Классификатор видов образовательных программ для детей с овз

Доброго дня. Если кто не знает Вам советует и консультирует — Стефания Волна. Рассказываю свой опыт и знания в юриспруденции, которого в совокупности больше 15 лет, это дает возможность дать правильные ответы, на то, что может необходимо в различных ситуациях и сейчас рассмотрим — ФГОС ОВЗ. Если в Вашем конкретном случае потребуется мгновенный ответ в своем городе или же онлайн, то, конечно же, лучше получить помощью на сайте. Или еще проще спросить в комментариях у постоянных читателей, которые ранее сталкивались с таким же вопросом.

Аttention please, данные могут быть неактуальными в момент прочтения, законы очень быстро обновляются и дополняются, поэтому ждем Вашей подписки на нас в соц. сетях, чтобы Вы были в курсе всех обновлений.

Что означает аббревиатура ОВЗ? Расшифровка гласит: ограниченные возможности здоровья. К данной категории относятся лица, которые имеют особенности в развитии как в физическом, так и в психологическом. Фраза «дети с ОВЗ» означает, что данным детям необходимо создание специальных условий для жизни и обучения.

Стандарт регулирует отношения в сфере образования следующих групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами (далее дети с ОВЗ).

Положение ПМПК

Дистанционное обучение уверенно завоевывает почетное место в учении наряду с традиционными формами. Этот способ организации учебного процесса значительно упрощает получение достойного образования для детей с ОВЗ. Расшифровка дистанционного обучения выглядит так: это форма обучения, достоинствами которой являются:

  1. Рекомендуемое количество детей в группах компенсирующей направленности для детей до 3 лет и старше 3 лет, соответственно, не должно превышать:
    • для детей с тяжелыми нарушениями речи — 6 и 10 детей;
    • для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи в возрасте старше 3 лет -12 детей;
    • для глухих детей — 6 детей для обеих возрастных групп;
    • для слабослышащих детей — 6 и 8 детей;
    • для слепых детей — 6 детей для обеих возрастных групп;
    • для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием — 6 и детей;
    • для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата — 6 и 8 детей:
    • для детей с задержкой психического развития — 6 и 10 детей;
    • для детей с умственной отсталостью легкой степени — 6 и 10 детей;
    • для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой в возрасте старше 3 лет — 8 детей;
    • для детей с аутизмом только в возрасте старше 3 лет — 5 детей;
    • для детей со сложным дефектом (имеющих сочетание 2 или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии) — 5 детей для обеих возрастных групп;
    • для детей с иными ограниченными возможностями здоровья — 10 и 15 детей. Допускается организовывать разновозрастные (смешанные) группы детей в дошкольных образовательных организациях компенсирующей направленности с учетом возможности организации в них режима дня, соответствующего анатомо-физиологическим особенностям каждой возрастной группы.
  2. В дошкольных образовательных организациях организация групп комбинированной направленности, реализующих совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями, осуществляется в соответствии с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников.
Рекомендуем прочесть:  Положен ли дополнительные льготы чернобыльцам

педагогические науки

  1. обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении программы;
  2. освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Похожие материалы

Структура адаптированной образовательной программы не должна противоречить единым требованиям к образовательным программам, закрепленным в Законе № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», где образовательная программа – это комплекс «основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий», представленных «в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов» [4; гл. 1, ст. 2, п. 9]. В ФГОС дошкольного образования отведен самостоятельный раздел «Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему» [7, раздел 2], основные положения которого конкретизируют процесс разработки образовательной программы как документа «психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста» [7, раздел 2.3].

  • общую ослабленность, связанную с недостатком здоровья;
  • ограниченные возможности, не дающие полноценно участвовать в деятельности, которая соответствует возрасту;
  • индивидуальные особенности психофизиологического состояния;
  • особенности и навыки коммуникации.

Дети с ОВЗ могут быть признаны инвалидами или нет. Если инвалидность – термин медицинский, то ОВЗ – педагогический. В каком документе аббревиатура расшифровывается? Например, в законе № 273 от 29.12.2022 г. «Об образовании в РФ». Там говорится, что лицо с ограниченными возможностями здоровья может иметь недостатки физического или психологического развития. Такие недостатки могут быть постоянными или временными, врожденными или приобретенными.

Полезные ссылки и литература по теме

  1. Легкие и умеренные поражения функций организма. Иногда детям с первой степенью дают инвалидность. Но при должной реабилитации у них есть возможность восстановиться.
  2. Патология значительна, соответствует 3-й взрослой группе инвалидности. Даже при интенсивной реабилитации функция организма до конца не восстановится.
  3. Поражения проявляются в значительной мере, функции и потенциал ребенка серьезно ограничены. Степень соответствует 2-й группе инвалидности у взрослых.
  4. Ребенок не может нормально функционировать в обществе. Патология не вылечится, реабилитация малоэффективна. При 4-й степени медики стремятся не допустить ухудшений.
Рекомендуем прочесть:  Пособие На Улучшение Питания Кормящей Ростов

В Советском Союзе возможности интеграции детей с особенностями развития в обычные детские сады не было совсем. Сложилась система учреждений закрытого типа по нозологии заболеваний: для слепых, глухих ребят, умственно отсталых и т.д. Штат таких групп работает по специальным программам и имеет соответствующие навыки общения с больными детьми.

Сегодня родители вправе выбирать способ обучения малыша в специализированном или обычном детском саду. В младшем возрасте отличия детей на так развиты и очевидны, поэтому совместное обучение не приведет к травмированию психики ребенка. Не всегда в традиционных дошкольных организациях есть специалисты, которые могут грамотно проводить обучение и оценивать состояние особенного ребенка.

Дети с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде

По статистике в России на 2022 год проживает около двух миллионов детей с ОВЗ. Эти ребятишки нуждаются в особых программах обучения и социальной адаптации. Рассмотрим основные вопросы об особенностях таких ребят, их проблемах и методах социализации.

В процессе разработки адаптированных программ особое внимание в первом разделе программы нужно уделять характеристике психофизических особенностей категории детей с ОВЗ, для которых разрабатывается программа. Необходимость этого аспекта связана с такими функциями образовательной программы как коррегирующая, компенсаторная и развивающая. Ребенок с ОВЗ нуждается в профессиональной грамотной поддержке педагога, специалиста, способного с опорой на имеющиеся у ребенка способности укрепить и развить его потенциал и возможности. С этой точки зрения адаптированная образовательная программа может стать инструментом преодоления кризиса осознания и переживания тяжелой жизненной ситуации, ресурсом, способствующим позитивной социальной адаптации и самореализации виктимной личности.

Разработка и утверждение адаптированной образовательной программы относится к компетенции образовательной организации [4; ст. 28, п. 6] и осуществляется в соответствии с порядком, принятым и закрепленным локальным актом данной образовательной организации.

педагогические науки

  • реализовываться как самостоятельно, так и в формате сетевого взаимодействия [4; гл. 2, ст. 13, п. 1; гл. 2, ст. 15];
  • осуществляться на основе использования различных образовательных технологий, в том числе дистанционных и электронного обучения [4; гл. 2, ст. 13, п. 2; гл. 2, ст. 16];
  • использовать форму организации образовательной деятельности, основанную на «модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов» [4; гл. 2, ст. 13, п. 3];
  • посредством разработки индивидуальных учебных планов могут обеспечивать «освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося» [4; гл. 1, ст. 2, п. 23];
  • способствовать решению задач инклюзивного образования, направленного на «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» [4; гл. 1, ст. 2, п. 27] при создании специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, «без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья» [4; гл. 11, ст. 79, п. 3-4];
  • с учетом особенностей обучающихся могут осуществляться в очной, очно-заочной или заочной форме [4; гл. 2, ст. 17, п. 2], а также «допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения» [4; гл. 2, ст. 17, п. 4].
  1. С нарушениями слуха: слабослышащие и глухих с рождения и позднооглохшие.
  2. Ребята, имеющие проблемы со зрением. Могут быть слабовидящими или абсолютно слепыми. Вопреки распространенному мнению первая группа значительно больше, чем вторая. Людей, не имеющих никакого остаточного зрения очень мало.
  3. С интеллектуальными и речевыми проблемами. Они делятся на несколько степеней, некоторые из которых не поддаются нормальному обучению.
  4. Ребята, имеющие определенные нарушения в работе опорно-двигательного аппарата.
  5. С проблемами в эмоционально-волевой сфере, в том числе с нарушениями аутистического спектра.
  6. Дети с задержкой психического развития.
  7. Дети, имеющие комплекс проблем. Наиболее часто сочетаются нарушения интеллектуальной, речевой и опорно-двигательной сфер.
Рекомендуем прочесть:  На что имеют право приставы после суда по прописке

Категории детей с ОВЗ

Большая часть детей с нарушениями, даже имеющих статус инвалида, может нормально обучаться в простых детских садах и школах. Если преподаватели в них прошли специальное дополнительное обучение и понимают все тонкости и нюансы работы с такими воспитанниками, проблем не возникнет. Еще одну ключевую роль играет материально-техническая база, обеспечивающая комфортные условия пребывания.

Федеральный государственный образовательный стандарт

Образовательная программа для ребенка с нарушениями должна обеспечивать ему доступность получения знаний и соответствовать ФГОСам. Несколько лет назад на территории нашей страны были введены специальные федеральные стандарты ОВЗ. В них даны рекомендации о том, как обучать воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. ФГОСы требуют от школ и ДОУ:

  • обосновывается необходимость создания адаптированной программы;
  • предоставляются общие сведения об образовательной организации;
  • сообщаются цели и задачи адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ по ФГОС НОО, а также планируемые результаты;
  • даются сведения об учебно-методическом, кадровом (с информацией о наличии дефектологического образования у педагогов, о специалистах-логопедах, психологах и т.п.), материально-техническом обеспечении образовательного процесса);
  • особенности режима детей с ОВЗ, специфика календарного плана.

Программа, по которой учатся дети с ОВЗ, как было сказано выше, не обычная, а адаптированная. Она зиждется на принципах коррекционной работы и направлена на получение детьми с инвалидностью образования в полном объеме, но в формах, учитывающих состояние их здоровья.

Кому нужна адаптированная программа?

Здесь же желательно привести какие-то результаты в соответствии с профилем. Например, для детей с ЗПР: «Развитие способностей обучающихся с ЗПР с помощью организации общественно полезной деятельности, творческой деятельности, участия в спортивных мероприятиях, в проектной деятельности и т.п.»

Оцените статью
Ответы от Дежурного юриста на ЮрГрупп.ру