Особенности обращения взыскания на имущество должника-организации при его прекращении

Содержание

Исполнительное производство

Исключение составляют исполнительные документы, выданные на основании вступивших в законную силу до даты введения указанных процедур судебных актов, в том числе судебных приказов, о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, компенсации морального вреда, а также о взыскании задолженности по текущим платежам. В этом случае исполнительное производство не приостанавливается.

При получении копии решения арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (а также в тех случаях, когда должник находится в процессе ликвидации) судебный пристав-исполнитель оканчивает исполнительное производство, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур банкротства (ч. 4 ст. 96 Закона об исполнительном производстве).

Особенность обращения взыскания на имущество должника-организации

в первую очередь — обращается взыскание на движимое имущество, непосредственно не участвующее в производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг, в том числе на ценные бумаги, предметы дизайна офиса, готовую продукцию, драгоценные металлы и драгоценные камни;

Кроме того, согласно п. 7 статьи 37 Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» взыскание по долгам кооператива при отсутствии у него денежных средств, достаточных для погашения задолженности, может быть обращено на принадлежащее ему имущество, за исключением имущества, отнесенного в установленном порядке к неделимым фондам; рабочих лошадей и скота; продуктивного и племенного скота и птицы; сельскохозяйственной техники и транспортных средств (за исключением легковых автомобилей); семенных и фуражных фондов.

Порядок обращения взыскания на имущество должника- организации (индивидуального предпринимателя)

Существуют особенности в правовых последствиях при обращении взыскания на непосредственно используемые в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг имущественные права и на участвующее в производстве товаров имущество: объекты недвижимого имущества производственного назначения, сырье и материалы, станки, оборудование и другие основные средства, в том числе ценные бумаги, составляющие инвестиционные резервы инвестиционного фонда. Так, если на данное имущество наложен арест, то судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня составления акта о наложении ареста на указанное имущество направляет в Федеральную налоговую службу, а в случае, когда должником является банк или иная кредитная организация, — в Банк России копии постановления и акта о наложении ареста, а также сведения о размере требований взыскателей.

В свою очередь в 30-дневный срок со дня получения постановления о наложении ареста и акта о наложении ареста на имущество Федеральная налоговая служба либо Банк России должны сообщить судебному приставу-исполнителю об осуществлении или отказе в осуществлении ими действий по возбуждению в арбитражном суде производства по делу о несостоятельности (банкротстве) организации либо по отзыву у банка или иной кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций. Судебный пристав-исполнитель обязан приостановить исполнительные действия по реализации имущества до получения от Федеральной налоговой службы либо Банка России сведений об осуществлении или отказе в осуществлении указанных действий (ч. 2 ст. 95 Закона об исполнительном производстве).

Особенности обращения взыскания на имущество должника-организации при его прекращении

Заметим, что с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника — унитарного предприятия, за исключением полномочий органов управления должника, уполномоченных в соответствии с учредительными документами принимать решения о заключении крупных сделок, принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника.

Законодательство о несостоятельности (банкротстве) представлено множеством нормативных правовых актов различной юридической силы. Основополагающим в этой области является Гражданский кодекс Российской Федерации (в частности, имеющие непосредственное отношение статьи 25 «Несостоятельность (банкротство) индивидуального предпринимателя», 65 «Несостоятельность (банкротство) юридического лица»). Специальное правовое регулирование обеспечивается Федеральным законом от 26 октября 2022 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве). Кстати, за последние 10 лет это уже третий закон о банкротстве. Первый был принят в 1992 году, второй — в 1998 году.

Глава 10

7. Положения настоящей статьи применяются также при обращении взыскания на имущество должника — крестьянского (фермерского) хозяйства в случае исполнения исполнительного документа, выданного арбитражным судом, другим органом или должностным лицом в связи с деятельностью крестьянского (фермерского) хозяйства.

5. Исполнительные документы, производство по которым окончено, вместе с копией постановления об окончании исполнительного производства в течение трех дней со дня окончания исполнительного производства направляются конкурсному управляющему или в ликвидационную комиссию (ликвидатору). Копия указанного постановления в тот же срок направляется сторонам исполнительного производства.

Глава 10

  1. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает очередность обращения взыскания на имущество должника-организации в случае недостаточности наличных и безналичных денежных средств (ст. 70 ФЗИП). Смысл правил об очередности обращения взыскания сводится к минимизации возможных негативных последствий для производственной деятельности должника.

Изъятия, касающиеся исполнительных производств, возбужденных по требованиям о признании права собственности, компенсации морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о применении последствий недействительности сделок (ч. 4 ст. 96 ФЗИП), распространяются и на случаи ликвидации организации.

Рекомендуем прочесть:  От Какого Долга Модно Подать В Суд За Неуплату Электроэнергии

Особенности обращения взыскания на имущество должника организации диплом

Приведенные правила применяются также при обращении взыскания на имущество должника-гражданина, зарегистрированного в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя, в случае исполнения исполнительного документа, выданного судом, другим органом или должностным лицом в связи с предпринимательской деятельностью указанного гражданина (ч. 7 ст. 96 Закона об исполнительном производстве).

б) в соответствии с п. 2 ст. 68 ГК РФ при преобразовании хозяйственного товарищества (полного или коммандитного) в хозяйственное общество (акционерное, с ограниченной или дополнительной ответственностью) или производственный кооператив каждый его участник в течение двух лет несет субсидиарную ответственность всем своим имуществом по обязательствам, перешедшим к обществу или кооперативу от товарищества;

Особенности обращения взыскания на имущество должника-организации при его прекращении

Исполнительные документы, производство по которым оконче­но, вместе с копией постановления об окончании исполнительного производства в течение трех дней со дня окончания исполнительного производства направляются конкурсному управляющему или в лик­видационную комиссию (ликвидатору). Копия указанного постанов­ления в тот же срок направляется сторонам исполнительного произ­водства.

Наблюдение — процедура банкротства, применяемая к должни- ^ ку в целях обеспечения сохранности имущества должника, про­ведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов. ;

ГЛАВА 8

Несостоятельность (банкротство) характеризуется определенными признаками, которые условно можно разделить: 1) на внешние, служащие основанием для возбуждения производства; 2) сущностные, т.е. необходимые и достаточные для квалификации несостоятельности должника.

К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы. К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения. К юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Глава 10

Во-вторых, в отношении иных (неденежных) обязательств третьих лиц перед должником следует учитывать то, в какой мере предмет такого обязательства используется должником в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг. Например, если производственная деятельность должника ведется в арендованном помещении, то совершенно очевидно, что имущественные права, вытекающие из заключенного между должником и арендодателем договора аренды, не могут быть реализованы во вторую очередь. Это же относится и к правам требования, вытекающим из договоров поставки энергоресурсов, в которых должник выступает в качестве покупателя энергоресурсов. Напротив, если предметом договора является имущество, в производственной деятельности, выполнении работ или оказании услуг непосредственно не используемое, то обращение взыскание на соответствующие имущественные права именно во вторую очередь будет вполне обоснованным;

3. Часть 3 комментируемой статьи практически дословно воспроизводит положения п. 1 ст. 81, п. 1 ст. 94 Закона о банкротстве, ограничивая возможность наложения арестов и иных ограничений по распоряжению принадлежащим должнику имуществом исключительно рамками процесса о банкротстве.

Особенности обращения взыскания на имущество должника-организации при его прекращении

В 30-дневный срок со дня получения постановления о наложении ареста и акта о наложении ареста на имущество Федеральная налоговая служба либо Банк России должны сообщить судебному приставу-исполнителю об осуществлении или отказе в осуществлении ими действий по возбуждению в арбитражном суде производства по делу о несостоятельности (банкротстве) организации либо по отзыву

Торги недвижимым имуществом организуются и проводятся специализированными организациями, имеющими право совершать операции с недвижимостью, с которыми заключен соответствующий договор. Торги должны быть проведены в двухмесячный срок со дня получения организатором торгов имущества для реализации.

Особенности обращения взыскания на имущество должника-организации при его прекращении

Между тем, ряд положений Федерального закона «Об испол­нительном производстве» не так однозначно определяет пределы от­ветственности учреждения. П.5 ст.46 Закона предписывает в случае отсутствия у должника денежных средств обратить взыскание на иное имущество должника. При этом исключается наложение взы­скания на имущество, если в федеральном законе содержится соот­ветствующий запрет. Одним из таких ограничений может быть п.2 ст.120ГК.

Какие же выводы можно сделать из изложенного? Дейст­вующее законодательство содержит пробелы и противоречия, за­трудняющие принудительное взыскание денежных средств с органи­заций. Должник, умело их используя, может уходить от имуществен­ной ответственности в течение длительного времени. Кредиторы должны очень тщательно прорабатывать все варианты развития от­ношений с должником шире использовать гражданско-правовые ме­ры обеспечения исполнения обязательств. Для кредитора очень важ­но не доводить исполнительное производство до обращения взыска­ния на имущество. Ходатайство об обеспечении иска в виде ареста денежных средств будет неплохим решением.

Особенности обращения взыскания на имущество должника-организации при его прекращении

В заключение работы можно подвести итог и внести свои предложения по совершенствованию особенностей обращения взыскания на денежные средства и иное имущество организации. В настоящее время порядок осуществления исполнительного производства регламентируется нормами федеральных законов «Об исполнительном производстве», «О судебных приставах-исполнителях», ГПК РФ и АПК РФ. При этом нормы кодексов, принятых ранее, противоречат нормам указанных федеральных законов. Представляется, целесообразным, чтобы законодатель привел в соответствие все перечисленные нормы, чтобы данные законы не противоречили друг другу, а восполняли недочеты каждого закона в отдельности. Следующее решение проблемы в том, что судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований, который не может превышать 5-ти дней со дня возбуждения исполнительного производства. Однако считаю, что данного срока недостаточно для получения должником постановления и принятия мер по добровольному исполнению. Поэтому предлагаю срок увеличить, например, до 15-20 календарных дней, и исчисляться он должен с момента получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства. Для совершенствования процедуры взыскания денежных средств необходимо привести Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» в соответствие с Федеральным законом «Об исполнительном производстве», наделив судебных приставов-исполнителей полномочиями запрашивать у банков сведения о наличии счетов и вкладов юридических, физических лиц, а также предпринимателей без образования юридического лица, сократив в интересах взыскателей время на розыск счетов должников. Кроме того, следует внести в перечень лиц, имеющих право налагать арест на денежные средства должника, находящиеся на счете в банке, судебного пристава-исполнителя и установить ответственность банков за неисполнение мер по аресту. В настоящее время отсутствует исчерпывающий, определенный в официальном порядке перечень счетов, с которых возможно списание (или арест) имеющихся на них денежных средств по исполнительным документам. Таким образом, невозможно установить какая часть средств, находящаяся на корреспондентских счетах банков принадлежит самому банку, а какая — его клиентам. В силу этого взыскание, обращаемое по исполнительному документу на корреспондентские счета банков, обращается на все денежные средства, находящиеся на этих счетах. Поэтому, представляется, что списание денежных средств по исполнительным документам следует производить со следующих видов счетов: — расчетных (текущих) счетов; — текущих валютных счетов; — корреспондентских (субкорреспондентских) счетах банков и их филиалов. Этот перечень должен быть закреплен в законодательном акте. Норму ст. 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» о приостановлении взыскания по исполнительным документам в случае отзыва у кредитной организации лицензии следовало бы изложить в следующей редакции: «С момента отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций: приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям (за исключением исполнения исполнительных документов о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, и морального вреда), вступивших в законную силу, но не исполненных до момента отзыва, а также вступивших в законную силу после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций». Обязанность РФ по возмещению денежных средств по обязательствам перед юридическими и физическими лицами может возникать по двум основаниям: — причинение вреда в сфере властно-административных отношений; — причинение вреда в сфере гражданско-правовых отношений. Взыскание денежных средств по обязательствам, в которых орган государственной власти выступал от имени РФ, осуществляется за счет казны РФ. Взыскание же денежных средств по обязательствам, в которых орган государственной власти выступал от своего имени, осуществляется непосредственного с того органа, незаконными действиями или бездействием которого был причинен ущерб. Федеральный закон «Об исполнительном производстве», регламентирующий общий порядок взыскания денежных средств, не подлежит применению к случаю взыскания денежных средств за счет федерального бюджета, так как в данном случае действуют специальные нормы, установленные бюджетным законодательством Российской Федерации. Такое решение, ущемляет права взыскателей, поскольку исполнительное производство, осуществляемое органами федерального казначейства и Министерством финансов РФ не обладает прозрачностью, необходимой для осуществления взыскателем эффективного контроля за ходом исполнения. Я считаю, что было более целесообразным регламентация порядка взыскания денежных средств из федерального бюджета путем принятия федерального закона, определяющего органы, осуществляющие такое взыскание, порядок взыскания, процессуальные сроки, права, обязанности и ответственность субъектов исполнения. Закон должен соответствовать общим принципам исполнительного производства, определенных в Федеральном законе «Об исполнительном производстве», и в тоже время, он должен отражать особенности наложения взыскания на бюджетные средства, закрепленные Бюджетным кодексом РФ. РФ несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества. Однако практически выяснить реальную достаточность или недостаточность имущества для удовлетворения требований кредиторов можно только в результате его распродажи. Установление ответственности казны по обязательствам казенных предприятий при недостаточности у последних денежных средств более отвечало бы потребностям гражданского оборота. По своей организационно-правовой форме органы государственной власти представляют собой учреждения, однако, для целей бюджетных правоотношений, органы государственной власти не признаются бюджетными учреждениями. При недостаточности имеющихся в распоряжении органа государственной власти средств субсидиарную ответственность по его обязательствам несет РФ. Совершенствование процедуры принудительного взыскания денежных средств может идти по следующим направлениям: — совершенствование законодательства об исполнительном производстве как путем принятия новых законодательных актов, так и путем приведения существующих в соответствие друг с другом; — усиление взаимодействия между органами и лицами, принимающими участие в принудительном взыскании денежных средств с должников путем создания координационных органов, а также принятия законодательных актов, регламентирующих взаимные права, обязанности и ответственность данных органов; — совершенствование правового статуса Службы судебных приставов, увеличение штатной численности приставов-исполнителей, повышение уровня их квалификации.

Рекомендуем прочесть:  Можно ли прописаться и выписаться по доверенности

За последнее время в нашей стране принято очень много новых законов, которые создают правовую основу для появления новых экономических отношений в РФ. В данном случае право, которое не обеспечено должным образом принудительным исполнением, превращается в фикцию и таким образом не имеет никакой юридической силы. Действительность в правовой области, которая связана с реализацией судебных актов путем принуждения, но и не судебных органов, которые регулируются положениями и нормами исполнительного производства. После затяжного судебного разбирательства завершающей стадией является исполнительное производство, однако результат зависит от процессуального положения судебного пристава, а также наделения его полномочиями, которые соответствуют закону. Принудительно должны исполнятся в соответствии с исполнительным производством юрисдикционные акты: 1. принудительно могут исполняться судебные акты разных органов судебной власти — это мировые, арбитражные суды и суды общей юрисдикции. Судебные решения, определения, постановления, судебные приказы, приговоры по уголовным делам по имущественным взысканиям подлежат принудительному исполнению. 2. решения международных коммерческих арбитражей, третейских судов и иностранных судов. 3. акты не судебных органов, такие как постановления органов и должностных лиц, которые уполномочены рассматривать дела об административных взысканиях, по трудовым спорам комиссий, нотариусов, других органов, и иные акты, которые указаны в ст. 12 Федерального закона от 02 октября 2022 года (ред. от 28.07.2022) №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее по тексту Закон об исполнительном производстве). Однако, лучше всего конечно было бы, если субъектами добровольно исполнялись решения судебных или внесудебных органов государства, но в случае отказа должен срабатывать эффективный юридический механизм, который будет обеспечивать поведение, указанное в решение. Таким образом, нормы исполнительного производства должны соблюдать наступление неприятных и неблагоприятных последствий для обязанного субъекта при неисполнении им акта данных органов. Для того, чтобы хорошо функционировала судебная система, а вместе с ней и государственная власть нужно, чтобы должным образом происходило исполнение судебных решений и органов государственной власти. Однако, даже если деятельность судебной власти и иных органов будет эффективной, то решения данных органов будут носить лишь декларативный характер, если не будет налажен механизм их исполнения. В нашем государстве отсутствует такой механизм, который бы выполнял исполнение данных органов, что приводит к незащищенности нарушенных прав и законных интересов физических и юридических лиц. Все это очень дорого обходится обществу и влияет на экономическую обстановку в стране, что приведет к случаям использования незаконным способом взыскания и принуждение к исполнению обязательств. Таким образом, это может привести к криминализации отношений в гражданском обороте. После того, как были внесены изменения 28 июля 2022 года в Федеральный закон «Об исполнительном производстве», многие пробелы в исполнительном законодательстве были решены. Однако на практике деятельность судебных приставов по принудительному исполнению судебных и иных актов гражданского состояния имеет многие проблемы, которые требуют решения с помощью закона. Н.А. Винниченко, А.Х. Гольмстен, В.В. Головин, Л.А. Калганова, В.В. Ярков достаточно глубоко исследовали стороны принудительного исполнения, в том числе и обращение взыскания на имущество должника, но некоторые стороны реализации данной меры принудительного исполнения, по-прежнему вызывают вопросы. Из за маленького уровня понимания данной проблемы на практике отрицательно складывается применение обеспечения прав и законных интересов субъектов исполнительного производства. Актуальность выбранной темы, а также недостаточный уровень ее разработанности, обозначили цель моего исследования, которая заключаются в определении особенностей обращения взыскания на денежные средства и иное имущество организаций. Данная цель обусловила постановку и решение следующих задач: — рассмотреть стадии развития исполнительного производства в России с древнейших времен до 1917 года, а также в советский период и в настоящее время; — определить общую характеристику правового режима имущества организации (индивидуального предпринимателя); — рассмотреть порядок обращения взыскания на имущество должника-организации (индивидуального предпринимателя); — определить особенности обращения взыскания на имущество должника-организации при его прекращении; — рассмотреть особенности обращения взыскания на отдельные виды имущества должника, а именно: на денежные средства, на имущественные права и на заложенное имущество Объектом исследования являются общественные отношения, которые связаны с особенностью обращения взыскания на денежные средства и иное имущество организаций. Предметом исследования является изучение механизма обращения взыскания на имущество должника организации. Теоретической основой является база, которая содержится в трудах многих ученых в сфере исполнительного права, а также и в других отраслях права. Нормативной базой является Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Федеральный закон «Об исполнительном производстве», Федеральный закон «О судебных приставах», постановления правительства РФ, приказы министерства юстиции РФ, иные нормативно-правовые акты.

Рекомендуем прочесть:  Постановление по ветеранам труда

Особенности обращения взыскания на имущество должника-организации при его прекращении

Так, в случае отсутствия у должника-организации денежных средств, достаточных для удовлетворения требований, содержащихся в исполнительном документе, взыскание обращается на иное имущество, принадлежащее указанной организации на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления (за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание), независимо от того, где и в чьем фактическом пользовании оно находится, в следующей очередности:

В свою очередь, в 30-дневный срок со дня получения постановления о наложении ареста и акта о наложении ареста на имущество Федеральная налоговая служба либо Банк России должны сообщить судебному приставу-исполнителю об осуществлении или отказе в осуществлении ими действий по возбуждению в арбитражном суде производства по делу о несостоятельности (банкротстве) организации либо по отзыву у банка или иной кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций. Судебный пристав-исполнитель обязан приостановить исполнительные действия по реализации имущества до получения от Федеральной налоговой службы либо Банка России сведений об осуществлении или отказе в осуществлении указанных действий (ч. 2 ст. 95 Закона об исполнительном производстве).

ГРАЖДАНСКОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО — B

Процесс наложения ареста на дебиторскую задолженность, а также ее реализации осуществляется в порядке, установленном Зако­ном, Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 1998г. №516 «О дополнительных мерах по совершенствованию процедур обращения взыскания на имущество организаций», Ука­зом Президента Российской Федерации «О мерах по обеспечению безусловного исполнения решений о взыскании задолженности по налогам, сборами иным обязательным платежам».1

ства должника-организации. В принципе она исключительно более подробно по сравнению со ст.46 описывает действия судебного пристава-исполнителя. Наличные денежные средства в рублях и иностранной валюте, хранящиеся в сейфах кассы должника-организации, и нахо­дящаяся в изолированном помещении ϶ᴛᴏй кассы также иная налич­ность, кᴏᴛᴏᴩая значится в бухгалтерских документах независимо от места нахождения, подлежат изъятию по представлению или обна­ружению. В тот же день изъятое сдается в банк для перечисления на следующие счета:

Очередность обращения взыскания на имущество должника

Арест имущества или денежных средств Арест имущества наступает только в случае, если заемщик не исполняет требования пристава о добровольном погашении задолженности. То есть приставы обязаны направить должнику предложение добровольно погасить задолженность по кредиту в банке в течение пяти дней Если вы не погасили в течение этого срока, то приставы обязаны взыскать в принудительном порядке.

Федеральный закон «Об исполнительном производстве» РФ — N 229-ФЗ – устанавливает правила и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и узаконенных должностных лиц, которым даны правовые полномочия возлагать на физ.

Оцените статью
Ответы от Дежурного юриста на ЮрГрупп.ру