Взгляд На Государство И Форму Правления Церковь И Релитгию Собственность И Права Человека Чьи Интересы Выражал Выдающиеся Произведения Вольтера

Глава 1

Попытаемся теперь рассмотреть, каких воззрений придерживался Вольтер в последующие годы после возвращения из Англии. Удалось ли ему чётче сформулировать свои принципы и создать стройную концепцию? Изменились ли его взгляды по сравнению с английским периодом жизни?

Сильное влияние на формирование представлений Вольтера о приемлемом общественном устройстве оказало на него пребывание в Англии. Стоит отметить, что Вольтер в своих сочинениях, написанных в разные периоды жизни, очень часто ссылается на английский опыт, политическую практику и церковное устройство. Вероятно, именно в Англии он вывел для себя главные пункты своей мировоззренческой системы. Он писал: «Лорд Б. сказал, что божественное право создано лишь для того, чтобы плодить тиранов в рясах и стихарях, граждан же создаёт закон».[21]
В Англии Вольтера привлекал духа плюрализма в обществе в целом, и в религиозной сфере в частности (« Англия – страна сект. Англичанин – человек свободный – отправляется на небо тем путём, какой он сам себе изберет»[22]). Он утверждал: «Если бы в Англии была только одна религия, следовало бы опасаться её деспотизма; если бы их было две, представители каждой перерезали бы друг другу горло; но их там тридцать, а потому они живут в благодатном мире».[23] Кроме того, ему импонировал английский подход в подготовке лиц духовного звания, прививающий духовенству принципы разума («английское духовенство более умеренно, чем французское…все духовные лица воспитываются в Оксфордском или же в Кембриджском университете, вдали от столичного разврата»[24]).
Вольтер симпатизировал английской политической системе, сложившейся после Славной революции. Он отмечал: «Английская нация – единственная на земле, добившаяся ограничения королевской власти путём сопротивления, а также установившая с помощью последовательных усилий то мудрое правление, при котором государь, всемогущий, когда речь идёт о благих делах, оказывается связанным по рукам и ногам, если он намеревается совершить зло…а народ без смут принимает участие в управлении».[25] Будучи сторонником существования народного представительства, Вольтер видел оптимальное его воплощение в британском парламенте. Несколько лет спустя, критикуя идеи Руссо и его «Общественный договор», Вольтер говорил: «Весьма странным представляется заявление автора «Общественного договора», будто весь английский народ должен бы заседать в парламенте…Разве не при посредстве депутатов выступают шведские крестьяне?».[26] Одновременно с этим, в английском короле он видел не помазанника божьего, а «первого слугу государства»[27] («Палата пэров и палата общин являются посредниками нации, король – верховным посредником»[28]). Именно такая система позволяет установить общественное равновесие, сохранить политические свободы и предотвратить потрясения. «Французы считают, что правление на этом острове более бурно, чем море…и это верно; но происходит это лишь тогда, когда король сам вздымает бурю, когда он хочет стать хозяином судна, на котором он всего только главный кормчий»[29] — отмечал писатель. Позже, говоря от лица персонажа «А»[30] в «разговоре между А, В и С», Вольтер писал: «Что касается меня, то хотя я всего лишь член великобританского парламента, я считаю мою конституцию лучшей из всех». Признавая существование в английском политическом устройстве изъянов и «крупных злоупотреблений»[31], он, тем не менее, добавляет: «Предел человеческого совершенства – это быть могущественным и счастливым ценою чудовищных злоупотреблений…этого мы и достигли».[32]
Подытоживая свои рассуждения и замечания относительно английского политического устройства, Вольтер называет его «счастливым сочетанием», «согласием, существующим между общинами, лордами и королем».[33]
Вместе с тем Вольтер показывает своё неприязненное отношение к аристократии. Говоря об английских лордах, он утверждает, что они могут существовать исключительно при королевской поддержке «сверху» («Власть их сильна в парламенте и нигде больше»). Он резко высказывается и о французской аристократии, одновременно демонстрируя симпатию к торгово-промышленным кругам («Во Франции распоряжаются маркизыОднако я не знаю, какая из этих двух профессий полезнее государству – профессия ли напудренного вельможи, которому точно известно, в какое время встаёт ото сна король…или же профессия негоцианта, обогащающего свою страну…и содействующего процветанию всего света»[34]).
Вероятно, Вольтеру понравилась также и английская система налогообложения. Философ писал: «Человек, в силу своей принадлежности к знати или к духовному сословию не освобождается от уплаты определенных налогов, причём все обложения регулируются палатой общин, которая по своему рангу стоит на втором месте, но по своему влиянию занимает первое».[35] Осознание контраста между Англией и Францией, как кажется, даже привело Вольтера к некоторой идеализации жизни на Британских островах («Ноги крестьянина не стирают деревянные башмаки, он ест белый хлеб, хорошо одевается, не боится увеличить поголовье своего стада или покрыть крышу черепицей, опасаясь повышения налогов в следующем году»[36]). Предположим, что знакомство с принципами английской налоговой политики и законодательства повлияло на выработку Вольтером идеи о всеобщем равенстве граждан перед законом независимо от их социального происхождения.
Особый восторг Вольтера вызвали английская торговля и флот. Он подчёркивал связь между развитием коммерции и политической трансформацией в Англии («Торговля, обогатившая английских горожан, способствовала их освобождению, а свобода эта, в свою очередь, вызвала расширение торговли; отсюда и рост величия государства: именно торговля мало-помалу породила морские силы, с помощью которых англичане стали повелителями морей»[37]). В развитии торговли и обогащении Вольтер видел возможность преодоления сословных рамок. Ему нравилась английская традиция, которая не запрещала младшим сыновьям аристократов заниматься торговлей и обзаводиться производством. Он считал, что торговля способна не только обогатить государство, но и подтолкнуть развитие технического и научного прогресса («Торгующая нация всегда очень крепко стоит на страже своих интересов и не пренебрегает никакими занятиями, способными принести пользу её торговле»[38]).
Итак, сделаем промежуточный вывод. В период своего пребывания в Англии Вольтер проникся симпатией к английскому образу жизни, нравам, устройству государственного управления, экономическому укладу. Сравнивая католическую и англиканскую церкви, он более отдавал предпочтение первой, считая, что она более открыта для влияния рационалистических идей, нежели первая. Увиденное в Англии, в сопоставлении с реалиями французской жизни сильнее подтолкнуло Вольтера к выработке собственных общественно-политических взглядов. . Знакомство с Англией сильно сказалось на его философии.

Рекомендуем прочесть:  Как узнать какая форма налогообложения у ооо

Политические и правовые взгляды Вольтера

Вольтер выдвинул требование соразмерностипреступлений и наказаний. Выступая против чрезмерно суровых наказаний, он считал необходимым одновременно принятие мер для предупреждения преступлений. Вольтер стоял также за реформу уголовного судопроизводства, высказываясь за отмену системы формальных доказательств и за широкое допущение защиты в процессе.

Прежде всего он требовал уничтожения привилегий духовенства, упразднения тех особых церковных судов, которые действовали во Франции, изъятия у церкви регистрации актов гражданского состояния, которая должна, по его мнению, производиться органами государства. Он проектировал перевод всего духовенства на жалованье, превращение духовных лиц в государственных чиновников.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ

Намеченная Вольтером программа ликвидации крепостного права предусматривала освобождение крепостных, принадлежащих церкви и государству. Что же касается помещичьих крестьян, то их следовало, по мнению Вольтера, освобождать лишь с согласия владельца и притом за выкуп. В этой части учения, как ни в какой другой, проявилось стремление мыслителя учесть интересы дворянства.

Усвоив принципы деизма, разработанные английской философией, Вольтер превратил это учение в орудие непримиримой борьбы с католической реакцией. Против католической церкви Вольтер выдвинул лозунг: «Раздавите гадину!».

Основная идея Вольтера и его философские и политические взгляды

Уже упоминалось о том, что Вольтер не уважал труд своего отца. Однако он все же связывал свою жизнь с юридическим делом в 1760-1770 годах. Так, в 1762 году он провел компанию, чтобы отменить приговор о смертной казни, который был вынесен протестанту Жану Каласу. Его обвинили в убийстве собственного сына. Вольтер смог добиться оправдательного приговора.

Причиной всех социальных зол философ считал засилье невежества, суеверий и предрассудков, которые подавляли разум. Все это шло от Церкви и католицизма. Именно поэтому в своем творчестве просветитель борется со священнослужителями, религиозными преследованиями и фанатизмом.

Религиозные взгляды Вольтера

Это аргумент, который сформулировал Вольтер против атеизма, поскольку из этого следует, что если материя не может приходить в движение сама по себе, значит, ее что-то приводит в движение, и материальное существо, которым и является Бог. Однако Вольтер не высказывает аргументы против довода о том, что движение является абсолютным, а вот покой — относительным.

Не будучи ни атеистом, ни противником религии в лучшем ее проявлении, Вольтер все же, на протяжении большей части своей жизни выступает с резкой критикой клерикализма и церкви, обличая ее многочисленные пороки. Опять же, отношение философа к священникам не носит отпечатка слепой и беспричинной неприязни; Вольтер пишет о том, каким должен быть священник, чтобы стать достойным уважения:

Философские взгляды Ф

Но если наука– всегда наука о реальной действительности, то же остается от схоластики, претендующей на научное познание бога? По-видимому, ничего. К этому заключению пришли такие просветители-атеисты, как Гольбах и Гельвецкий. Монтескье более острожен. Он полагает, что бессилие теологии как науки не исключает веры в бога. В книге «О духе законов» Монтескье, следуя традиционной схоластической философии, говорит, что бог постоянно напоминает людям о себе в заветах религии. Однако к чести автора, он не считает нужным аргументировать эту мысль и фактически сам опровергает ее, устанавливая зависимость религиозных догм от географической среды и политического строя. В конечном счете, Монтескье к вере относится скептически. Даже такие крупнейшие просветители, как Вольтер, сочетали критику религии и схоластики с реакционными проектами создания новых, рафинированных форм религии– религии разума. (Вольтер). В этом отношении Монтескье даже имел известное преимущество: он гораздо меньше, чем Вольтер и Руссо, уделял внимания проблеме «истинной религии». Монтескье прежде всего стремился доказать ложный характер двух главных религий его эпохи: христианства (с католицизмом во главе) и мусульманства, причем в критике религии Монтескье главный упор делал не на борьбе с попами, а на критике теологии, как таковой.

Природа действует всегда медленно и, если можно так выразиться, бережно: ее действия никогда не бывают насильственны. Даже в своих продуктах она требует умеренности; поступает всегда по правилам и соразмерно; если ее понуждают, она скоро истощается и всю оставшуюся силу употребляет на то, чтобы сохранить себя, совершенно теряя при этом свою продуктивную способность и творческую мощь».

Рекомендуем прочесть:  Льготы многодетным отцам в татарстане 2022

Политические и правовые взгляды Вольтера

Таким образом, од видом народовластия Руссо фактически предлагает диктатуру вождей, которые смогут принимать от имени всегда правого народа любые решения – именно так, ссылаясь на народ, действовали все существовавшие в истории диктаторы.

9) Для достижения гражданского равноправия необходимо упразднение сословных привилегий, уничтожение церковных судов, замещение занимающих должностные посты аристократов профессиональными чиновниками, введение справедливого судопроизводства с широким участием адвокатов, отмена пыток и т.д.; — не столько политическая, сколько общегуманистическая программа;

Государство и право в учении Вольтера

Именно религиозный фанатизм, единомыслие, которое насаждает церковь, умерщвляют, как убежден Вольтер, жизнетворное начало всякой свободы — свободу совести и слова. Надо, однако, знать и помнить, что, относясь крайне враждебно к католической церкви, к католицизму, мужественно сражаясь с ними, Вольтер отнюдь не отвергает религию и религиозность как таковые. Крылатыми стали его слова: «Если бы Бога не существовало, его следовало бы выдумать». Антиклерикальный настрой не мешал Вольтеру полагать, что религия должна оставаться необходимой уздой для народных масс.

Теория происхождения и сущность государства. Сущность, основные отличительные черты функции и признаки государства. Формы государственного правления и устройства. Институты политической системы общества. Формирование правового социального государства.

Политические и правовые учения во Франции в период просвещения и буржуазной революции конца XVIII в

XVIII в. во Франции – период кризиса абсолютизма и Великой французской революции. В это время интенсивно формируется гражданское общество, важнейшим институтом которого становится общественное мнение. Возникла так называемая «критическая масса» образованных людей, которые стали подвергать суду разума и справедливости то, что досталось им в наследство от прошлого. Абсолютная монархия и религиозный фанатизм считаются ныне анахронизмами истории. Наступил век Просвещения, деятели которого получили название просветителей. Это название возникло вследствие их твердого убеждения во всемогуществе разума и распространяемого им света знаний. Просветители желали утвердить на земле «царство разума», в котором люди будут совершенными во всех отношениях, восторжествует гармония интересов свободного индивида и справедливого общества, гуманизм станет высшей нормой социальной жизни. Просветители направили свои усилия на вытеснение из массового сознания обскурантистских клерикальных идей и борьбу с феодально-аристократическими установлениями.

Под свободой Вольтер в первую очередь понимал свободу личности – частную свободу, а не свободу общества в целом. Он полагал, что свобода личности включает в себя свободу слова, печати, совести, труда. Свобода труда представляет собой право каждого «продавать свой труд тому, кто за него дает наибольшую плату, ибо труд есть собственность тех, кто не имеет никакой собственности». Подлинная свобода, по убеждению Вольтера, проявляется в том, что люди перестают быть формально зависимыми друг от друга; они становятся автономными субъектами. «Свобода, – писал мыслитель, – состоит в том, чтобы зависеть только от законов. ; быть свободным, иметь вокруг себя только равных, такова истинная жизнь, естественная жизнь человека».

Социально-философские взгляды Вольтера

Честь одного из главных вдохновителей и признанных лидеров европейского Просвещения по справедливости принадлежит Вольтеру (1694–1778) – великому французскому мыслителю и литератору. Он не оставил после себя специальных политико- юридических трудов, подобных тем, что создали до него, например, Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк или его современники Ш. Монтескье и Ж.-Ж Руссо. Взгляды на политику, государство, право и закон вкраплены в самые разные произведения писателя, соседствуют в них с рассуждениями на иные темы. Остро критический настрой, осмеяние и отрицание социальных, юридических и идеологических устоев тогдашнего феодального общества ярко отличает эти вольтеровские взгляды. Другое выразительное отличие – пронизывающий их дух свободы, гуманизма, терпимости.

Вольтер относится к тем мыслителям, которые первостепенное значение придают не формам управления государства, конкретным институтам и процедурам власти, а принципам, реализуемым с помощью этих институтов и процедур. Для него такими социально-политическими и правовыми принципами являлись свобода, собственность, законность, гуманность.

Взгляд На Государство И Форму Правления Церковь И Релитгию Собственность И Права Человека Чьи Интересы Выражал Выдающиеся Произведения Вольтера

Актуальность темы, на мой взгляд, обусловлена следующими обстоятельствами. Во-первых, Россия в настоящее время переживает всплеск интереса к религии и Богу. В годы перестройки и перехода к рынку многие прежние ценности были утрачены, новые ценности не появились и люди и государство обратили свой взгляд к православию в поисках национальной идеи. Наряду с этим возникли вновь богоискательство, оживилась деятельность христианских и мусульманских сект, в том числе тоталитарных и откровенно террористических. Во-вторых, активно действует православная церковь, которую поддерживает государство. Граждане России стремятся найти для себя какой-то высший авторитет, связанный не только с властью в лице Президента В.В. Путина и партии «Единой России», но и в духовной сфере. Не случайно в обществе такой отклик вызвал скандал с заретушированными часами на руке Патриарха РПЦ Кирилла.

Далее речь идет об отрицании квакерами обрядности католической церкви и о простоте первоначального христианства, которую пытались возродить квакеры. Из второго письма мы узнаем об отсутствии у квакеров священников и службы и других особенностях веры в этой секте. Меня лично поразило содержание третьего и особенно четвертого письма, в которых речь идет об истории квакеров и об их американском лидере Уильяме Пенне — основателе Пенсильвании. Пенн имея достаточно высокое положение, будучи фактическим хозяином страны, установил в Пенсильвании «золотой век» извечную мечту человечества: «Новый суверен стал также законодателем Пенсильвании, он дал ей весьма мудрые законы, ни один из которых не был после него изменен. Первым среди них был закон о недопустимости преследования кого бы то ни было за его религиозные убеждения и о том, что все люди, верующие в бога, должны считать себя братьями.

Рекомендуем прочесть:  Региональный Капитал Томск Если Беру Квартиру Нужно Тоже Справку О Остатке Брать

Ды Вольтера

(Философские взгляды: сторонником сенсуализма английского философа Локка, учение которого он пропагандировал в своих «философских письмах», Вольтер был вместе с тем противником французской материалистической философии, в частности барона Гольбаха, против которого направлено его «Письмо Меммия к Цицерону»; в вопросе о духе Вольтер колебался между отрицанием и утверждением бессмертия души, в вопросе о свободе воли — в нерешительности переходил от индетерминизма к детерминизму. Важнейшие философские статьи Вольтер печатал в «Энциклопедии» и затем издал отдельной книгой, сначала под заглавием «Карманный философский словарь» (фр. Dictionnaire philosophique portatif, 1764). В этом труде Вольтер проявил себя как борец против идеализма и религии, опираясь на научные достижения своего времени. В многочисленных статьях он даёт яркую и остроумную критику религиозных представлений христианской церкви, религиозной морали, обличает преступления, совершенные христианской церковью.

Появившиеся в 1734 году «Философские письма» Вольтера произвели огромное впечатление на современников и содействовали росту оппозиционных настроений во Франции. В этих «Письмах», рассказывая, своим соотечественникам о передовых по сравнению с французскими социальных порядках и политических учреждениях Англии, Вольтер выступал против деспотической власти, против феодально-сословного неравенства, нетерпимости и религиозных гонений, практиковавшихся в то время на его родине.

Что же понимает Вольтер под словом религия

Я отвечу, что тогда нам было гораздо хуже. Но я утверждаю: люди, стоящие ныне во главе правительств, будучи гораздо более просвещёнными, нежели тогда, должны понимать позорность того, что общество не усовершенствовалось в соответствии с приобретёнными знаниями. Я утверждаю: все эти светочи до сих пор мерцают во мраке. Мы выходим на свет из глубокой ночи и питаем надежду на яркий день. …» [31, с. 8]. В данной цитате ярко выражено отношение Вольтера к современной ему власти. По его мнению, правительство само должно нести в массы идеи просвещения, так как оно образовано, однако власть имущие только покровительствуют анахронизмам.

Экономические причины, обусловившие остроту идейной борьбы в период подготовки и проведения Великой французской революции 1789 — 1794 гг., коренились в особенностях капиталистического развития страны. В отличие от Голландии и Англии, где победили первые буржуазные революции, разложение феодального строя во Франции проходило под воздействием процессов, связанных с образованием мировой системы капитализма. К началу XVIII в. Франция становится одним из крупнейших центров европейской торговли. Её промышленность, благодаря оживлённым внешнеторговым связям развивается ускоренными темпами. В то же время во Франции сохранялись многочисленные пережитки крепостнические отношения, которые препятствовали расширению капиталистического рынка. В середине XVIII в. Франция оказалась как бы между отжившим феодальным строем и набиравшим силу капитализмом.

Тема 9

Родился в бедной, многодетной семье бывшего солдата, ставшего служащим. С детства узнал тяжесть изнурительного физического труда на строительстве Пикардийского канала, затем получил место писца и ученика у нотариуса. В 21 год получил самостоятельную практику февдиста-архивиста (юриста, специалиста по сеньориальному праву), разработал новую систему составления сеньориальных описей.

Вдохновляясь принципами строгого аскетизма, он считает необходимым «уменьшить потребности и благоприятствовать скромным нравам». Он проектирует законы против роскоши, которые должны распространяться на мебель, жилье, стол, одежду. «Чем суровее будут законы, – уверяет Г. Б. де Мабли, – тем менее опасным будет неравенство имущества».

Реферат: Политические и правовые взгляды Вольтера

Остро критический настрой, осмеяние и отрицание социальных, юридических и идеологических устоев тогдашнего феодального общества ярко отличает эти вольтеровские взгляды. Другое выразительное отличие – пронизывающий их дух свободы, гуманизма, терпимости.

Просвещение – влиятельное общекультурное движение эпохи перехода от феодализма к капитализму. Оно было неотъемлемой составной частью той борьбы, которую молодая тогда буржуазия и народные массы вели против феодального строя и его идеологии.
Специфику содержания Просвещения более всего характеризуют два момента. Во-первых, его социальный и нравственный идеал. Во-вторых, план осуществления этого идеала. Деятели Просвещения желали утвердить на земле «царство разума», в котором люди будут совершенными во всех отношениях, восторжествует гармония интересов свободного индивида и справедливого общества, гуманизм станет высшей нормой социальной жизни.

Политико-Правовые Взгляды Вольтера

Вольтер относится к тем мыслителям, которые первостепенное значение придают не формам управления государства, конкретным институтам и процедурам власти, а принципам, реализуемым с помощью этих институтов и процедур. Для него такими социально-политическими и правовыми принципами являлись свобода, собственность, законность, гуманность.

Важнейшими представителями французского материализма 18 в. были Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах. Социально-политическое учение Дидро основано на ряде положений теории естественного права. Согласно ее взглядам, люди жили первоначально в естественном состоянии; они были равны между собой и пользовались полной независимостью. Государственная власть возникает в результате договора, который люди заключили между собой, чтобы обеспечить свое счастье. Дидро рассматривал общественный договор не как реальное соглашение, имевшее место в прошлом, а как постоянно возобновляемое согласие граждан на подчинение существующей власти.

Оцените статью
Ответы от Дежурного юриста на ЮрГрупп.ру