Методика и технология организации помощи семье переживающей кризис развода

Содержание

Методика оказания социально-педагогической и психологической помощи семьям младших школьников

  1. Педагогические и социально-психологические функции семьи.
  2. Методика оказания социально-педагогической и психологической помощи семьям младших школьников.
  3. Практика работы социального педагога с неблагополучной семьёй.
  4. Социально-психологическое обеспечение социальной работы с благополучными семьями.
  5. Формы и методы коррекции отношений детей и родителей.
  6. Содержание и направления социально-педагогической деятельности в семьях, имеющих детей с физическими и психическими отклонениями.
  7. Методы и формы психолого-педагогического просвещения родителей.
  8. Воспитание детей в семьях верующих.
  9. Содержание, формы и методы работы социального педагога с «семьей риска».
  10. Технология подготовки и проведения индивидуального консультирования родителей подростков, склонных к суициду.
  11. Коррекционно-педагогическая помощь родителям подростков с аддиктивным поведением.
  12. Формы и методы работы с семьей подростка с делинквентным поведением.
  13. Технология индивидуального консультирования родителей осужденных детей и подростков.
  14. Функции социального педагога образовательного учреждения в работе с семьями учащихся.
  15. Методика и технология организации помощи семье, переживающей кризис развода.
  16. Технология организации социально-педагогической помощи малоимущим семьям.
  17. Социально-педагогическое и психологическое консультирование в работе социального педагога с семьей.
  18. Методы работы социального педагога с семьями безработных граждан.
  19. Профилактика дисфункциональных семейных взаимоотношений: направления, формы и методы профилактической работы с семьей.
  20. Реабилитация семей беженцев и вынужденных переселенцев.
  21. Формы и методы работы социального педагога с многодетными семьями.
  22. Психологическая реабилитация детей – жертв семейного насилия.
  23. Специфика деятельности социального педагога по профилактике девиантного материнства.
  24. Формы работы социального педагога с замещающими семьями.
  25. Формы и способы социально-педагогической поддержки молодых семей.
  1. Состояние и проблемы семейно-брачных отношений современной семьи. Классификация семейных отношений.
  2. Добрачные факторы, положительно и негативно влияющие на стабильность брака.
  3. Внутрисемейные факторы, положительно и негативно влияющие на стабильность брака.
  4. Факторы (кризисные периоды) влияющие на конфликтность супружеских отношений.
  5. Типы конфликтных семей. Их характеристика.
  6. Психотравмирующие последствия семейных конфликтов.
  7. Предупреждение и разрешение супружеских конфликтов.
  8. Психологические факторы конфликтов во взаимодействии родителей и детей.
  9. Психологическое консультирование конфликтных семей.
  10. Стадии развития супружеских отношений.
  11. Особенности повторного брака.
  12. Внутренние проблемы супружеской пары.
  13. Влияние родителей и близких родственников на супружеские отношения.
  14. Влияние друзей, знакомых и других лиц на супружеские отношения.
  15. Внебрачные контакты и связи и их влияние на супружеские отношения.
  16. Влияние работы, учёбы, функциональных нагрузок на супружеские отношения.
  17. Проблема лидерства в семье.
  18. Особенности супружеских отношений при неравенстве семейного статуса.
  19. Проблема перегруженности женщины в семье.
  20. Проблема неадекватности престижности супругов.
  21. Неадекватность престижности партнёров связанная с выбором супруга и при вступлении в брак.
  22. Дисгармоничность супружеских отношений.
  23. Влияние примера родителей на супружеские отношения.
  24. Неравенство семейного статуса супругов.
  25. Двойственная психология женщины в супружеских отношениях.

Методы диагностики семьи

При планировании диагностического обследования супружеской пары, помимо уже указанных моментов, также необходимо учитывать следующие: 1)социально-психологические характеристики семьи; 2)историю супружеской пары; 3)структуру семьи и ролевое взаимодействие; 4)особенности эмоциональных отношений супругов; 5)типичный характер конфликтов; 6)микроокружение семьи; 7)стадию супружества [9, c. 136].

Основной целью арттерапии является гармоничное развития личности посредствам развития способностей самовыражения и самопознания. Основной техникой арттерапевтического воздействия является активное воображение, которое направлено на столкновение лицом к лицу сознательного и бессознательного. В качестве одного из возможных коррекционных механизмов, может выступать сам процесс творчества как исследование реальности, познание новых, прежде скрытых от исследователя сторон и создание продукта, воплощающего эти отношения. Арттерапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает интерпретировать вытесненные переживания, дисциплинировать группу, повысить самооценку клиента, помочь человеку осознавать свои ощущения и чувства. В качестве материалов для проведения арттерапии используются краски, карандаши, пластелин. Арттерапия может использоваться как в индивидуальной, так и в групповой форме/

Программа государственного аттестационного экзамена по специализации

Краткосрочная позитивная психотерапия Ахола, Фурмана. Методы краткосрочной позитивной психотерапии: работа с проблемой (техника придумывания имен и ярлыков, «работа с визитером», «установление связи с другими проблемами», «проблема как друг»); работа с целью («знаки улучшения», «шкальные оценки», «создание положительных представлений о будущем», «разубеждение»); работа с ресурсами («выявление ресурсов», «ревизия прошлого», «признание компетентности клиентов», «шкала надежды», «обмен опытом», «выработка продуктивных решений»); работа с окружением; работа с объяснениями.

В приложения к Программе включен порядок проведения итогового квалификационного Государственного экзамена (Приложение №1), перечень основных понятий по названным дисциплинам (Приложение №2), вопросы для подготовки к итоговому квалификационному Государственному экзамену по социальной психологии (Приложение №3).

Развод как ненормативный семейный кризис

Поведенческая семейная психотерапия является распространённым направлением психологической помощи. Основанием данной теории служат работы Б.Ф. Скинера, А. Бандуры, Д. Роттера, Д. Келли и др. Предметом исследования является поведение. Бихевиористов не интересует прошлое супругов поскольку это не объясняет взаимоотношения супружеской пары в настоящем времени, они сосредоточены на настоящем. Бехевиористы осуществляют контроль поведения через стимулы, которые предшествуют или следуют за ним. Бихевиористы утверждают что хорошие отношения складываются только тогда, когда во взаимодействии с другим членом семьи человек получает больше, чем даёт, так же в полноценной и здоровой семье позитивные эмоции доминируют над негативными. относится способность семьи решать проблемы. Основой семейных проблем служат неэффективные паттерны подкрепления. Супружеский конфликт является неизбежным в том случае, когда один партнёр начинает контролировать поведение другого партнёра при помощи аверсийных стимулов. В целом же, возникновение супружеского конфликта возможно в результате использования аверсивного контроля, это происходит если супруги обмениваются недостаточным количеством позитивных стимулов, в следствии чего, супруги начинают испытывать неудовлетворённость брачными отношениями. Бихевиористы утверждают что конфликтных ситуаций возникают из-за недостаточного владения навыками и умениями социального взаимодействия.

Рекомендуем прочесть:  Мячи Косгу

Таким образом, при всей своей нестабильности, конфликтности, при наличии кризисов в семье ребёнку свойственно восприятие семьи как целостного феномена. Однако, в семейном онтогенезе существует два наиболее синситивных периода для формирования образа семейных отношений. «Застревание» ребёнка на каком-то из возрастных периодов, неспособность или невозможность принять то, что изменилась структура семьи, обуславливает неизбежность возникновения проблем в дальнейшем.

Ненормативный кризис семьи: развод

Падение педагогического потенциала и престижа семейных ценностей. Характеристика развода как социально-психологического феномена и критического события в жизни человека. Возврат к равновесию после развода, рекомендации по преодолению переживаний развода.

Развод как социально-психологическое явление. Суть социально-психологической адаптации в отечественной и зарубежной психологии. Психологические особенности детей предподросткового возраста. Особенности социальной адаптации детей после развода родителей.

Реферат: Ненормативный кризис семьи: развод

Юридический развод – оформление разрыва отношений происходит на формальном уровне. Эта стадия связана не только с судопроизводством, но и с участием все большего количества лиц в семейных отношениях партнеров. На эмоциональном уровне супруги или один из них могут испытывать депрессию, обособление, а поведение сопровождается спорами, попытками самоубийства, угрозами, стремлением к переговорам. Терапевтическое вмешательство может быть полезно как для всей семьи, так и для каждого индивидуально.

-социальный развод включает две задачи — реорганизацию отношений с расширенной семьей и перестройку отношений со значимым социальным окружением, общим кругом друзей и коллег. Для разрешения социального развода супруги должны информировать прародителей и других членов расширенной семьи с обеих сторон о принятом решении. Явное непринятие развода прародителями, осуждение и обвинение ими супругов, попытки «силовыми методами» добиться от них отмены решения создают фактор риска стабилизации семьи после развода. Необходимо еще на стадии планирования распада семьи выработать соглашение о формах взаимодействия и участия прародителей в будущей жизни обоих супругов после развода и воспитании детей. Другой задачей является информирование по мере необходимости друзей, знакомых, сослуживцев, администрации предприятий, где работают супруги, о принятом ими решении расторгнуть брак.

Ненормативный кризис семьи: развод

Период развода связан с юридическим оформлением нового статуса семьи, признанием прекращения действия прежних прав и обязательств супругов в связи с расторжением брака и принятием новых обязательств по, сохранению родительских функций. Продолжительность этого периода определяется правовыми нормами (от 2 до 5—6 месяцев в зависимости от наличия в семье детей и добровольности решения о разводе обоими супругами). Развод — не просто проставление «штампа в паспорте» как процесса юридического оформления нового семейного статуса, но и оформление экономического разрыва, а также соглашения об участии супругов в воспитании детей. Если родители не достигают взаимного согласия о том, с кем останутся проживать дети и как будет обеспечена реализация права одинокого родителя на воспитание детей, решение принимает суд. Именно он решает, с кем из родителей останутся дети, исходя из информации об их возрасте и поле; эмоциональной привязанности к родителям и другим членам семьи; финансово-экономических условиях, которые может предоставить детям каждый из родителей, естественно при условии финансовой поддержки второго родителя; возможности реализации родителем воспитательной функции; состоянии соматического и нервно-психического здоровья родителей и их правовом статусе (дееспособность, гражданство, административные правонарушения, нахождение под следствием или в исправительно-трудовом учреждении и пр.). В случае необходимости проводится психологическая экспертиза, заключение которой носит рекомендательный характер. Краеугольным камнем принятия решения о том, с кем останутся дети, является принцип охраны интересов психического здоровья и развития ребенка. К участию в принятии такого решения привлекаются органы опеки, на которые возлагается контроль его осуществления. Обычно до подросткового возраста вопрос о том, с кем должны остаться дети, решается в пользу матери. До достижения ребенком старшего подросткового возраста не рекомендуется прямо ставить его перед выбором родителя, с которым он хотел бы остаться жить. Ради благополучия, здоровья и психического развития ребенка крайне желательно продолжать переговорный процесс между родителями до заключения добровольного соглашения, основанного на защите его прав и интересов. Участие психолога как специалиста-консультанта, способного представить и аргументировать матери и отцу ребенка возможные следствия различных вариантов решения вопроса об опеке, на этом этапе развода представляется в высшей степени целесообразным.

Основными задачами психологической помощи супругам на этой фазе являются следующие: уничтожить образ «невосполнимой утраты»; стабилизировать эмоциональное состояние супругов, помочь им преодолеть чувство тревоги, страха, безысходности; обрести чувство финансовой и экономической самостоятельности; помочь принять ответственность за благополучие себя и детей; обеспечить эффективное распределение семейных ролей с привлечением ресурсов прародительской семьи, согласовать взаимные ролевые ожидания супругов, включая роли бабушки и дедушки. Фаза перестройки является поворотной в развитии отношений бывших супругов. Завершается их эмоциональный развод, предполагающий трансформацию эмоциональной связи в сторону устойчивого доброжелательного нейтрального отношения к бывшему супругу. Вместе с тем могут наблюдаться резкие колебания эмоционального статуса разведенных супругов — от депрессии к необоснованной эйфории. Нередко переживание отверженности и эмоциональной пустоты толкает экс-супруга на немедленный поиск нового объекта привязанности. Лихорадочное стремление как можно скорее «залечить раны» и обрести душевное спокойствие представляет собой компенсаторную реакцию личности на утрату и направленность на ее восполнение. Здесь прослеживаются два сценария развития событий. В первом случае активность направляется на поиск партнера как заместителя супруга в отношениях любви. Во втором зоной поиска объекта привязанности становятся детско-родительские отношения. Родитель переносит на ребенка нерастраченную силу своей любви, делая ребенка се заложником. С психологической точки зрения такая стратегия преодоления кризисной ситуации постразвода является неэффективной, поскольку окончательного разрыва с прежним объектом привязанности еще не произошло. Браки, заключенные на этой стадии, достаточно часто также завершаются разводом, поскольку основным мотивом здесь оказывается стремление восстановить эго-идентичиость или обрести чувство безопасности. Партнер же рассматривается инструментально, отношение к нему как к уникальной и самоценной личности отсутствует. Женятся в этих случаях обычно мужчины, поскольку женщина остается с ребенком, что создает ей значительные трудности при повторном браке. По статистике около 65% мужчин женятся повторно в течение пяти лет после развода. Настойчивое стремление разведенных супругов, в первую очередь женщин, во что бы то ни стало найти нового партнера, выйти замуж, создать новую семью отражает желание компенсировать утрату и на этой основе реинтегрировать свою личностную идентичность. Для профилактики поспешных и необоснованных решений о заключении повторного брака необходимо работать над расширением системы социальных и межличностных связей разведенных супругов с тем, чтобы обеспечить эмоциональную поддержку, сопереживание и понимание,

Рекомендуем прочесть:  Недостроенный дом могут приставы арестовать

Социально-психологическая помощь детям, пережившим развод родителей

Для эффективности социальной помощи детям, пережившим развод родителей, социальный педагог взаимодействует со всеми участниками образовательного процесса: учащимися, родителями, педагогическим коллективом школы и внешними социальными институтами города. Взаимодействие социального педагога с ребенком осуществляется через такие формы: -беседа; -консультации; -групповые занятия.

К сожалению, некоторым парам свойственны не только «мирные» переговоры, поэтому следующим этапом идет стадия депрессии. В этот период рушится надежда, приходит осознание невозможности восстановить брак. Отличительными особенностями этой стадии являются уменьшение уровня самооценки, осознание собственной несостоятельности, неудачи теряется доверие к людям.

Тема 82

Развод — это расторжение брака, т.е. юридическое прекращение его при жизни супругов. Развод представляет собой ненормативный кризис семьи, главным содержанием которого является состояние дисгармоничности, обусловленное нарушением гомеостаза семейной системы, требующее реорганизации семьи как системы. Развод — это результат кризисного развития отношений супружеской пары. Осуществленному разводу, как правило, предшествуют неоднократные попытки супругов разойтись.

Основное содержание постразводного периода составляет перестройка семейной системы и ее стабилизация. В жизни семьи он проходит три фазы: 1) послеразводную (до одного года); 2) фазу перестройки (2— года); 3) фазу стабилизации (2— года). Каждая характеризуется соб-ственными задачами, продолжительностью, особенностями эмоциональных переживаний и типичными трудностями функционирования. Основная цель послеразводной фазы —построение нового стиля и образа жизни в условиях неполной семьи. Соответственно, задачами развития семьи выступают: преодоление «эмоционального дефицита» и «дефицита делового сотрудничества», возникших после ухода одного из супругов; восстановление экономического функционирования семьи, достижение финансовой и экономической компетентности разведенного супруга, позволяющей максимально сохранить или улучшить уровень прежнего, «доразводного» функционирования семьи; приобретение необходимой компетентности в воспитании детей каждым из разведенных супругов; построение новой системы социальных отношений с друзьями, коллегами, прародителями; реконструкция эго-идентичности. Развод воспринимается личностью, особенно в первый момент, как доказательство ее неполноценности, что приводит к острому переживанию ею собственной несостоятельности, неуверенности в себе, депрессии, самообвинению; формирование нового образа семьи у детей —раздельное проживание —все-таки ставит перед ребенком задачу адаптации к новым условиям общения и сотрудничества с каждым из родителей. Супруг, совместно проживающий с ребенком, должен научиться эффективно справляться с множеством ролей, ранее распределявшихся между мужем и женой таким образом, чтобы ролевая перегрузка не наносила ущерба воспитанию ребенка. Супруг, отделившийся от семьи, стоит перед задачей интенсификации общения с ребенком так, чтобы компенсировать временной недостаток общения с ребенком, неизбежный при раздельном проживании. Оба родителя должны научиться принимать и уважать друг друга как отца (мать) своего ребенка, преодолев обиду, эмоциональный негативизм и чувство мести в отношении бывшего супруга.

Социальный патронаж неблагополучных семей

1. «Семейная гостиная» — встреча за круглым столом со специалистами Центра и обсуждение схожих проблем семей. Гостиная предполагает камерность, а чаепитие располагает к непринужденному, откровенному разговору. Обязательно присутствуют социальные работники, ведущие семью и узкие специалисты.

Магия взаимодействия с семьей происходит по крупице. Первый визит дает возможность специалисту по социальной работе определить находится ли семья в кризисе, а также насколько семья активна или пассивна в решении своих проблем. Важным моментом является, полный сбор информации о проблемах семьи со слов самой семьи. Это помогает нащупать мотивацию, на что семья откликнется в первую очередь. Обычно в этих семьях имеется комплекс проблем:

Рекомендуем прочесть:  Субсидия На Фермерское Хозяйство 2022

Влияние развода как кризисной ситуации в семье на развитие личности ребенка

Проведенное нами эмпирическое исследование показало, что развод оказывает значительное влияние на личность ребенка. Так, изучение оперативной оценки самочувствия, активности, настроения показало, что у детей из семей, переживших развод, оценки по фактору самочувствия чуть ниже нормы, это говорит о том, что самочувствие этих детей в целом удовлетворительно, но при этом дети не всегда чувствуют себя комфортно. Фактор активности намного ниже нормы, следовательно, было обнаружено явление сниженной активности, зачастую доходившее до пассивности и в учебной деятельности, и в межличностных контактах.

Дети из семей, переживших развод, в целом ниже оценивают собственное «Я» по отношению к социально-нормативным критериям: моральности, успешности, воле, целеустремленности, социальному одобрению. У них снижено эмоциональное отношение к своему «Я». Совокупность полученных показателей указывает на наличии дезадаптации у этих детей. В распавшихся семьях дети испытывают чувство отверженности себя в семье, у них наблюдается амбивалентное отношение к матери, и нарушение внутрисемейных контактов в целом.

Технологии экстренного психологического реагирования и посткризисной психологической поддержки при кризисах и тяжелых жизненных ситуациях (144ч)

Человек может пребывать в кризисах, нуждаться в моральной поддержке и помощи в силу общей неудовлетворенности жизнью, отношениями в семье, на работе, личностной нереализованности. Особенно люди нуждаются в помощи в стрессовых ситуациях, которые наступают внезапно, приводя часто к депрессиям и паническим состояниям. Их причины разнообразны: природные и техногенные катастрофы, насилие, терроризм, разбойные нападения, военные конфликты, потери родных и близких. Хорошо, когда в экстремальной ситуации рядом окажется человек, способный выслушать, успокоить. Но такая помощь окажется гораздо эффективней, если будет получена от специалиста, имеющего теоретическую подготовку и навыки работы по посткризисной поддержке в экстремальных и тяжелых жизненных ситуациях. Данная программа даст возможность Слушателям освоить технологии экстренной психологической помощи в ситуациях острых кризисов.

  • Паспорта.
  • Диплома о высшем или среднем профессиональном образовании * .
  • При поступлении на основе неоконченного образования – справки об обучении из организации высшего или среднего профессионального образования, в которой обучается студент.
  • Документа, подтверждающего факт изменения фамилии, имени или отчества (если необходимо).

Внимание! Принимаются лица от 18 лет.

Оказание психологической помощи детям в случае развода родителей

Авторитарный стиль отчуждение детей от родителей, чувство ничтожности и нежелание семьи. Родительский требования, когда они, кажется, неразумно или причиной протеста и агрессии или обычное апатия и пассивность. Изгиб в сторону толерантности также делает подростка ощущение, что родителям нет дела и предотвратить формирование его ответственной зависимости. Пассивные бескорыстные родители не могут быть предметом подражания и идентификации, и другой влияние школы, сверстников, унижен, часто не могут восполнить этот пробел, оставляя ребенка без надлежащего руководства и ориентации в сложном и меняющемся мире.

Сказка — направление практической психологии, которая использует ресурсы метафорический рассказ, позволяет людям развить самосознание, стать самими собой, и построить особое доверие, отношения с другими людьми. Во-первых, сказка всегда служила средством встречи, слушатель или читатель сам, потому что метафора, лежащая в основе сказки не только «волшебное зеркало» реальный мир, но — прежде всего — его собственный, скрытый, не пока известно о внутреннем мире. Во-вторых, акцент на развитие самосознания человека сказкотерапии, определяет сущность сказки, обеспечивает как связь с себя, и связаться с другими. Сказочные метафоры в силу присущих специальными свойствами является способ построения взаимопонимания между людьми.

Психологическая помощь семье

Начиная с 1970-х гг. в нашей стране активно развивается служба психологической помощи семье. Формами оказания психологической помощи семье стали: психологические центры и консультации по работе с семьей; региональные центры психолого-педагого-социальной поддержки и реабилитации детей и подростков; школьная психологическая служба; специализированные кризисные центры (по работе с женщинами, перенесшими семейное насилие; по профилактике суицидов); женские консультации (психологическое сопровождение беременности и родов); психологические кабинеты в учреждениях здравоохранения (репродуктивные центры, педиатрические кабинеты «здорового ребенка», психологические кабинеты в поликлиниках и наркологических диспансерах и пр.).

Если вы оказались в ситуации, которая кажется тупиковой, своевременная помощь семейного психолога и его рекомендации помогут вам найти выход. Измена партнера, ревность, сексуальная дисгармония и неудовлетворенность супругов, неуспеваемость и плохое поведение ребенка — все эти проблемы можно преодолеть, если вовремя обратиться за помощью к профессионалам. Получив психологическую помощь, вы не только сохраните семью, но и научитесь в будущем умело «обходить» опасные ситуации и поддерживать гармоничные отношения в любых жизненных обстоятельствах.

Психологическая помощь при постразводной адаптации

Для возвращения к состоянию душевной гармонии человеку предстоит пройти все фазы переживания последствий развода, переосмыслить многие вещи в жизни, справиться с собственными противоречивыми чувствами, осознать, что счастливое будущее возможно, возможны новые открытия, новый виток жизни, новые цели, спокойствие и душевный комфорт. После развода человеку предстоит:

Каждый человек переживает последствия развода по-разному. Есть люди, которые, способны легко и быстро найти выход из постразводного кризиса, благодаря наличию внутреннего и внешнего ресурса, а кто-то не может восстановить душевный комфорт и выйти из замкнутого круга негативных и болезненных переживаний годами.

Оцените статью
Ответы от Дежурного юриста на ЮрГрупп.ру