Памятка Водителю При Общении С Дпс 2022

Как общаться с сотрудниками ГИБДД, что они могут, а что нет

До октября 2022 года действовал Приказ МВД № 185, который по объективным причинам перестал соответствовать нормам иных законодательных актов, а также возможностям информационных технологий. Множество вопросов, которые ранее вообще не были урегулированы для взаимоотношений сотрудников ГИБДД и автовладельцев, нашли свое отражение в регламенте. Применение Приказа № 664 началось с 20 октября 2022 года и распространяется на любые случаи общения сотрудников ГИБДД с автовладельцами или пешеходами.

В ходе проверок на дорогах документы могут быть истребованы не только у автовладельцев, но и иных граждан (например, пассажиров автомашины). Это связано с новым правилом Приказа № 664, предусматривающего обязанность сотрудников ГИБДД выявлять и устранять любые потенциальные правонарушения.

  • допускается возможность проверки документов не только на стационарных постах ГИБДД, но и в любых иных условиях (например, при следовании дорожного патруля ДПС по должностным поручениям);
  • обязанность представлять сотруднику ГИБДД полис автострахования ОСАГО теперь может быть реализована не только в виде письменного бланка, но и в электронной форме (должностное лицо ГИБДД обязано проверить информацию в электронном виде через единую федеральную базу);
  • передача документов от автовладельца к сотруднику ГИБДД должна происходить без каких-либо удерживающих устройств, обложек и т.д.;
  • для фиксации нарушений допускается использование специальных технических средств и приборов, принадлежащих муниципальным или частным организациям (как правило, под такими спецсредствами понимаются частные камеры видеофиксации нарушений);
  • допускается уведомление участников административного дела о месте и времени рассмотрения материалов путем направления смс-сообщений, если на это будет получено согласие граждан.
  1. для устранения сомнений в личности и полномочий должностного лица ГИБДД представляются документы, а также сообщается телефон и адрес отдела, в котором проходит службу сотрудник;
  2. запрещаются любые формы дискриминационных действий по отношению к водителям – по половым и возрастным признакам, национальности или расы, и т.д.;
  3. инспектор ГИБДД вправе осуществлять аудио-, фото- и видеозапись всех процессуальных действий;
  4. аналогичное право водителя может быть ограничено только по основаниям указанным в законе (если сотрудник ГИБДД запрещает водителю использовать диктофон или видеокамеру, он обязан указать причины отказа в процессуальных документах);
  5. должностному лицу ГИБДД запрещено изымать госномера или водительское удостоверение, однако сохранена возможность отстранить от управления автомобиля по законным основаниям;
  6. после прохождения медосвительствования на предмет опьянения автовладельца должны доставить обратно к месту расположения автомобиля (если выявляется факт алкогольного опьянения, водитель будет принудительно отстранен от управления автомашиной на период рассмотрения административного дела).

Для сокращения продолжительности рассмотрения дел, новый Регламент предусматривает досудебный порядок оспаривания действий и решений должностных лиц ГИБДД, Для этого жалоба может быть подана в административном порядке на имя вышестоящего органа или должностного лица. Обжалование в таком порядке происходит через районные или региональные подразделения МВД.

Если и это не помогает, то увы, придется выйти из машины, взять включенную камеру и подойти к инспектору ГИБДД. Четко проговорить ему: «Пишите протокол. Однако я с ним буду не согласен. Если протокол не пишете, то верните документ». Делать это до тех пор, пока не будут возвращены документы или написан протокол.

На законных основаниях могут быть запрошены всего три документа: права, техталон, документ, подтверждающий регистрацию ТС. Все документы должны передаваться по одному, при этом водитель дает комментарии на камеру. Согласно законодательной базе – другие документы инспектор ГИБДД не имеет права требовать.

Многие участники дорожного движения плохо разбираются в тонкостях законодательства, что позволяет сотрудником ГИБДД безнаказанно нарушать прописанные в нем пункты и постановления. В ситуации с остановкой авто по требованию инспектора – законные интересы и права граждан часто не учитываются. Случаи неправомерных действий экипажей ДПС не так уж и редки, так как же должен вести себя водитель? В этом поможет памятка водителю при общении с ДПС.

Если инспектор, взяв документ, сел в патрульное авто и уехал – нужно немедленно ехать в РОВД и писать заявление о грабеже. Все данные сотрудника ГИБДД, совершившего правонарушение, у водителя должны быть зафиксированы.

  • Если остановивший не может внятно сформулировать причины или ссылается на неизвестные водителю приказы, следует попросить его уточнить номер документа. Без сути нарушения остановка ТС расценивается как незаконная.
  • Уточнить, какой именно пункт ПДД был нарушен водителем и какая статья КоАП будет задействована при протоколировании. А также получить от инспектора информацию о том, какой именно штраф предусмотрен за данное правонарушение. Все это должно быть зафиксировано на камере.
  • Водитель имеет право требовать у инспектора ДПС предоставить служебное удостоверение, причем в развернутом виде. Если он откажется это делать, или вместо официально документа предъявит справку/выписку – можно смело уезжать. А затем набрать 102 и передать им записанный разговор, сопровождая его информацией, что в таком-то месте некто, одетый как ИДПС пытался остановить авто, но удостоверения не предоставил, после чего автовладелец, опасаясь за свою жизнь и имущество, покинул место остановки.
  1. Если инспектор взял документы и уехал на служебном автомобиле, следует отправиться в РОВД, составить заявление о грабеже, указав известную информацию о сотруднике ГИБДД.
  2. Когда инспектор не отдал документы, а ушел, следует позвонить по телефону доверия. Важно указать данные об инспекторе, сообщить подробности разговора с ним.
  3. Иногда звонок по телефону доверия не помогает. В этом случае следует включить видеокамеру, подойти к инспектору, вежливо попросить четко указать правонарушения. Если реакции от инспектора не последует, необходимо зафиксировать его дальнейшие действия на камеру, затем составить жалобу.
  4. Если сотрудник ДПС взял документы, сославшись на необходимость уточнить какую-либо информацию по базе, позвоните по телефону 102, попросите переключить на дежурного по ГИБДД, указать, что инспектор отказывается вернуть документы.

После правомерной остановки транспортного средства инспектор должен подойти к машине, указать имя, фамилию, должность и звание. Также сотрудник ГИБДД обязан четко указать причину остановки авто, при необходимости дать пояснения. Если остановка произошла не по вине водителя, инспектор должен рассказать о конкретной проблеме, четко указать цель общения с водителем.

Иногда при составлении протокола инспекторы приглашает водителей в служебный автомобиль или предлагают последовать в пост-пикет. Человек имеет право отказаться от этого, так как обязанность выполнять данные требования инспектора за водителем не закреплена. Помещение в служебный автомобиль без учета мнения водителя возможно только при задержании лица на законных основаниях в соответствии со ст. 27.3 КоАП.

  1. Устранение неисправностей, если водитель имеет возможность вручную выполнить необходимые действия, чтобы не нарушать ПДД. В данную категорию попадают в случаи, когда не соблюдаются правила транспортировки габаритных или опасных грузов.
  2. Поведение или внешний вид водителя указывают на то, что есть вероятность его нахождения в состоянии опьянения. Инспектор может остановить машину при подозрении на содержание в крови алкоголя или наркотических веществ. Также остановка машины допустима, если есть четкие признаки неадекватности водителя.
  3. Появились основания для досмотра машины.
  4. Человек за рулем подозревается в совершении правонарушения или совершает действия, опасные для сотрудника ДПС или других участников дорожного движения.
  5. Водитель должен оказать помощь инспекторам или участникам аварии.

При составлении соответствующего протокола необходимо обратить внимание на показатели радара. Важно уточнить, что устройство показывает скорость конкретного автомобиля непосредственно перед его остановкой. Если инспектор предъявляет прибор, на котором отображаются цифры, не соответствующие скорости машины, составление протокола является неправомерным, необходимо оспаривать действия сотрудника ДПС в судебном порядке.

В административном праве существует небольшая хитрость, которая играет на руку водителю — презумпция невиновности, согласно с которой никто не может быть виновным до тех пор, покуда его вина не будет фактически доказана (согласно с основными положениями ст. 49 Конституции). Водитель должен требовать прямые доказательства собственной вины в любом случае, вне зависимости от нарушения — будь-то пересечение двойной сплошной или же совершение наезда на пешехода. Нужно помнить главное правило: кто обвиняет, тот и доказывает вину обвиняемого.

  • Устранить существующие неисправности, которые имеются на автомобиле, или же устранить существующие нарушения правил перевозки грузов.
  • При наличии оснований для вывода о том, что водитель находится в состоянии опьянения (токсического, алкогольного или наркотического), или же при наличии признаков болезненного состояния.
  • Проведение проверки узлов и агрегатов на ТС, а также бортовых номеров в присутствии водителя.
  • В случае необходимости проведения досмотра автомобиля.
  • В случае, если водитель или пассажиры подозреваются в совершении преступления и/или представляют опасность для инспектора ДПС.
  • При необходимости оказания помощи или сотрудникам полиции, или участникам дорожного движения.

Остановки в других случаях, кроме перечисленных, расцениваются как нарушение служебной дисциплины, согласно с «Наставлениями по службе ДПС ГИБДД». Согласно с данным документом, остановка и проверка документов, а также иные действия, не мотивированные вышеперечисленными пунктами, проводятся вне зоны ответственности поста ДПС.

В принципе невозможно составление протокола о правонарушении, поскольку самого правонарушения и его ключевого фактора — вины, не было. Конечно, согласно с ГОСТом 50577-93 нельзя управлять транспортным средством, номерные знаки которого в темное время суток не видны с 20 метров при освещении фонарем инспектора.

Наиболее конфликтная, запутанная и непонятная для многих автолюбителей процедура — это оформление административного протокола. Тут также необходимо знать, как проходит общение с сотрудниками ДПС.

Шестое правило: проявите уважение и доброжелательность при общении с сотрудником, обращайтесь к нему на “Вы”. Это способствует меньшему стрессу от процедуры проверки. Фамильярность и грубость могут “вдохновить” инспектора на более пристальное изучение вас и ваших документов. Старайтесь сохранять спокойствие.

Досмотр – это более детальная процедура, при которой сотрудник полиции уже может извлекать вещи из салона и рассматривать их. При досмотре должны участвовать понятые, в составе, как минимум, 2 человек или должна производиться видеосъемка процесса. По итогу проверки обязательно должен быть составлен протокол досмотра.

У сотрудника полиции есть полное право остановить автомобиль. Возможно, у него появились какие-либо подозрения (например, что водитель в состоянии алкогольного опьянения), или водитель нарушил ПДД, или автомобиль проходит по ориентировке (например, машина скрылась с места ДТП).

Видеорегистраторы могут быть установлены как внутри автомобилей ГАИ, так и на форме самого сотрудника. Для чего это нужно? Как мы уже рассматривали ранее, процедура досмотра подразумевает обязательное ведение видеосъемки процесса. Также это необходимо для освидетельствование состояния алкогольного опьянения водителя.
Размещать эти видеозаписи в свободном доступе сотрудники ГИБДД не имеют права. Это считается нарушением частной жизни. Записи с видеорегистраторов могут быть использованы только в качестве доказательств при рассмотрении административных дел.

Инспектор ГИБДД имеет право потребовать водителя выйти из автомобиля, если у него возникло подозрение на счет состояния водителя. Эта мера нужна для того, чтобы убедиться, что водитель находится трезвом состоянии, у него нет нарушения речи и неустойчивости положения.

Права водителя при остановке ГИБДД

Как это работает. Если инспектор хочет провести досмотр машины, у него должны быть основания. Например, есть подозрения, что в машине находятся преступники или незаконно перевозят оружие. Это не то же самое, что осмотр: для него другие основания и отличается процедура.

При досмотре всем нужно выйти из машины, а инспектор имеет право трогать вещи. Но при этом обязательно нужны понятые или видеозапись. При осмотре их может не быть, но там и вещи трогать нельзя, и выходить из машины необязательно. Если инспектор не позвал понятых, не ведет запись, но при этом проводит досмотр, можете ему не мешать, но потом запишите в протоколе, что понятых не было. Результаты досмотра будут недействительными — их не признают доказательствами.

3. По поводу того, что на досмотр нужно обязательно осставить протокол, как и при совершении других процессуальных действий, автор много раз делает акцент в разных разделах. Есть нюансы, которые не описаны именно в этой подборке о правах — подробнее о них можно прочитать в ссылках под каждым разделом.

Как это работает. Когда инспектор подходит к водителю, он обязан представиться. Водитель имеет право попросить служебное удостоверение. Можно узнать номер дежурной части или подразделения и позвонить туда для проверки: точно ли этот сотрудник там служит, действительно ли он сейчас при исполнении и правда ли, что есть ориентировка на такую же машину.

Как это работает. Когда инспектор ГИБДД нарушает ваши права, он несет за это ответственность. На его действия или бездействие можно жаловаться, результаты проверок и протоколы можно оспаривать, доказательства — признавать недействительными, штрафы — отменять, права — возвращать.

Не надо нам тыкать»

«Поводов для остановки автомобилиста у инспекторов два: он видит, что водитель нарушил ПДД, или проводится спецмероприятие. Например, «Нетрезвый водитель», «Перехват» и другие. Если мы остановили водителя для проверки и видим, что он не нарушал ПДД, пристегнут, вежливо предоставил документы, вся процедура займет всего несколько секунд», — рассказал инспектор ГИБДД.

Он уточнил, что после визуальной проверки обычно инспекторы ГИБДД смотрят на то, как ведет себя человек, как отвечает на вопросы. Говорить он должен уверенно, не задумываясь. Если человек врет, он будет подбирать слова, думать, какой ответ будет лучше, начинают бегать глаза, руками он будет перебирать документы.

Встреча с инспектором ГИБДД может доставить множество неудобств водителям, даже если они не нарушали правила. В беседе с корреспондентом Autonews.ru несколько полицейских анонимно объяснили, как не вызвать лишних подозрений, рассказали, чего не стоит говорить, и даже раскрыли несколько хитростей. Если следовать их советам, общение с полицейским не займет больше 40 секунд. Если вы, конечно, не злостный нарушитель.

«Отвечая на вопросы, шутить о наркотиках, алкоголе, о том, что вы перевозите трупы в багажнике, не стоит. Сотруднику ГИБДД нужно делать свою работу, а вы таким образом тратите его время, — объяснил другой инспектор. — Те, у кого с чувством юмора не очень, могут просто начать проверять ваши утверждения. Ведь если вы сознаетесь, даже в шутку, что пьяны, это вполне себе реальный повод для проверки. Вас могут и в трубочку попросить подуть, и, возможно, даже предложат проехать на медосвидетельствование — кто знает, с чего вы такой веселый. Ведь все хорошо понимают, что помимо алкоголя есть еще и наркотики».

Рекомендуем прочесть:  Бранденбургско-Прусское Государство Было Создано В

«Некоторые водители, чтобы понравиться инспектору, начинают выходить из автомобилей, — рассказывает полицейский. — Но этого делать не надо: нарушение простых правил безопасности. Водитель может открыть дверь, инспектору придется отойти, а мимо может проезжать какой-нибудь неопытный водитель — стоять на проезжей части не стоит. Остановитесь там, где вам указал полицейский, опустите стекло и общайтесь так. Если документы оказались в сумке в багажнике, скажите об этом прежде, чем начнете открывать дверь, чтобы не вызывать лишние подозрения и мысли о том, что вы хотите скрыться. Есть и другая крайность — общаться через щелочку в окне. Это, во-первых, невежливо, а во-вторых, инспектор может подумать, что так вы скрываете запах алкоголя. А значит, это лишний повод для проверки».

Множество правил, включенных в новый регламент, уже нашли свое отражение в иных нормативных и подзаконных актах. Введение их в Приказ № 664 обусловлено систематизацией свода положений, которые должны применять сотрудники ведомства при исполнении должностных обязанностей. Особое внимание в Приказе № 664 уделено порядку обращения сотрудников ГИБДД к водителю, что должно устранить конфликтные ситуации и перевести все спорные вопросы в правовое русло.

В ходе проверок на дорогах документы могут быть истребованы не только у автовладельцев, но и иных граждан (например, пассажиров автомашины). Это связано с новым правилом Приказа № 664, предусматривающего обязанность сотрудников ГИБДД выявлять и устранять любые потенциальные правонарушения.

  1. для устранения сомнений в личности и полномочий должностного лица ГИБДД представляются документы, а также сообщается телефон и адрес отдела, в котором проходит службу сотрудник;
  2. запрещаются любые формы дискриминационных действий по отношению к водителям – по половым и возрастным признакам, национальности или расы, и т.д.;
  3. инспектор ГИБДД вправе осуществлять аудио-, фото- и видеозапись всех процессуальных действий;
  4. аналогичное право водителя может быть ограничено только по основаниям указанным в законе (если сотрудник ГИБДД запрещает водителю использовать диктофон или видеокамеру, он обязан указать причины отказа в процессуальных документах);
  5. должностному лицу ГИБДД запрещено изымать госномера или водительское удостоверение, однако сохранена возможность отстранить от управления автомобиля по законным основаниям;
  6. после прохождения медосвительствования на предмет опьянения автовладельца должны доставить обратно к месту расположения автомобиля (если выявляется факт алкогольного опьянения, водитель будет принудительно отстранен от управления автомашиной на период рассмотрения административного дела).

Для сокращения продолжительности рассмотрения дел, новый Регламент предусматривает досудебный порядок оспаривания действий и решений должностных лиц ГИБДД, Для этого жалоба может быть подана в административном порядке на имя вышестоящего органа или должностного лица. Обжалование в таком порядке происходит через районные или региональные подразделения МВД.

Новые правила общения с сотрудниками ГИБДД применяются с 20 октября 2022 года, когда вступил в силу Приказ МВД № 664. С этого времени действует обновленный Административный регламент, предписывающий порядок действий должностных лиц ГИБДД при взаимодействии с автовладельцами. Рассмотрим ключевые нюансы, которыми характеризуются правила дорожного общения между инспекторами и водителями

Правила общения с сотрудником ДПС

2. На пустынной дороге (в темное время суток) заблокировать двери. Если есть диктофон — включить его и положить в нагрудный карман. Пока инспектор идет к машине — наговорить на диктофон дату, время и место остановки. Запись послужит небольшой страховкой для грамотного водителя. Использовать видео- и звукозаписывающую аппаратуру при общении имеют право обе стороны: сотрудник полиции (п.24) и водитель (п.25).

  • есть ли у него нагрудной знак — обязательный атрибут формы инспектора;
  • инспектор должен использовать только служебный автомобиль, и машина должна быть хорошо заметна. Если спрятана в кустах — нарушение.
  • сотрудники ГИБДД, на служебном автомобиле без включенных проблесковых маячков, являются простыми участниками движения, и если нарушили правила парковки и остановки, должны за это отвечать наряду с другими нарушителями.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ!

  • Если у водителя есть повод опасаться незаконных действий, он имеет полное право оставаться в своей машине.
  • Если предложили сесть в машину ДПС для оформления протокола, то это право водителя решать, садиться туда или нет. Очень хорошо, если его пассажир выступит в роли свидетеля. Пассажир имеет право выйти из машины вместе с водителем, и слушать, именно в качестве свидетеля, весь разговор через открытое окно или дверь служебного автомобиля.
  • признать нарушение, получить постановление и заплатить штраф в установленный законом 70-дневный срок;
  • или не признать, попытавшись оспорить вынесенное постановление о наказании. Если водитель с нарушением не согласен, он должен написать об этом в протоколе. И обжаловать вынесенное постановление в 10-дневный срок. При этом важно собрать побольше доказательств в свою пользу.

2. Если проверив все, что возможно в рамках его компетенции, инспектор ищет, к чему бы еще придраться, или составляет протокол с явно надуманным правонарушением, на протоколе нужно написать, что сотрудник ГИБДД вымогает взятку (а как иначе можно истолковать столь пристальное внимание?) Скорее всего, водитель будет отпущен до завершения начатых противозаконных процедур.

Положительные моменты.
1. Появление самого регламента. Ранее, если в разговоре с милиционером у водителя появлялась возможность доказать свою правоту, то инспектор быстро мог выдать любую чушь, ссылаясь, например, что подобное написано в законе «О милиции». Регламент по существу является выжимкой из законов. Например, в регламенте сведены все основания для досмотра – как из КоАП, так и из закона «О милиции». Теперь водителя не напугать большим количеством информации из законов – все, что нужно, есть в Регламенте.
2. В регламенте прописано, что водитель может вести аудиозапись и видеосъемку разговора с инспектором. Аналогично, инспектор имеет право производить запись. Ранее попытка записать разговор с инспектором на диктофон под час вызывала агрессию с его стороны.
3. Собственное продолжение первого пункта. Если у водителя есть сомнения в правомерности действий инспектора, или более того назрел конфликт, водитель имеет право позвонить по телефону, который ему обязан дать инспектор, и проконсультироваться у начальства инспектора, или поговорить с дежурным.
Типичный пример. Одинокостоящий инспектор, который на недоуменный вопрос, с чего это он тут палкой машет, счастливо рапортует, что идет спец.операция «Цунами-Антикавказ». Конечно же, появляются сомнения. И теперь у инспектора можно попросить телефончик и узнать, действительно ли такая операция проводится, и, вообще, должен он здесь находится или нет. В купе с использованием диктофона ситуация сама по себе для инспектора уже неприятная. Злоупотреблений будет меньше.
4. Здесь же следует сказать, что в Регламент перекочевало требование к инспектору объяснить водителю в присутствии понятых все тонкости освидетельствования на состояние опьянения до начала его проведения.
5. Начало исполнения инспектором его служебных обязанностей – приказ начальника выйти на службу. Если инспектор составляет протокол в свободное от работы время – это незаконно.
6. В Регламенте теперь четко прописано, если водитель успел вернуться к эвакуироваемому автомобилю до начала движения эвакуатора, автомобиль ему обязаны вернуть.
7. «Не допускается останавливать транспортные средства на участках дорог, где их остановка запрещена ПДД, за исключением случаев, когда такая остановка связана с необходимостью пресечения преступления, предотвращения реальной угрозы причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу участников дорожного движения, а также случаев обозначения места остановки патрульным автомобилем с включенными специальными световыми сигналами, другими средствами регулирования и организации дорожного движения».
Например, после обгона в опасном повороте, где видимость менее 100 метров, инспектор может остановить автомобиль только после включения «люстры». Нет «люстры» – останавливать в этом месте водителя нельзя.
8. «В случае задержания транспортного средства вне населенного пункта лицу должно быть оказано содействие в проезде до ближайшего населенного пункта».
Реальный случай: водитель вовремя не проверил, что срок действия доверенности закончился. Поехал в Екатеринбург. По дороге инспектор ДПС проверил документы, выявил, что доверенность просрочена, задержал автомобиль, а водителя с семьей оставил на дороге. Все по закону, но не по-людски. Теперь подобная проблема решена.
9. Инспектор не имеет права дежурить на личном автомобиле. Патрульный автомобиль для скрытого контроля может быть без спец.окраски и спец.сигналов. Если вы встретили инспектора на таком автомобиле, и за какое-то правонарушение на вас составлен протокол, запишите в него номер автомобиля. Если позже выясниться, что автомобиль был личный, значит, инспектор был не на службе, и составлять протокол права не имел.
10. Считаю положительным моментом, что при визуальном обнаружении признаков неисправности транспортного средства инспектора ГАИ имеют теперь право провести контроль технического состояния автомобиля.
Надоели в первую очередь ксеноновые фары китайской фирмы «FORLOXOV». Неадекватные водители просто «тащатся» от того, что ксеноновые фары светят ярче, не понимая, что ослепленный встречный водитель создает в первую очередь опасность для них самих. Также надоели прямоточные глушители, черный или сизый дым из выхлопных труб, тонировка пятеркой по кругу.
Инструментальный контроль сам по себе не совсем законен. С одной стороны прямой запрет на его проведение из КоАП убран в июле 2007 года. С другой стороны, в КоАП нет нормы «подозрение в правонарушении». Правонарушение либо есть, либо его нет. Если есть лишь подозрение, то в КоАП на такие случаи прописаны специальные меры обеспечения. Например, подозрение в опьянении. Если признаки опьянения есть, то инспектор имеет право отстранить в присутствии понятых водителя от управления ТС, и провести освидетельствование. Для правонарушений, связанных с техническим состоянием автомобиля, такой нормы в КоАП нет.
ГАИ обосновывает свои требования ссылками на закон «О БДД», где записано, что на нее возложена задача контроля технического состояния транспортных средств. Но Конституция РФ (ст.55) и закон «О милиции» (ст.5) требуют четкого соблюдения определенного законом порядка действий. А таковых на сегодня ни в одном законе не прописано.
С другой стороны, существует неурегулированность вопроса с тех.осмотром. В Законе от 2007 года, по которому прошли ужесточения наказания за нарушения ПДД, сказано, что будет принят закон о техническом осмотре, а до его принятия действуют старые нормы. Старые нормы – это Постановления Правительства, Приказы МВД, и тот же самый Приказ 1240 о техническом контроле, на который ссылается Регламент.
Потому на сегодня говорить о законности или незаконности технического контроля транспортных средств особого смысла нет. А в свете статьи 19.3 КоАП (неподчинение законному требованию милиционера) давать какие-либо рекомендации, как противостоять инструментальному контролю, я не рискую, да и желания особого нет.
11. Пункт положительный, но вызывающий улыбку. Теперь, если досмотр автомобиля или личных вещей проводится с помощью фото- или видеоаппаратуры, инспектор обязан приложить полученные материалы к протоколу. Мне интересен сам механизм приложения этих материалов. Инспектор должен возить с собой фотопринтер, или после досмотра вынуть флэшку из аппарата и приклеить ее к протоколу?
12. Если инспектор направлял водителя на медицинское освидетельствование, то он расставался с трезвым водителем сразу же в больнице. Теперь инспектор обязан вернуть трезвого водителя к месту отстранения от управления автомобилем, либо доставить к месту, где был оставлен автомобиль.
13. В Регламенте теперь четко записано, что без составления протокола о правонарушении запрещать эксплуатацию и снимать номера нельзя. Эта логика заложена в КоАП, но на станциях тех.осмотра инспектора номера снимают сплошь и рядом, составляя лишь протокол о снятии номеров, без составления протокола о правонарушении. Это незаконно.
14. В ст.116 прямо говорится, что инспектор имеет право указать время и место рассмотрения дела только в том случае, если оно находится в компетенции органов внутренних дел. Вручать повестку в суд инспектор права не имеет.
15. Наконец-то четко прописано, что в случае выявления признаков подделки документов, инспектор либо вызывает следственно-оперативную группу, либо препровождает водителя с автомобилем в Отдел внутренних дел. Сам он никаких протоколов права писать не имеет.
Право инспектора доставить водителя в ОВД базируется в Регламенте на ст.92 УПК, но без упоминания ч.2 ст.18 закона «О милиции» ссылка не корректна.

16. Однако бывает и другой вариант: В случае если протокол написан и Вам его принесли, то:
1. Сообщаем ИДПС, что будем заявлять ходатайство о переносе сроков рассмотрения дела.
2. Спрашиваем у ИДПС, все ли данные он внес в протокол. Если не все, то просим заполнить протокол до конца.
3. После получения протокола на руки закрываем стекло. НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ (Т.Е. НИКОГДА) ПОСЛЕ ПОЛУЧЕНИЯ ПРОТОКОЛА С КОПИЕЙ НЕ ОТДАЕМ КОПИЮ НАЗАД ИДПСу. ОНА ВАША. PS Выполнение этого пункта может стоить Вам штрафа.
4. В ст.256 КоАП указано содержание протокола об административном правонарушении. ВНИМАТЕЛЬНО читаем протокол. Все ли графы заполнены? Правильно ли все указано? На ВСЕХ пустых местах (особенно свидетели) ставим большую букву Z.
5. В протоколах есть места для подписей: под комментарием и под тем, что со ст.63 Конституции и ст.268 КоАП нас ИДПС ознакомил, и гражданин знает, где и когда будет происходить рассмотрение дела. Требуем ознакомить. Если в ответ мычат (а обычно мычат), то пишем: «Со ст.63 Конституции и ст.208 КоАП не ознакомлен» и подписываемся.
6. В протоколе в объяснениях пишем: «С протоколом не согласен, ничего не нарушал. Ходатайствую о переносе рассмотрения дела в связи с необходимостью обращения за юридической помощью не менее, чем на трое суток. (Если Вас остановили в другом городе, то: Ходатайствую о рассмотрении дела по месту моей регистрации). Схема не составлялась. Видеозапись не предоставлялась». Также можно добавить уже для суда: До/после обстановки мною снято на фото/видеокамеру место происшествия, светофор, дорожная разметка, перекрёсток и т.п. Если схема составлялась, перед её подписанием пишите прямо на ней: Не согласен, схема составлена «на глазок» без соблюдения масштаба, без точного измерения расстояний, без привязки к местности, использовались не сертифицированные измерительные средства.
7. Если с Вами кто-то ехал (не важно родственник или нет (ст.272 КоАП)), то в объяснениях записываем его как свидетеля. «При остановке ТС со мной в машине находился имярек». Такого свидетеля ВСЕГДА заслушают в суде.
8. Если во время Вашего общения с ИДПС с его стороны были любые угрозы, то заносим это в протокол: В процессе общения ИДПС также называл меня редиской и обещал отобрать права.
9. Если было видео, то: ИДПС велась съемка на видеокамеру фирма, марка, номер.
10. Если штраф все равно выписали на месте, то это нарушение КоАПа, на основании чего протокол и штраф в ГАИ (или в суде) будут признаны незаконными.
11. В соответствии с ч.2 ст.254 протокол заполняется в двух экземплярах, один из которых должен остаться у Вас. Процесс такой: Через окошко получаем на руки оба протокола для внесения своих пояснений. Вносим пояснения. На оригинале подписываемся, что копию получил. Отдаем оригинал ИДПС. Подписываем на копии, что копию получил. Если ИДПС просит Вас что-то написать на копии или передать ему копию, чтобы он внес какие-то изменения, то ничего ему не передаем.

Рекомендуем прочесть:  Оплата За Детский Сад Для Многодетных И Малообеспеченных Семей В Краснодарском Крае

1. По требованию ИДПС об остановке остановиться в том месте куда указал ИДПС.
2. Включить аварийную сигнализацию, выключить все фары и габариты, закрыть дверные фиксаторы, закрыть все стекла, свое чуть-чуть опустить вниз, двигатель не глушить, выключить музыку.
3. Не выходить из машины, ни сразу, ни потом в процессе разговора.
4. Включить видеозапись. Видео снимать так, чтобы было видно лицо ИДПС. Запись вести постоянно, не прерывать.
5. После того, как ИДПС, подойдя к Вам, что-то пробубнит, спросить его ФИО. Громко и четко повторить его ФИО, чтобы это было слышно на камеру. Задать вопрос: Я Ваше требование об остановке выполнил? Дождаться положительного ответа.
6. Если ИДПС указал место остановки с нарушением ПДД (п.15.9 ПДД выучить наизусть), то: Г-н ИДПС, зачем Вы остановили меня с нарушением ПДД, ведь, Ваша основная обязанность — безопасность дорожного движения, а остановившись тут Я создаю аварийную ситуацию. Если ИДПС после Вашей остановки не начал двигаться в сторону Вашей машины, то можно уезжать. Факт того, что ИДПС к Вам не пошел снять на видео и прокомментировать голосом.
7. Попросить ИДПС назвать ЗАКОННУЮ причину остановки. Выслушать ее. Повторить ее вслух с вопросом ИДПСу, чтобы было слышно на камеру. Услышать положительный ответ. Если причины нет в списке в ч.21 ст.11 З-на «О милиции» а именно (Милиция имеет право «зупиняти транспортні засоби в разі порушення правил дорожнього руху, наявних ознак, що свідчать про технічну несправність транспорту або забруднення ним навколишнього середовища, а також при наявності даних про те, що він використовується з протиправною метою»), то сообщить что причина незаконна, а Вы обязаны выполнять только законные требования ИДПС. Если ИДПС ссылается на приказ 111, то 1. Этот приказ ко мне не относится. 2. Выполните п.15.5 этого приказа и назовите мне суть моего нарушения.
8. Узнать у ИДПС какой пункт правил Вы нарушили, какую статью КоАП ИДПС впишет в протокол, и какой штраф предусмотрен за это нарушение. Повторить все это на камеру.
9. Потребовать у ИДПС предоставить служебное удостоверение в развернутом виде (ч.2 ст.5 З-на «О милиции»). Если удостоверение не предъявлено или предъявлена какая-то справка, то закрывайте стекло и уезжайте. После чего набирайте 102 (разговор записывается) и сообщайте, что в таком-то месте Вас остановил кто-то, одетый как ИДПС, представился так-то, но не предоставил удостоверения, служебной машины Вы не заметили, после чего уехали.
10. Если удостоверение предъявили, то: Удостоверение не убирайте, пока Я все что мне надо не прочитаю и не перепишу, чтобы несколько раз не доставать. Продиктовать вслух номер жетона, ФИО, должность, № удостоверения, до какого числа оно действительно.
11. Узнать у ИДПС ФИО старшего наряда. Спросить у ИДПС зачем ему Ваши документы и что он хочет с ними делать? Если составлять протокол, то: Сейчас Я заполню ходатайство (ст.268) и передам Вам его вместе с документами. Это буквально три минуты. (Достатьходатайства из папки.) Спросить у ИДПС, какие документы он хочет получить. Законных документов всего ТРИ: водительское удостоверение, талон к нему, регистрационный документ на транспортное средство. Если ИДПС называет документы как-то по другому (права, техпаспорт), то: У меня их нет и где написано, что я их должен иметь? Когда принесут ПДД, то: А. Водительское удостоверение! Это есть. Передавать их по одному, комментируя данный процесс. Никаких других документов ИДПС ПО ЗАКОНУ можно не показывать.
12. Если требуют договор страхования, то согласно ст.21.2 З-на «Об обязательном страховании» он предоставляется ТОЛЬКО при: техосмотре, регистрации/перерегистрации ТС, составлении протокола, оформлении ДТП. Не показываем, пока не начнут заполнять протокол, несмотря на то, что по ПДД (п.2.1) Вы предоставить договор обязаны. Чтобы долго не бодаться по поводу того должны или не должны Вы передавать договор: Страховку дома забыл.
13. Если ИДПС, взяв Ваши документы, уезжают, то сразу едете в РОВД и пишите заявление о грабеже. ФИО ИДПСа и видео у Вас должно быть.
14. Если ИДПС взял документы и ушёл, то звоним на телефон доверия. Там сразу представляются. Повторить это ФИО вслух. Мое ФИО — Иванов. Меня остановил ИДПС (ФИО старшего наряда) на машине госномер такой-то. Мне предъявлены такие-то устные обвинения, ИДПС ушел с моими документами, протокол не составляет, намекает на дачу взятки. Свяжитесь с ним, пожалуйста, чтобы он вернул мне документы. Я из машины не выйду, т.к. боюсь противоправных действий ИДПС. (Телефоны доверия ГАИ (044) 272-46-59). Через ТРИ минуты, если ИДПС не вернул документы и, Вы видите, что протокол не составляется, позвонить еще раз. Если не помогает, то выходим из машины (к сожалению). С включенной видеокамерой подходим к ИДПС и постоянно повторяем: Пишите протокол, Я с ним буду не согласен. Если не пишете протокол, то верните документы. И так по кругу, НЕ ОТВЛЕКАЯСЬ на посторонние темы. Если начинают останавливать другие машины, то: Вы не имеете права останавливать другие машины, не разобравшись со мной. Снимаем на камеру и потом пишем жалобу. Иногда ИДПС говорит, что что-то проверяет по базе тогда: Звоним 102, переключаемся на дежурного ГАИ и требуем, чтобы дежурный связался со старшим наряда и чтобы старший наряда отдал документы и потом проверял по своей базе что хочет.
15. По идее, должны вернуть быстро. После этого пишем заявление в Прокуратуру о превышении ИДПС служебных полномочий (ИДПС должен был Вас оштрафовать, а он этого НЕ СДЕЛАЛ Если Вам показывают видео, то Ваша задача переписать марку камеры и ее заводской номер на листик. Зафиксировать на видео видеокамеру ИДПС.

Теперь идут ситуации, причины остановки.
1. Если просят написать в протоколе, что Вы не против заполнения протокола на русском языке, то: Это мои пояснения и Я буду писать здесь то, что считаю нужным. Если Вы хорошо знаете украинский, то можете ответить: Я против и настаиваю на заполнении на украинском.
2. Если причина — нарушение знака ограничения скорости, то: В соответствии с п.12.10 ПДД меня нельзя наказывать, если вместе со знаком ограничения скорости нет знака «Дорожные работы».
3. Если Вас поймали на «фен» то: Составляйте протокол, но я с ним буду не согласен. В суде этот прибор уже был признан незаконным для сбора доказательств.
4. Если Вас поймали на «Визир», то, скорее всего, протокол будет написан.
5. Если причина — неработающие световые приборы (неосвещенный номер), то: В соответствии с п.2.3 ПДД перед выездом я проверил техническое состояние ТС. Всё было нормально. В связи с возникшей в процессе движения неисправностью, в настоящее время я в соответствии с п.9.9 ПДД двигаюсь к месту стоянки ТС.
6. Если причина — «спецоперация». Признаком спецоперации являются бронежилеты и автоматы. В этом случае лучше не чудить. Если автоматов нет, то: Если Вы меня в чем-то подозреваете, то составляйте протокол задержания. Если не подозреваете, то я поехал. Если причина — «ориентировка», то: Предоставьте ориентировку. Если причина — есть подозрение, что Ваша машина была в ДТП, покажите справку о ДТП, то: Данные повреждения получены, когда автомобиль был неподвижен.
7. Если причина — «тонировка» или любая другая техническая неисправность (ксенон), то показываем на талон ТО, который в соответствии со ст.29 З-на «О дорожном движении» является документом, дающим право ездить. В ст.35. З-на «О ДД» написано кто имеет исключительное право проводить ТО. Не соглашаемся на проверку техсостояния, т.к. такой обязанности у водителя (ч.2 ст.16 З-на «О ДД») нет.
8. Если причина — несоблюдение рядности (движение в левой полосе при свободной правой), то: Заранее занял соответствующее положение на проезжей части для поворота налево. И/или Состояние правой полосы не позволяет ехать по ней И/или, если отсутствует разметка, то полосы для движения выбирает сам водитель (п.11.1 ПДД).
9. Если пытаются выудить Вас из машины: Запах спиртного из машины. На минуточку выйдите, то: У меня опрыскиватель стекла с алкоголем. Из машины не выйду.
10. Если причина — характер движения ТС вызывает подозрение, то: Вы считаете, что Я пьяный? Какие признаки алкогольного опьянения у меня наблюдаются?
11. По поводу ЛЮБОГО РАЗВОДА на пьянку: Останавливайте 2х понятых, составляйте протокол освидетельствования на алкогольное опьянение, освидетельствуйте меня на месте и если Я буду не согласен с результатами, то тогда Вы выпишите мне направление и мы поедем в мед.учреждение. Прочесть: ст.266 КоАП, ІНСТРУКЦІЯ про виявлення у водіїв ознак алкогольного сп’яніння. 400/666
12. Если причина — не пропустил пешехода, то: Вы ошиблись. Я никому препятствий в движении не создал. Зовите сюда пешехода, спросим у него.
13. Если начинают грузить приводом в РОВД, то требуем указать причину. Законным такое действие будет только в случае (ст.259 КоАП):
— если на месте нарушения составить протокол невозможно (ИДПС не может заступить в наряд без протоколов (п.12.5 Инструкции));
— если при себе нет документов, удостоверяющих личность или 2х свидетелей, которые могут подтвердить Вашу личность;
Если при себе есть документы, удостоверяющие личность, либо есть возможность составить протокол на месте, — НЕ СОГЛАШАЙТЕСЬ НИКУДА ЕХАТЬ.
14. При требовании предъявить содержимое багажника (либо салона):
1. Потребовать пояснения причин досмотра транспортного средства (п.2.14в ПДД).
2. Досмотр ТС осуществляется у лиц, задержанных в административном либо уголовно-процессуальном порядке (ч.5,6 ст.11 З-на «О милиции»). Согласно ч.8 ст.5 работник милиции при задержании обязан устно разъяснить права задерживаемого лица, а также вручить в письменном виде разъяснение статей 28, 29, 55, 56, 59, 62 и 63 Конституции и установленных законами прав задержанных лиц. Вот и потребовать у ИДПС: составить протокол админзадержания (ст.261 КоАП) (либо протокол задержания по подозрению в совершении преступления), письменно разъяснить и вручить Вам копию(?). После подписания этого протокола Вы обязаны выйти из машины (потому что иначе могут вынуть), но там уже должны быть Ваши знакомые.
3. Позвонить по телефонам доверия и сообщить о попытке провести незаконный досмотр транспортного средства.
4. Предупредить, что для проведения досмотра требуется присутствие двух понятых и обязательное составление протокола досмотра, осмотра либо обыска (чч.4, 5 ст.264 КоАП, стст.181, 188, 190, 191 УПК).
Общие замечания:
1. Не использовать Памятку наполовину. Если Вы отдадите свои документы ИДПС, не узнав его ФИО, а потом начнете качать права, то ничего хорошего из этого не выйдет.
2. Не растекаться мыслью по древу. Всё должно идти по Вашему сценарию, и Вы должны знать, что будете делать на следующем шаге. При разговоре с ИДПС пресекать его попытки поговорить на отвлеченные темы, т.к.: «Під час несення служби працівникам підрозділів ДПС забороняється: …Вступати в розмови з учасниками дорожнього руху з питань, які не мають відношення до служби». (п.18.4 Инструкции).
3. ИДПС часто начинают умничать на предмет: А может у Вас автомобиль угнанный/А может Вы что-то перевозите незаконное/А дайте свой телефон/камеру/еще что-то я его проверю, может он краденый. Ответ: Какие у Вас есть основания подозревать меня в том-то и том-то? Никаких? Тогда Вы нарушаете этим ст.62 Конституции. Идите в лес. Если подозрения есть, то в этом случае ИДПС ДОЛЖЕН ВАС ЗАДЕРЖАТЬ и составить протокол задержания по своему подозрению. И только после этого в рамках проводимого ОБЫСКА (с протоколом обыска и двумя понятыми) он может самостоятельно у Вас изъять личные вещи и на что-то их проверить.
4. Если при разговоре начинают тыкать. Ответ: ИДПС, зачем на камеру нарушаете ч.2 ст.5 З-на «О милиции» и не проявляете высокую культуру и такт. Вам тыкать ИДПСу не запрещено.
5. Если начинают угрожать (сейчас поедем в РОВД, закроем тебя на 15 суток и т.п.), то уходить в глухую оборону, звонить всем кому только можно, чтобы приехали. ИДПС: С Вами и напарником общаться не буду, вызывайте старшего. А еще лучше — уезжать. Это как минимум даст Вам время. Тем более, что согласно решению Конституционного суда по делу №23рп-2009 от 30.09.2009, гражданин имеет право при общении с органами власти на оказание ему правовой помощи, специалистом в области права, не обязательно адвокатом. Поэтому: Никаких пояснений и действий, в т.ч. по передачи документов мной производиться не будет, до прибытия на место лица, которое будет защищать мои интересы. На этом водитель должен замолчать и снова звонить адвокату, всем и вся. До его приезда никакого общения с работниками ГАИ. Также звоним 102 и вызываем на место остановки НАРЯД МИЛИЦИИ. Причина вызова: сотрудник ГАИ превышает свои полномочия и угрожает мне физической расправой и порчей моего имущества.
6. 28. Взаємовідносини працівників підрозділів ДПС з учасниками дорожнього руху
28.9. 3 метою запобігання конфліктним ситуаціям, об’єктивного розгляду справ, а також як допоміжний засіб для попередження протиправних дій та розкриття правопорушень допускається використання фото-, кінозйомки, відеозапису та звукозаписувальної техніки, а під час оформлення матеріалів ДТП воно є обов’язковим.
В связи с этим при конфликтных ситуациях (т.е. когда Вы не согласны): Уважаемый ИДПС, у Вас нет видео или свидетелей, которые могли бы подтвердить или опровергнуть то, что Вы мне вменяете, поэтому давайте ограничимся устным замечанием.
7. НЕЗАКОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ИДПС исполнению не подлежат. Ч.1 ст.3 З-на «О милиции», четко говорит, что «Діяльність міліції будується на принципах законності». В случае ЛЮБЫХ требований со стороны ИДПС: В соответствии с ч.4 ст.5 З-на «О милиции», сообщите мне на основании какого Закона Вы от меня требуете то-то и то-то. Если не называют, то: Т.к. Вы не можете обосновать законность своих требований, то я считаю их незаконными и выполнять не буду. Или: Зачем Я Вам буду потакать в Ваших нарушениях?
8. Если Вы отказываетесь выполнять какие-то требования ИДПС, то в конце фразы почаще добавляйте: Если Вы считаете, что я что-то нарушаю — составляйте протокол. И еще одна: Будут ли еще какие-нибудь законные требования?
9. Если пообещали написать жалобу, то написать обязательно. В Жалобе всегда просить рассмотреть вопрос об увольнении ИДПС из органов МВД.
10. Не забывать про ст.18 КоАП.
11. Если в разговор лезет второй ИДПС то: Вы меня останавливали? Нет. Вот и отойдите, не мешайте мне общаться.
12. И главное: УЛЫБАТЬСЯ ))))

Рекомендуем прочесть:  На Каком Счете Учитывается Система Охранно-Тревожной Сигнализации В Бюджете

16. В ст.155 со ссылкой на закон «О милиции» говорится, что поводом для досмотра может служить отказ от осмотра автомобиля или груза. Но ничего подобного в законе «О милиции» нет. Вообще осмотр автомобиля исключает любое принуждение. Пусть инспектор ходит и смотрит на груз, заглядывает в салон. Никоим образом водитель не может отказать инспектору.
Что же скрывается за фразой «отказ от осмотра»? Здесь идет подмена понятий. Допустим, инспектор просит открыть багажник. Если водитель согласился и добровольно открыл багажник, то по логике составителей Регламента, инспектор провел осмотр, и составлять протокол не нужно. А вот если водитель отказался добровольно открыть багажник, а инспектор настоял, то тогда это уже досмотр, и только тогда нужно звать понятых и составлять протокол.
Если инспектор просит открыть багажник, то это просьба о досмотре, и инспектор вначале обязан позвать понятых и составить протокол.
Но здесь сокрыт положительный момент. По мнению Верховного Суда сверка номеров является частью осмотра. Т.е. если инспектор просит открыть капот и сверяет номера, то никаких понятых и никакого протокола о досмотре не нужно. Но во многих автомобилях, например, в ВАЗ номер кузова пробит еще и в нише запасного колеса. Инспектора, с целью покуражиться, под предлогом сверки номеров заставляли водителей доставать все вещи из багажника и запасное колесо. А отказаться – не сметь. Неподчинение законному требованию – ст.19.3 КоАП – до 15 суток. Теперь такая проблема в прошлом. Хочешь глянуть номера под запаской – зови понятых и составляй протокол.

10 правил общения с инспектором ГИБДД при остановке автомобиля

Водители неоднократно сталкиваются с остановкой по требованию инспектора ГИБДД. Ситуация стрессовая и далеко не самая приятная. В такие моменты водитель реагировать может по-разному, особенно если причины остановки не объясняются. Кто-то начинает отшучиваться, кто-то угрожает, а другие, наоборот, молчат и впадают в ступор. Люди часто не знают как реагировать правильно, и этим могут усугубить свое положение практически на пустом месте.

При остановке автомобиля инспектором ГИБДД некоторые водители начинают отшучиваться. Иногда шутки могут привести к дополнительному осмотру, так как сотрудник полиции обязан проверить любую информацию, которую сообщает водитель. И если вы пошутите “Думаете, у меня заложник в багажнике?”, не удивляйтесь, что инспектор ГИБДД попросит открыть багажник для осмотра. Он обязан удостовериться, что там ничего нет. А шутить про алкоголь приведет к процедуре освидетельствования.

Инспектор ГИБДД имеет право потребовать водителя выйти из автомобиля, если у него возникло подозрение на счет состояния водителя. Эта мера нужна для того, чтобы убедиться, что водитель находится трезвом состоянии, у него нет нарушения речи и неустойчивости положения.

У сотрудника полиции есть полное право остановить автомобиль. Возможно, у него появились какие-либо подозрения (например, что водитель в состоянии алкогольного опьянения), или водитель нарушил ПДД, или автомобиль проходит по ориентировке (например, машина скрылась с места ДТП).

Видеорегистраторы могут быть установлены как внутри автомобилей ГАИ, так и на форме самого сотрудника. Для чего это нужно? Как мы уже рассматривали ранее, процедура досмотра подразумевает обязательное ведение видеосъемки процесса. Также это необходимо для освидетельствование состояния алкогольного опьянения водителя.
Размещать эти видеозаписи в свободном доступе сотрудники ГИБДД не имеют права. Это считается нарушением частной жизни. Записи с видеорегистраторов могут быть использованы только в качестве доказательств при рассмотрении административных дел.

Статьи, которые нужно знать простому водителю при общении с ДПС

Если кратко, то в статье говорится, что пока вина в административном нарушении не доказана, обвиняемый не виновен. Все сомнения и ошибки трактуются в пользу обвиняемого. И самое главное: если вас обвиняют в нарушении, вы не обязаны доказывать свою невиновность. А вот вашу виновность доказать обязаны!

Пример: сотрудник ДПС заметил, что вы едете с не пристёгнутыми пассажирами, и останавливает вас – это законно, он заметил нарушение и вправе вас остановить, но если он открыл дверь и начал дёргать ремни, то это самоуправство. Или требует открыть багажник, не имея на то оснований.

Самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актам порядку, осуществление своего действительного или предполагаемого права. То есть действия сотрудника ДПС, которые не соответствуют закону (и он об этом знает), считаются самоуправством.

Делается это для того, чтобы вы эту фамилию и звание не запомнили, если вдруг решите пожаловаться на инспектора, в том числе и на самоуправство. А согласно этой статьи вы можете потребовать повторить, лучше это сделать в вежливой форме, и инспектор поймёт, что вы закон знаете.

Здесь опять же возникли разговоры об ущемлении прав автовладельцев. В действительности запрета снимать разговор тоже фактически нет, но использовать такую запись в качестве доказательства при судебном разбирательстве будет уже проблемой. К тому же следует учесть требования статьи 19.03 КоАП, в которой говорится о возможности запрещения съёмки инспектором при определённых обстоятельствах. Всё зависит от того, как вы будете разговаривать с инспектором ДПС – если в грубой форме, то не следует ожидать поблажек.

Это не совсем так. Дело в том, что в техрегламенте указано буквально следующее: «…сотрудник вправе предложить…», то есть это вовсе не требование. А значит, у водителя не возникает и встречных обязанностей, поэтому он вполне может проигнорировать слова инспектора, если посчитает нужным.

Впрочем, если вы не хотите удовлетворять просьбу пересесть, ваш отказ должен быть облечён в мягкую форму. Грубить сотруднику ГИБДД не стоит. Более того, если у вас нет каких-то особых причин оставаться в своей машине, и если вы не имеете желания словесно препираться с представителем власти, вы вполне можете и подчиниться, ибо особой разницы, где оформляется протокол, нет. Главное, чтобы вы были внимательными при чтении протокола. Это – элементарные правила общения с инспектором ГИБДД.

Если вас просят перейти в машину ДПС для оформления протокола о совершении административного нарушения, можете не соглашаться – в нормативно-правовой базе место оформления подобного рода документов не оговаривается. Впрочем, со стороны представителя власти такая просьба тоже на является противозаконной, но выполнять её вы не обязаны. Обычно такой приём используется для психологического воздействия на нарушителя, но вы можете отказаться проследовать в автомашину ГИБДД, ссылаясь на пункт 035 КоАП, в котором указано, что любые действия, связанные с осуществлением каких-либо процессуальных действий, включая оформление документов, должны проводиться на месте совершения админнарушения, за исключением случаев, описанных в пунктах 0109, 0131, 0187, 0193, 0216 административного регламента. Допускается оформление в машине патрульного авто или в помещении поста ДПС, но в данном контексте слово «допускается» не рассматривается как императив, обязательный для выполнения.

Бывает и другая ситуация: инспектор взял документы и длительное время их не возвращает, не составляя при этом протокол о нарушении, тем самым провоцируя вас на дачу взятки. В таком случае следует звонить в дежурную часть по номеру телефона доверия, сообщив об обстоятельствах остановки вашего транспортного средства. Нужно будет указать ФИО инспектора, его звание, госномер патрульной автомашины. Рассказывая о неправомерности действий представителя власти, укажите, какие обвинения были вам предъявлены, сообщите, что сотрудник ушёл с документами и не предпринимает никаких действий. Сообщите, что вы не намерены покидать салон авто, поскольку боитесь, что к вам со стороны экипажа патрульного авто будут применены противоправные действия.

Указанными должностными лицами в соответствии с требованиями законодательства об административных правонарушениях составляется протокол о задержании транспортного средства (рекомендуемый образец приведен в приложении № 15 к Порядку), после чего они присутствуют на месте задержания транспортного средства до начала движения транспортного средства, предназначенного для перемещения задержанного транспортного средства на специализированную стоянку.

145.О совершении административного правонарушения иностранным гражданином, пользующимся иммунитетом, а также должностным лицом, выполняющим определенные государственные функции, в отношении которого действуют особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности, сотрудник незамедлительно докладывает дежурному.

142.К должностным лицам, выполняющим определенные государственные функции, в отношении которых действуют особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности, относятся:

  • выявления признаков нарушения требований нормативных правовых актов в области безопасности дорожного движения;
  • проведения мероприятий по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий;
  • проведения осмотра транспортного средства и груза;
  • проведения досмотра транспортного средства;
  • ареста товаров, транспортных средств и иных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения;
  • в иных случаях, когда это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей.

Использование грузовых автомобилей в целях принудительной остановки транспортного средства может осуществляться только в случае создания его водителем реальной опасности жизни и здоровью людей, неоднократного неподчинения законным требованиям сотрудника остановиться и при условии обеспечения безопасности иных участников дорожного движения.

Водитель бывает в корне не согласен с тем , что он нарушил ПДД . Что в таких случаях происходит чаще всего? Как правило , он либо оправдывается , либо красноречиво доказывает , что ничего не нарушал . Хотя первое , что нужно сделать , это потребовать доказательства своей вины . К примеру , данные фото- видеосъемки , на которых отчетливо зафиксировано нарушение. Помните , что водитель не обязан доказывать свою невиновность (презумпция невиновности), кроме случаев фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи (ст . 1 . 5 КоАП РФ).

Если в машине есть видеорегистратор , который одновременно снимает и происходящее в салоне , и за его пределами , это подтвердит вашу позицию . Если же камеры нет , так же как и доказательств , а инспектор все равно настаивает на своем , попросите составить протокол и укажите все свои доводы , отметив , что прямых доказательств вашей вины нет .

Не запрещено лишний раз уточнить или попросить инспектора дополнительно разъяснить свои требования , замечания , основание и причину, по которой ограничиваются права и свободы автомобилиста , суть нарушения и конкретную норму закона , на которую ссылается сотрудник ГИБДД (пп . 43 , 45 , 50 Административного регламента ). Максимально доступно и недвусмысленно отвечать на вопросы водителя — прямая обязанность сотрудника ДПС . «Качать права» — не лучшее решение , куда продуктивнее общаться уважительно и опираться на конкретные нормы регламента .

Случаются также ситуации , когда замок ремня выходит из строя или рвется прямо в дороге (всякое может быть) . В этом случае тоже не стоит паниковать . Нужно объяснить сотруднику ДПС , что инцидент случился прямо в пути и вы направляетесь к месту стоянки либо СТО для устранения неисправности (п. 2.3.1 ПДД). И наконец , если конструкцией вашей машины вообще не предусмотрено наличие ремней безопасности , то нарушения с вашей стороны также не будет (ст. 12.6. КоАП РФ).

  • наличие у водителя признаков опьянения и (или) болезненного состояния (п. 93.1 Административного регламента);
  • проведение личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза (п. 93.1 Административного регламента);
  • проведение в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах (п. 93.1 Административного регламента);
  • когда требуется участие водителя в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции (п. 93.1 Административного регламента);
  • если необходимо устранить техническую неисправность транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов (п. 93.1 Административного регламента);
  • когда поведение участника дорожного движения создает угрозу личной безопасности сотрудника (п. 93.1 Административного регламента);
  • занять место в патрульном автомобиле либо пройти в служебное помещение, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов (п. 93.3 Административного регламента).
Оцените статью
Ответы от Дежурного юриста на ЮрГрупп.ру