Взгляды На Государство Вольтер

Вольтер взгляды на государство

Общепризнанным лидером французского Просвещения был выдающийся писатель и философ (псевдоним, настоящее имя — Франсуа Мари Аруэ, 1694—1778). В историю общественной мысли он вошел как страстный обличитель католической церкви, религиозного фанатизма и мракобесия.

Франсуа Мари Аруэ (1694-1778), ставший после своего первого творческого триумфа (1718) именовать себя Вольтером. Еще в молодости, выступив против религиозного фанатизма, существующего общественного устройства, подвергался гонениям и вынужден был значительную часть жизни провести за пределами Родины.

Взгляды Вольтера на человека, религию и государство

Все поступки людей Вольтер объясняет любовью к себе, которая «столь же необходима человеку, сколь кровь, текущая в его жилах», а соблюдение собственных интересов он считает двигателем жизни. Наше самолюбие «подсказывает нам уважение к самолюбию других людей. Закон направляет эту любовь к себе, религия её совершенствует».

Двойственность суждений Вольтера в том что он был противник абсолютизма но, в то же время он не имел других идей управления обществом. Выход он видел в создании просвещённого абсолютизма, монархии, опирающейся на «образованную часть» общества, на интеллигенцию, на «философов». Таковым существующий политический строй будет, если на королевском троне окажется «просвещенный» монарх.

Вольтер взгляды на государство

Позже, говоря от лица персонажа «А»[30] в «разговоре между А, В и С», Вольтер писал: «Что касается меня, то хотя я всего лишь член великобританского парламента, я считаю мою конституцию лучшей из всех». Признавая существование в английском политическом устройстве изъянов и «крупных злоупотреблений»[31], он, тем не менее, добавляет: «Предел человеческого совершенства – это быть могущественным и счастливым ценою чудовищных злоупотреблений…этого мы и достигли».[32]Подытоживая свои рассуждения и замечания относительно английского политического устройства, Вольтер называет его «счастливым сочетанием», «согласием, существующим между общинами, лордами и королем».[33]Вместе с тем Вольтер показывает своё неприязненное отношение к аристократии.
Дидро, Гельвеций, Гольбах — отвергали сами идею существования бога в любых формах, объясняли происхождение мира и человека с материалистических позиций, в вопросах познания отдавали предпочтение эмпиризму, т.е.
научному познанию. Из этого направления потом вырос диалектический материализм и далее, марксизм. 3. Утопическо-социалистическое (коммунистическое): Бабеф, Оуэн, Сен-Симон — занимались проблемой разработки и построения идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости. Для всех философов Просвещения характерна идея переустройства жизни на разумных началах. Учёные нового типа стремились распространять знание, популяризировать его.

Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным? Категории: АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника 12345 В своих сочинениях Вольтер не говорил о возможности построения некоего идеального общества.

Вольтер взгляды на государство

Будущее Ближнего Востока Последние несколько месяцев Барак Обама пытается изменить американскую политику на Ближнем Востоке и уничтожить «Исламское государство» при поддержке Сирии. Но ему не удаётся это сделать, так как несколько лет подряд он постоянно заявлял о том, что президент Аль-Ассад должен уйти со своего поста, а, с другой стороны, его региональные союзники поддерживали «Исламское государство» и выступали против Сирии.

Вольтер 1694-1778) — псевдоним французского писателя, философа, публициста Франсуа Мари Аруэ, крупнейшего мыслителя французского Просвещения. Вольтер родился в Париже, в семье нотариуса. Несмотря на протесты отца, он избрал карьеру литератора. С молодых лет Вольтер проявлял религиозное свободомыслие.

Вольтер взгляды на государство

Вольтер – человек рассудка, оружием которого была злая и колкая насмешка, Руссо – человек душевных эмоций, смотревший на мир Божий совсем иными глазами, чем фернейский философ. В сравнении с реалистом Вольтером, бодро смотрящим на окружающую действительность, Руссо является мечтателем, на котором болезненно отзывается разлад этой действительности с идеалом и у которого несовершенства жизни вызывают не смех или негодование, а угнетенное состояние духа, выражавшееся в страстной, хотя вместе с тем и чисто риторической декламации.

В героический период своей жизни, в эпоху борьбы за веротерпимость и против крепостничества он писал д’Аржансону. что нужен не такой переворот, как во времена Лютера и Кальвина. а другой – именно переворот в умах людей, призванных к управлению народами. Политическим миросозерцанием Вольтера был «просвещенный абсолютизм», неограниченная власть монарха, умеряемая терпимостью и просвещением.

Взгляды вольтера на государство

Последние в свою очередь В. делит на законы установленные произвольно «ради пользы законодателя», а отсюда имеющие условный характер и законы, созданные на основе разума, которые в идеале должны соответствовать естественному закону.

Рекомендуем прочесть:  Видами Наследования В Рф Являются Насдежование Пл

Вольтеру хотелось верить в то, что институты абсолютистского государства себя не изжили и могут сами преодолеть собственные социально-экономические, правовые и идеологические устои, как только страной начнет управлять высокоученый нравственный самодержец. Разумеется такая точка зрения была наивной, даже сам Вольтер, вероятно, понимал невозможность такого облагороженного абсолютизма.

Вольтер социальные взгляды на государство

Уже упоминалось о том, что Вольтер не уважал труд своего отца. Однако он все же связывал свою жизнь с юридическим делом в 1760-1770 годах. Так, в 1762 году он провел компанию, чтобы отменить приговор о смертной казни, который был вынесен протестанту Жану Каласу. Его обвинили в убийстве собственного сына. Вольтер смог добиться оправдательного приговора.

Форма государства. Первоначальной формой государства, по П.-А. Гольбаху, была монархия, которая уподобляется власти отца в семье.
Характерно, что он считает, что нельзя установить одну форму правления, подходящую для всех людей. Различия климата, нравов, мнений, предрассудков и всевозможных потребностей делают невозможным установление формы правления, годной при всех обстоятельствах.

Вольтер взгляды на государство

Родственник матери аббат Шатонеф, сочувствовавший его литературным увлечениям, ввел молодого человека в аристократический круг. За сатирические стишки в адрес регента и его дочери попал в Бастилию куда потом был отправлен вторично. Был избит дворянином, из рода де Роган , которого осмеял, хотел вызвать его на дуэль, но вследствие интриги обидчика снова очутился в тюрьме, был освобождён с условием выезда за границу; занимателен тот факт, что в юности два астролога предсказали Вольтеру всего 33 земных года. И именно эта несостоявшаяся дуэль могла сделать предсказание реальностью, но случай решил по-другому.

Корень существующих социальных зол, которые могут и должны быть уничтожены, Вольтер видел прежде всего в засилье невежества, предрассудков, суеверия, в подавлении разума. Главным оплотом и виновником всего этого он считал церковь, католицизм. Понятно, почему беспощадная борьба с ними занимает весьма большое место в творчестве мыслителя.

Основная идея Вольтера и его философские и политические взгляды

Равенство людей он понимал только в политико-юридическом смысле. Все люди должны быть гражданами, которые в равных правах зависят от законов и защищены ими. При этом он считал, что положение человека в обществе должно зависеть от того, обладает ли он имуществом. Например, право голоса относительно общественного блага должно быть только у собственников, а не у всех простых людей.

Основная идея Вольтера не была демократичной. Просвещение не было рассчитано на простых рабочих. Философ не почитал людей физического труда, поэтому в своей идее он не брал их во внимание. Более того, больше всего он боялся народовластия. В этом Вольтер и его политические идеи отличались от других представителей того времени.

Вольтер взгляды на государство

В эту сделку должны были войти и личные письма Екатерины, однако они были куплены Бомарше. Он опубликовал их с некоторыми поправками и пропусками по просьбе императрицы. Сама библиотека была доставлена на корабле в 1779 году. В нее вошли 6814 книг и 37 рукописей. Вначале ее разместили в Эрмитаже.

Будучи в очередном изгнании, живя в Берлине, Вольтер в письме к прусскому королю Фридриху излагал свою точку зрения следующим образом: «Поверьте, что истинно хорошими государями были только те, кто начал, подобно вам, с усовершенствования себя, чтобы узнать людей, с любви к истине, с отвращения к преследованию и суеверию… не может быть государя, который мысля, таким образом, не вернул бы в свои владения золотой век…. Самое счастливое время, когда государь — философ». Но лишь образованностью и мудростью не исчерпывается набор качеств, необходимых «просвещенному» монарху.
Он должен быть также государем милостивым, внемлющим нуждам людей, своих подданных. «Добрый король есть лучший подарок, какой небо может дать земле».

Политические и правовые взгляды Вольтера

Активизация общественной политической жизни в России. Политико-правовые взгляды М.М. Сперанского. Декабристы и их политико-правовые идеи. Конституционный проект Н.М. Муравьева. «Русская правда» П.И. Пестеля. Просветители и их политико-правовые взгляды.

Общественные взгляды в русской мысли. Исторические взгляды декабристов и эволюция взглядов в отечественной историографии по данной проблеме. Проблема идейных истоков декабризма в отечественной историографии: основные позиции западников и славянофилов.

АвтоЮрист юридическая помощь

Сего точки зрения, естественные законы – это законы разума, законы, которые дает человечеству природа: «Быть свободным, иметь вокруг себя только равных – такова истинная жизнь, естественная жизнь человека». Под свободой Вольтер понимал отмену крепостнических отношений.

Следствием этой любви есть порождаемые ее страсти, такие как честолюбие, властолюбие, корыстолюбие, алчность, соперничество и т.д. Стремление к удовлетворению этих страстей порождает в свою очередь потребность к труду, искусству и в конечном итоге приводит к необходимости существования государственных институтов и правового регулирования.

Политические и правовые взгляды Ф

Корень существующих социальных зол, которые могут и должны быть уничтожены, Вольтер видел прежде всего в засилье невежества, предрассудков, суеверия, в подавлении разума. Главным оплотом и виновником всего этого он считал церковь, католицизм. Понятно, почему беспощадная борьба с ними занимает весьма большое место в творчестве мыслителя. Достается от него богу, который изображается тираном, сеющим злобу и слепым в своей ярости. Священнослужители презрительно именуются бонзами и дервишами, осуждаются религиозные преследования и фанатизм.

Рекомендуем прочесть:  Как Считаются Декретные В 2022 Году Калькулятор

Вольтера нисколько не заботили проблемы переустройства общества на демократических началах. Больше того, демократии народовластия он смертельно боялся. Но чрезвычайно близки были ему иные проблемы: естественное право, свобода, равенство. Обращение к концепции естественного права, естественного закона — способ легитимировать, придать наивысший авторитет самым значимым для Вольтера политико-юридическим ценностями: свободе и равенству, воплощающим одновременно разум и интерес, данные природой.

Глава 1

Сильное влияние на формирование представлений Вольтера о приемлемом общественном устройстве оказало на него пребывание в Англии. Стоит отметить, что Вольтер в своих сочинениях, написанных в разные периоды жизни, очень часто ссылается на английский опыт, политическую практику и церковное устройство. Вероятно, именно в Англии он вывел для себя главные пункты своей мировоззренческой системы. Он писал: «Лорд Б. сказал, что божественное право создано лишь для того, чтобы плодить тиранов в рясах и стихарях, граждан же создаёт закон».[21]
В Англии Вольтера привлекал духа плюрализма в обществе в целом, и в религиозной сфере в частности (« Англия – страна сект. Англичанин – человек свободный – отправляется на небо тем путём, какой он сам себе изберет»[22]). Он утверждал: «Если бы в Англии была только одна религия, следовало бы опасаться её деспотизма; если бы их было две, представители каждой перерезали бы друг другу горло; но их там тридцать, а потому они живут в благодатном мире».[23] Кроме того, ему импонировал английский подход в подготовке лиц духовного звания, прививающий духовенству принципы разума («английское духовенство более умеренно, чем французское…все духовные лица воспитываются в Оксфордском или же в Кембриджском университете, вдали от столичного разврата»[24]).
Вольтер симпатизировал английской политической системе, сложившейся после Славной революции. Он отмечал: «Английская нация – единственная на земле, добившаяся ограничения королевской власти путём сопротивления, а также установившая с помощью последовательных усилий то мудрое правление, при котором государь, всемогущий, когда речь идёт о благих делах, оказывается связанным по рукам и ногам, если он намеревается совершить зло…а народ без смут принимает участие в управлении».[25] Будучи сторонником существования народного представительства, Вольтер видел оптимальное его воплощение в британском парламенте. Несколько лет спустя, критикуя идеи Руссо и его «Общественный договор», Вольтер говорил: «Весьма странным представляется заявление автора «Общественного договора», будто весь английский народ должен бы заседать в парламенте…Разве не при посредстве депутатов выступают шведские крестьяне?».[26] Одновременно с этим, в английском короле он видел не помазанника божьего, а «первого слугу государства»[27] («Палата пэров и палата общин являются посредниками нации, король – верховным посредником»[28]). Именно такая система позволяет установить общественное равновесие, сохранить политические свободы и предотвратить потрясения. «Французы считают, что правление на этом острове более бурно, чем море…и это верно; но происходит это лишь тогда, когда король сам вздымает бурю, когда он хочет стать хозяином судна, на котором он всего только главный кормчий»[29] — отмечал писатель. Позже, говоря от лица персонажа «А»[30] в «разговоре между А, В и С», Вольтер писал: «Что касается меня, то хотя я всего лишь член великобританского парламента, я считаю мою конституцию лучшей из всех». Признавая существование в английском политическом устройстве изъянов и «крупных злоупотреблений»[31], он, тем не менее, добавляет: «Предел человеческого совершенства – это быть могущественным и счастливым ценою чудовищных злоупотреблений…этого мы и достигли».[32]
Подытоживая свои рассуждения и замечания относительно английского политического устройства, Вольтер называет его «счастливым сочетанием», «согласием, существующим между общинами, лордами и королем».[33]
Вместе с тем Вольтер показывает своё неприязненное отношение к аристократии. Говоря об английских лордах, он утверждает, что они могут существовать исключительно при королевской поддержке «сверху» («Власть их сильна в парламенте и нигде больше»). Он резко высказывается и о французской аристократии, одновременно демонстрируя симпатию к торгово-промышленным кругам («Во Франции распоряжаются маркизыОднако я не знаю, какая из этих двух профессий полезнее государству – профессия ли напудренного вельможи, которому точно известно, в какое время встаёт ото сна король…или же профессия негоцианта, обогащающего свою страну…и содействующего процветанию всего света»[34]).
Вероятно, Вольтеру понравилась также и английская система налогообложения. Философ писал: «Человек, в силу своей принадлежности к знати или к духовному сословию не освобождается от уплаты определенных налогов, причём все обложения регулируются палатой общин, которая по своему рангу стоит на втором месте, но по своему влиянию занимает первое».[35] Осознание контраста между Англией и Францией, как кажется, даже привело Вольтера к некоторой идеализации жизни на Британских островах («Ноги крестьянина не стирают деревянные башмаки, он ест белый хлеб, хорошо одевается, не боится увеличить поголовье своего стада или покрыть крышу черепицей, опасаясь повышения налогов в следующем году»[36]). Предположим, что знакомство с принципами английской налоговой политики и законодательства повлияло на выработку Вольтером идеи о всеобщем равенстве граждан перед законом независимо от их социального происхождения.
Особый восторг Вольтера вызвали английская торговля и флот. Он подчёркивал связь между развитием коммерции и политической трансформацией в Англии («Торговля, обогатившая английских горожан, способствовала их освобождению, а свобода эта, в свою очередь, вызвала расширение торговли; отсюда и рост величия государства: именно торговля мало-помалу породила морские силы, с помощью которых англичане стали повелителями морей»[37]). В развитии торговли и обогащении Вольтер видел возможность преодоления сословных рамок. Ему нравилась английская традиция, которая не запрещала младшим сыновьям аристократов заниматься торговлей и обзаводиться производством. Он считал, что торговля способна не только обогатить государство, но и подтолкнуть развитие технического и научного прогресса («Торгующая нация всегда очень крепко стоит на страже своих интересов и не пренебрегает никакими занятиями, способными принести пользу её торговле»[38]).
Итак, сделаем промежуточный вывод. В период своего пребывания в Англии Вольтер проникся симпатией к английскому образу жизни, нравам, устройству государственного управления, экономическому укладу. Сравнивая католическую и англиканскую церкви, он более отдавал предпочтение первой, считая, что она более открыта для влияния рационалистических идей, нежели первая. Увиденное в Англии, в сопоставлении с реалиями французской жизни сильнее подтолкнуло Вольтера к выработке собственных общественно-политических взглядов. . Знакомство с Англией сильно сказалось на его философии.

Рекомендуем прочесть:  Льготы ро подоходному налогу в 2022 для ветеранов труда федерального значения

В своих сочинениях Вольтер не говорил о возможности построения некоего идеального общества. Он не пытался создать каких-либо утопических проектов, стремился отказаться от идеализации государства и даже самого человека. Он утверждал: «Совершенного государственного устройства не бывало никогда, потому что у людей есть страсти; а не будь у них страстей, не понадобилось бы никакого государственного устройства».[19] Быть может, именно из-за подобного убеждения Вольтер и не оставил обобщающего труда, в котором полностью изложил бы свою точку зрения. Стоит отметить, что через всю повесть «Кандид» Вольтер проводит одну важную мысль: мир не совершенен и никогда таковым не станет. Вместе с тем в некоторых своих сочинениях Вольтер приводил примеры современных ему государств, в которых, по его мнению, общественный порядок можно признать наиболее приемлемым для жизни человека. Среди таких государств он называл Англию, Швецию, Голландию, Швейцарию, республику Женева и вольный город Гамбург.[20]
Такой подбор не случаен. Очевидно, что Вольтер считал порядки в этих государствах отвечающими его собственным убеждениям. Однако прежде чем перейти непосредственно к исследованию взглядов Вольтера на государство и общество, уместно, на наш взгляд ответить на вопрос: что повлияло на их становление и развитие? Какие события и обстоятельства сыграли свою роль? По нашему мнению существовал главный фактор, определивший впоследствии предпочтения Вольтера – Англия.

Политические и правовые взгляды Вольтера

Тремя основными его произведениями считаются «Персидские письма» (1721), «Размышления о причинах величия и падения римлян» (1734), и создававшийся более 20 лет фундаментальный труд «О духе законов» 1748).

6) Образование государства вызвано потребностью людей в общих законах («Общество не может существовать без правительства. Соединение всех отдельных сил образует то, то называют политическим состоянием (т.е. государством);

Взгляды На Государство Вольтер

В истории политических и правовых идей свобода и равенство нередко противопоставлялись друг другу. Вольтер подобного противопоставления избегает. Напротив. Завидным считал он положение, при котором свобода дополняется и подкрепляется равенством. «Быть свободным, иметь вокруг себя только равных, такова истинная жизнь, естественная жизнь человека». Равенство людей понимается им в строго политико-юридическом смысле: обретение всеми людьми одинакового статуса гражданина, одинаковая зависимость всех граждан от закона и одинаковая защита их законом. Такое равенство в его трактовке весьма содержательно и социально эффективно. Однако сторонником имущественного равенства (эгалитаристом) и общности имуществ Вольтер не был. Обладание имуществом (либо отсутствие такового) должно, согласно Вольтеру, сказываться на положении человека в обществе. В частности, право голоса в вопросах общественного блага могут иметь, по мнению Вольтера, не любой и каждый, а лишь собственники.

Вольтера нисколько не заботили проблемы переустройства общества на демократических началах. Больше того, демократии, народовластия он смертельно боялся. Но чрезвычайно близки были ему иные проблемы: естественное право, свобода, равенство. Обращение к концепции естественного права, естественного закона – способ легитимировать, придать наивысший авторитет самым значимым для Вольтера политико-юридическим ценностями: свободе и равенству, воплощающим одновременно разум и интерес, данные природой.

Оцените статью
Ответы от Дежурного юриста на ЮрГрупп.ру