии.

Окружной суд согласился с выводом суда апелляционной инстанции о доказанности факта бездоговорного потребления ответчиком электрической энергии, которое, согласно акту о неучтенном потреблении выражается в отсутствие договора энергоснабжения с компанией.

Суды указали, что в ходе проверки состояния схемы учета измерения электрической энергии общества установлена неисправность измерительного комплекса в связи с имеющимися оплавлениями вторичной обмотки трансформаторов тока. При этом общество своими действиями (подписанием акта проверки без замечаний, оплатой выставленных счетов, последующей заменой трансформаторов тока) подтвердило свое согласие с установленной непригодностью схемы учета.

Правомерность начисления платы за ОДН (КР СОИ) сверхнорматива

Вопрос: У нас в многоквартирном доме установлен общий прибор учета электроэнергии, который автоматически передает показания. УК выставляет счета по ОДН (КР СОИ), которые рассчитывают по нормативу. Как заставить УК производить расчет за ОДН по счетчикам, а не по нормативу?

В силу абз. 4 пункта 29 Правил содержания общего имущества многоквартирных домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491 при последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. В случае если перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный перечень, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходы на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с абз. 2 п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 распределяемый в соответствии с формулами 11 – 14 приложения N 2 к настоящим Правилам между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения

Рекомендуем прочесть:  Расчёт Супсидий После Развода

Разобраться правильно производит исполнитель коммунальной услуги начисление КР СОИ или нет возможно либо самим, истребовав необходимую информацию у исполнителя и произвести расчет, либо обратиться в орган государственного жилищного надзора с заявлением. Образец представлен выше.

Для проверки правильности начисления платы за КР СОИ необходимо обратиться с претензией в управляющую организацию и/или в орган государственного жилищного надзора с соответствующим заявлением. В случае установления факта нарушения прав потребителя орган госжилнадзора выдаст ответственному лицу обязательное к исполнению предписание. Заявление можно скачать ЗДЕСЬ.

· фактическое число проживающих в квартирах людей. Если в квартире прописан один человек, а проживает пять, то и воды, и электроэнергии они израсходуют больше, чем начислят по нормативу на одного жильца. Согласно п. 56 Правил № 354, если в квартире, не оборудованной индивидуальными приборами учета временно проживают люди (от 5 дней подряд и более), то норматив потребления рассчитывается исходя из числа фактически проживающих в жилом помещении потребителей.

Величина этой доли пропорциональна площади помещения (квартиры) собственника: чем она больше, тем больше его доля в общем имуществе дома. Однако, собственник не вправе продать, подарить или завещать свою долю. Но вкладывать свои деньги в содержание общей собственности (общедомовые нужды) он обязан, потому что по законодательству право собственности несёт за собой бремя ответственности.

К ним относятся расходы на водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение, теплоснабжение (отопление), которые используются вне жилых или нежилых помещений в многоквартирном доме и согласно Правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. № 354 (далее – Правила № 354), должны оплачиваться всеми потребителями, вне зависимости от оборудования жилого или нежилого помещения индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) – осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка. В случае нарушения потребительских прав и санитарно-эпидемиологического законодательства потребитель вправе обратиться с соответствующим заявлением в Роспотребнадзор.

  • технические потери во внутридомовых инженерных системах водоснабжения, электроснабжения, тепловой энергии и оборудования многоквартирного дома (потери коммунальных ресурсов при возникновении аварий, промывка инженерных систем и их заполнение, гидравлические испытания),
  • уборка и санитарно-гигиеническая очистка помещений, входящих в состав общего имущества,
  • благоустройство и содержание придомовых территорий (полив газонов, клумб, обслуживание детских площадок, уличное освещение),
  • освещение и обеспечение теплом подъездов, чердаков, подвалов,
  • работа лифтового или иного оборудования, являющимся общим имуществом, работа домофонов, систем видеонаблюдений, антенного оборудования и многое другое.

В МКД с непосредственным способом управления, а также в случае, если способ управления в МКД не выбран либо выбранный способ управления не реализован до июля 2022 года расчёт платы за потребляемую коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды определялся исходя из показаний ОДПУ (при его наличии), и распределялся в пределах норматива на общедомовые нужды.

Кировский филиал «ЭнергосбыТ Плюс» производит поставку в многоквартирный дом (далее – МКД) коммунального ресурса – электроэнергии. Энергосбытовая компания также осуществляет и расчёт платы за коммунальную услугу по электроснабжению, в том числе предоставленную на общедомовые нужды. Этот механизм регламентируется п.п. 40, 44 «Правил предоставления коммунальных услуг», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г №354.

При непосредственном способе управления МКД, а также в случае, если способ управления в МКД не выбран либо выбранный способ управления не реализован собственниками помещений в этом доме, в составе платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение) отдельно вносится плата за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плата за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в МКД.

С 01.07.2022 (постановление Правительства РФ от 29.06.2022 № 950 о внесении изменений в некоторые акты правительства РФ по вопросам совершенствования организации учёта электрической энергии), распределение объёма коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, осуществляется между всеми собственниками (пользователями) пропорционально размеру занимаемой ими общей площади жилого и нежилого помещения. В связи с этим, с июля 2022 года при определении платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды не ограничивается нормативной величиной, а подлежит распределению между жилыми и нежилыми помещениями в полном объёме.

Если в МКД установлен коллективный (общедомовой) прибор учёта (далее — ОДПУ) электрической энергии объём электроэнергии, предоставленной на общедомовые нужды, определяется как разница между объёмом, зафиксированным ОДПУ, и суммой индивидуальных объёмов, потреблённых в жилых и нежилых помещениях (определённых как по приборам учёта, так и по нормативам в случае отсутствия приборов учёта).

Иначе работает схема «поставщик – управляющая компания – потребитель». В ней УК – это своеобразный кошелек, в который попадают все средства, собранные с жителей многоквартирного дома как за коммунальные, так и за жилищные услуги. Подчеркнем – ОБЩИЙ кошелек за оба вида услуг. Нормативные начисления ОДН идут отдельной строкой в квитанции, а вот сверхнормативные «прячутся» в строке «содержание и ремонт жилья». Оплачивать фактическое, а не нормативное потребление ОДН из собственного кармана управляющая компания не может по определению, так как единственный источник дохода для нее – это средства жителей. УК собирает деньги с жителей, заключивших с ней договор управления, и распределяет подрядчикам (дворники, ремонтники и т.д.) и поставщикам ресурсов, в том числе и за сверхнормативные ОДН. Поэтому для добросовестных управляющих компаний договор с ресурсоснабжающей организацией на оплату сверхнормативного ОДН – это бремя. Большинство компаний прекрасно это понимают, поэтому не спешат к поставщику ресурса за заключением договора до решения проблемы с ОДН.

Мы часто слышим, что ОДН – распределение долгов нерадивых граждан на добросовестных. Давайте разберемся и в этом вопросе.
Долг – это неоплаченная сумма по выставленному счету. Собственник квартиры, не оплачивающий счета за электроэнергию, накапливает свой личный долг, не перекладывая его на плечи соседей. Однако если в сбытовую компанию не поступают не только средства, но и показания приборов учета от жителя, поставщик электроэнергии рассчитывает его сперва по среднемесячному потреблению, а затем – по нормативу. При этом фактические объемы использованного ресурса могут сильно отличаться от нормативных. И эта разница идет в ОДН.

Иными словами: соблюдение порядка оплаты, исправные приборы учета и вовремя переданные показания – вот решение проблемы ОДН.

Еще один актуальный вопрос наших читателей: имеет ли право поставщик электроэнергии выставлять счета за фактический объём ОДН? Ведь жителям выгоднее платить за ОДН не больше норматива, а такая схема применяется при выставлении счетов управляющей компанией…

При прямом договоре с поставщиком ресурса потребители получают счета, где отдельно прописываются их индивидуальное потребление и ОДН, рассчитанный исходя из площади помещения. Средства поступают поставщику и только на тот лицевой счет, по которому совершена оплата.

Самой действенной мерой по снижению величины ОДН является единовременное снятие и передача показаний индивидуальных счетчиков. Это может делать старший по дому. Поставщик ресурса предлагает целый ассортимент клиентских сервисов по дистанционной передаче показаний и контролю объемов потребленного ресурса: например, сайт АО «ТНС энерго Карелия» www. karelia.tns-e.ru или контакт-центр гарантирующего поставщика 8(8142)79-27-27.

Расчеты УК с РСО при отрицательном объеме КР на СОИ

Договоры снабжения коммунальными ресурсами с РСО заключаются в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных Правилами заключения договоров ресурсоснабжения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124 (далее – Правила заключения договоров ресурсоснабжения).

Если фактическое потребление электроэнергии на ОДН меньше объема электроэнергии, потребленной в жилых и нежилых помещениях МКД, обязательства УК по оплате объема электроэнергии, потребленной на ОДН, перед РСО равны нулю и суммы, возникшие в результате выявления «отрицательного баланса по МКД», при расчете объема обязательств УК не учитываются. При этом действующее законодательство не содержит норм, обязывающих РСО при расчетах с УК или потребителями учитывать объемы электроэнергии, потребленной на ОДН, принявшие отрицательное значение

Рекомендуем прочесть:  С какого возраста льготы ветеранам труда в оренбургской области

1) при наличии действующего прямого договора, заключенного РСО с собственниками помещений в МКД до 30.06.2022 (если принято решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и осуществления расчетов за них, действовавшего ранее, – до изменения способа управления домом или выбора УК);

Кстати, правильный подход уже продемонстрирован судьями АС СЗО в Постановлении от 27.06.2022 № Ф07-6098/2022 по делу № А26-2688/2022. Если выявленная отрицательная величина является излишним начислением объема потребленного ресурса владельцам жилых и нежилых помещений, РСО должна будет произвести им перерасчет (при представлении данных о фактическом потреблении) и скорректировать в дальнейшем общедомовое потребление ресурса. Однако уменьшать на эту отрицательную величину объем сверхнормативного потребления электроэнергии по другим жилым домам нельзя.

Ключевой вывод ВС РФ: если величина Vпотр превышает величину Vодпу, объем, подлежащий оплате в следующих расчетных периодах, уменьшается на разницу указанных величин, что исключает для РСО возможность получить плату за неоказанные услуги и позволяет устранить несоответствие фактического потребления коммунального ресурса, вызванное невозможностью одновременного снятия показаний со всех приборов учета.

Апелляция же исходила из недопустимости возложения на «МастерКом» обязанности по оплате электроэнергии в большем объёме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения ресурса гражданами напрямую от ресурсоснабжающей организаций, минуя посредничество управляющей организации.

После того как в дело вмешалась прокуратура, «Ульяновскэнерго» произвело перерасчет платы за электроэнергию и предъявил «МастерКому» требования об оплате объёмов, превышающих установленный норматив. Первая инстанция удовлетворила соответствующий иск и указала, что отсутствие договора ресурсоснабжения не является основанием для освобождения «МастерКома» от оплаты стоимости полученной энергии. И если собственники помещений платят за коммунальные услуги непосредственно «Ульяновскэнерго», это также не освобождает компанию от возложенной на нее обязанности по оплате поставленных ресурсов, не подлежащих оплате потребителями (дело № А72-11432/2022).

«Ульяновскэнерго» поставляла электричество в многоквартирные дома поселка, что в Ульяновской области. Компания производила расчет и выставляла собственникам квитанции на оплату в том числе потребленной на общедомовые нужды электрической энергии, в то время как собственники приняли решение о заключении договоров управления с обществом «МастерКом».

«Ульяновскэнерго» пожаловалась в Верховный суд и указала, что у апелляции не было оснований для освобождения от оплаты электроэнергии, поставленной обществом на общедомовые нужды, в объеме, превышающем норматив потребления этой услуги, компании, в управлении которой находятся спорные многоквартирные дома. С этим согласилась экономколлегия, которая признала законным решение первой инстанции.

Само определение услуги ОДН не исчезло из законодательства. По-прежнему квитанции за ОДН получали и будут получать жители домов с непосредственной формой правления и домов, где еще не определен способ управления. В данном случае мы оказываем коммунальную услугу ОДН непосредственно собственникам и ее расчет ведется по общедомовому прибору учета.

Барнаульская горэлектросеть больше не начисляет «ОДН». Энергетики массово разослали соответствующие договоры управляющим компаниям и ТСЖ. С 1 апреля услуга будет окончательно интегрирована в платежки жилищных организаций в качестве «коммунального ресурса на содержание общего имущества» (КР на СОИ). Строку «ОДН» в квитанциях БГЭС увидят только те, кто в свое время накопил за нее долги, и жители домов с непосредственной формой правления. С чем связано реформирование расчетов за общедомовые нужды, рассказала руководитель группы по работе с дебиторами Отдела продаж электроэнергии юрлицам БГЭС Оксана Пучкина.

Точкой отсчета можно считать принятие в сентябре 2012 года Постановления Правительства №354, а именно «Правил предоставления коммунальных услуг в многоквартирном доме». После этого в квитанциях Барнаульской горэлектросети появилась услуга «ОДН» или «Электроснабжение общедомовых нужд». Будет неправдой утверждать, что жильцы раньше не платили за общедомовые нужды. «ОДН» был, но в усеченном варианте. В виде электросчётчиков на места общего пользования, МОПов, которые не охватывали потребление электроэнергии всем домом, включая присоединенные к дому нежилые помещения (магазины, гаражи, киоски и пр.). Соответственно, выявить энерговоровство было сложнее, ресурс не учитывался полностью, энергетики несли убытки. Именно для того, чтобы научить потребителей считать электроэнергию и был создан «ОДН». Замена расчетов по МОП на расчеты за ОДН в свое время вызвал волну негодования. Однако политический курс государства был взят в сторону энергосбережения и закон №261 «Об энергосбережении» был принят еще до «ОДН», в 2009 году. Поступательно учились экономить везде – на производстве, в бюджетных учреждениях и наконец-то в многоквартирных домах. В 2022 году «ОДН» перевели из коммунальных услуг в жилищные. Простыми словами, забрали у ресурсовиков и отдали управляющим компаниям в виде «КР на СОИ». Начисления ограничили нормативом, а всю разницу между показаниями общедомового прибора учета и норматива возложили на жилищные организации. Таким образом, произошла «эволюция ОДН», сначала ресурс научились считать, теперь мы учимся его экономить.

Выход есть всегда. Если управляющая компания или ТСЖ обоснуют жильцам, по каким причинам потребление электроэнергии в их доме невозможно уместить в норматив, на общем собрании может быть принять абсолютно легитимное решение – оплачивать КР на СОИ по общедомовому прибору учета. Однако для этого УК и ТСЖ нужно взять бразды правления в свои руки и начать работать с жильцами, чего многие делать не хотят. Законодательно такая возможность предусмотрена, и мы знаем большое количество домов, где данная система расчетов успешно применяется.

В системе расчетов за общедомовые нужды Барнаульская горэлектросеть стала лишним звеном. Судите сами. Мы не может зайти в многоквартирный дом и в целях энергосбережения установить энергоэффективное оборудование или отремонтировать ветхие сети. Это задача жилищных организаций, а именно управляющих компаний или ТСЖ. А потому государство рядом нормативно-правовых актов исключило ресурсовиков из данной цепочки. Простой пример. Вспомните Барнаул 10-15 лет назад, прогуливаясь в темное время по улице можно было увидеть, как в домах на лестничных площадках круглосуточно горел свет. После принятия закона «Об энергосбережени» и после того, как появился ОДН, управляющие компании задумались об экономии и в наших подъездах появились датчики движения. Затем, с 2022 года, в стране началась волна капитальных ремонтов в старом жилом фонде, преобладающую часть затрат взяло на себя государство. Одним из главных направлений данной ремонтной кампании стала именно замена внутридомовых коммунальных сетей – электрических, водо, газоснабжения. В законе «Об энергосбережении» провозглашен один из главных, на мой взгляд, принципов – «поддержка и стимулирование энергосбережения, повышение энергетической эффективности». Это и есть основа основ и ответ на вопрос , почему появился КР на СОИ и почему Барнаульская горэлектросеть больше не может начислять услугу ОДН.

Cлужба государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области

Согласно пункту 44 Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения № 2 к настоящим Правилам.

В соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, потребитель в составе платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее – коммунальные услуги ОДН).

С 01.01.2022 в соответствии Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2022 № 2184 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части урегулирования вопроса передачи установленных застройщиком приборов учета электрической энергии гарантирующим поставщикам» пункт 44 Правил №354 дополнен следующим абзацем:

«При этом объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, приходящийся на жилое (нежилое) помещение, определяется в соответствии с формулами 11 и 12 приложения № 2 к настоящим Правилам. В случае если указанный объем за расчетный период (расчетный месяц) составляет отрицательную величину, то указанная величина учитывается в следующем расчетном периоде (следующих расчетных периодах) при определении объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, приходящегося на жилое (нежилое) помещение.»

Многоквартирный дом (далее – МКД) оборудован общедомовым прибором учета электроэнергии (далее – ОДПУ). Объем электроэнергии за период с 01.01.2022 по 28.02.2022 согласно показаниям ОДПУ, а также объем электроэнергии, потребленной в жилых (нежилых) помещениях согласно показаниям индивидуальных приборов учета, представлены в таблице.

Оцените статью
Ответы от Дежурного юриста на ЮрГрупп.ру