Взгляды На Религию Вольтера Из Учебника На Государсто

Взгляды На Религию Вольтера Из Учебника На Государсто

Несомненно, виднейшим мыслителем французского Просвещения является Франсуа Мари Аруэ, вошедший в историю мировой культуры под именем Вольтер (1694-1778). Он был типичным представителем высших слоев «третьего сословия» — нарождающейся буржуазии. Как мыслитель и идеолог этого класса он резко критиковал надстройку феодального общества — феодальную идеологию, интегральным элементом которой была религия. Четкая антиклерикальная направленность пронизывает все творчество Вольтера. Однако его антирелигиозная ориента

В философских трудах Вольтер выражал одно из основных требований восходящей буржуазии о равенстве людей. Однако в отличие от Ж. Ж. Руссо он признавал лишь равенство перед законом и правом. Социальное и имущественное неравенство он считал предпосылкой сохранения общественного равновесия и нормального развития общества. Если Ж. Ж. Руссо в работе «О причинах неравенства» выступал против частной собственности и требовал ее уничтожения, то Вольтер это требование с присущей ему иронией высмеял. Свободу человека Вольтер также понимал лишь в чисто абстрактном правовом и политическом смысле.

Взгляды На Религию Вольтера Из Учебника На Государсто

Идей народовластия. Вольтер не воспринимал. Напротив, он был убежден, что голь не имеет много рассуждать, а политическую власть следует сосредоточивать в руках меньшинства — политической и экономической элиты. Ли ише конце жизни. Вольтер начал склоняться к»просветительской республики»как идеала государства. В триаде»государство — человек — общество»на вершину он ставил просвещенного самодержца, олицетворяющая дер жаву, подчиняется конституции, заботится о подданных, их образование, благосостояние, устройство чинно и упорядоченного общества. Такое общество возможно лишь при условии его разделения на богатых и бедных, неприкосновенности частной собственности, которая и является его стержнем. Полными политическими правами должны обладать только частные владельцы. В понятие»свобода труда»Вольтер вкладывал понимание свободного прод. АЖУ собственной рабочей силы тому, кто больше за нее платит. В его обществе отсутствует крепостничество, а индивидов, не имеющих частной собственности, он призвал к свободной продаже своих рабочих рудо вільного продажу своїх робочих рук.

Государство, по. Вольтеру, возникает не по божественной воле, а вследствие договора между самими людьми ее первоначальная форма — республика, которую возглавляет вождь, постепенно сосредотачивает власть в своих руках и становится кор ролем. Монархия устраняет республиканское устройство и утверждается как»самая форма государства»Однако такой она только за властвования просвещенного короля, полного стремление творить добро для людей. С а этих условий приемлемым становится и просвещенный абсолютизм, который единовластно путем реформ, без восстаний и революций в будущем уступит место конституционной монархии. В государстве. Вольтера отменены привел лее духовенства, церковные суды; священнослужители становятся государственными служащими, получая за это государственную плату. Регистрация актов гражданского состояния передается в компетенцию органов государственной властей и. Вольтер требовал ликвидации системы провинциального права во. Франции, многочисленных местных феодальных повинностей и внедрение единой государственной правовой систем правової системи.

Взгляды На Религию Вольтера Из Учебника На Государсто

Политическую организацию будущего «царства разума» Вольтер не стремился определить во всех подробностях. Он сосредоточил свое внимание на пропаганде идей законности и либеральных методов осуществления власти, предоставляя другим просветителям разработку проектов идеального устройства государства. Вполне ясно ему было одно — управлять государством должны только собственники. Признавая естественное равенство («мы все в равной степени люди»), Вольтер решительно отвергал как социальное, так и политическое равенство. «В нашем несчастном мире не может быть, чтобы люди, живя в обществе, не разделились бы на два класса: один класс богатых, которые приказывают, другой — бедных, которые служат».

Грядущие преобразования в обществе философ связывал с развитием знаний и подъемом культуры, которые, по его мнению, приведут к тому, что правителями будет осознана необходимость реформ. Стремясь направить государей на путь истины, он предпринял поездку к Фридриху Прусскому и вступил в переписку с Екатериной II.

Учебник: История политических и правовых учений

Честь одного из главных вдохновителей и признанных лидеров европейского Просвещения по справедливости принадлежит Вольтеру (1694—1778) — великому французскому мыслителю и литератору. Он не оставил после себя специальных политико-юридических трудов, подобных тем, что создали до него, например, Г. Греции, Т. Гоббс, Дж. Локк или его современники Ш. Монтескье и Ж.-Ж Руссо. Взгляды на политику, государство, право и закон вкраплены в самые разные произведения писателя, соседствуют в них с рассуждениями на иные темы. Остро критический настрой, осмеяние и отрицание социальных, юридических и идеологических устоев тогдашнего феодального общества ярко отличает эти вольтеровские взгляды. Другое выразительное отличие— пронизывающий их дух свободы, гуманизма, терпимости.

Рекомендуем прочесть:  Московский Фонд Недвижимости Акции

Подлинная свобода, по убеждению Вольтера, проявляется в том, что люди перестают быть формально зависимыми друг от друга; они становятся автономными субъектами. Это, однако, совсем не равносильно воцарению хаоса в обществе, возникновению беспорядочных столкновений в нем автономных воль. Отношения зависимости, определенной связанности действий индивидов остаются. Но теперь такие отношения приобретают совсем другой смысл. «Свобода,— писал Вольтер,— состоит в том, чтобы зависеть только от законов». Так прорастала на Французской почве ставшая позже весьма известной и популярной на Западе идея «господства права».

Политические и правовые взгляды Вольтера

В истории политических и правовых идей свобода и равенство нередко противопоставлялись друг другу. Вольтер подобного противопоставления избегает. Напротив. Завидным считал он положение, при котором свобода дополняется и подкрепляется равенством. «Быть свободным, иметь вокруг себя только равных, такова истинная жизнь, естественная жизнь человека».

Официальной обязанностью Вольтера была шлифовка французских сочинений короля. Кроме того, он участвовал в пышных интеллектуальных банкетах. Трения между философом и королем возникли из-за насмешек Вольтера над французскими стихами Фридриха. Вскоре другие затруднения сделали ситуацию невыносимой. Король запретил публикацию сочинения Вольтера с нападками на президента Прусской Академии наук Мопертюи, однако Вольтер пренебрег его запретом. В конце концов он бежал: сперва в Берлин, а потом к восточной границе Франции (король Людовик XV по-прежнему не разрешал ему появляться в Париже). В 1755 году он поселился в Женеве. (В доме, где он жил, находятся ныне Институт и Музей Вольтера.) В 1759 году Вольтер перебрался в Ферне (приграничный городок во Франции), где прожил почти до самого конца жизни. Он все активнее выдвигает требование коренных общественных преобразований. В 1762 году он берет на себя защиту несправедливо осужденного протестанта Жана Каласа. Его защитительная речь стала боевым кличем против религиозного фанатизма и неправосудного наказания, процветавшим при французском старом режиме (ancien régime). Своими главными врагами он считал французскую церковь и государство. Его громкие сочинения сделали Вольтера ведущим борцом за гуманистические идеалы в Европе до Французской революции. 10 февраля 1778 Вольтер прибыл в столицу Франции, где его ждала восторженная встреча. Он четырежды побывал на заседаниях Французской Академии, посмотрел постановку своей пьесы «Ирена» (1776) в «Комеди Франсез» и даже вступил в масонскую ложу Девяти Сестер. Спустя три месяца он скончался. Даже смертью своей Вольтер нанес удар по католицизму. Деизм мыслителя был широко известен. Бог Вольтера, создавший Вселенную, но не имевший никакого отношения ни к чудесам, ни к таинствам, отличался от Бога правоверных католиков. Однако Вольтер не желал, чтобы его тело, тело еретика, выбросили на свалку, и формально исповедовался перед смертью. Парижский архиепископ Кристоф де Бомон счел сие недостаточным и отказал останкам Вольтера в христианском погребении. Они были тайно вывезены из Парижа и захоронены в Шампани. Такое обращение с гордостью Франции подрывало авторитет церкви и вызвало справедливое негодование. Вольтеру предстояло еще раз триумфально вернуться в Париж в 1791 и обрести покой в национальной усыпальнице выдающихся людей — Пантеоне. (С. Я. Карп)

Философские взгляды Вольтера и Ж-Ж

Между тем если мы окинем взглядом сегодняшнюю природу, то призыв Ж.-Ж. Руссо вполне актуален. Вернуться к природе, по его мнению, значит отказаться от искусственности, которая слишком пронизывает всю современную цивилизацию. Руссо вовсе не звал «в леса», он желал, чтобы человек был в состоянии видеть собственными глазами, чувствовать своим собственным сердцем. Он желал, чтобы человек постоянно стремился к личному совершенствованию, чтобы никакая власть на свете не могла управлять его решениями, кроме его разума.

Одним из самых выдающихся представителей Просвещения был Жан-Жак Руссо (1712—1778). Он подвергал резкой критике цивилизацию, культуру, науку, искусство, литературу XVIII в. Доказывал, что именно они привели к упадку нравов общества, нравственности людей. Восхищался простотой природы, величием добродетелей античных греков.

Вольтер взгляды на государство

Родственник матери аббат Шатонеф, сочувствовавший его литературным увлечениям, ввел молодого человека в аристократический круг. За сатирические стишки в адрес регента и его дочери попал в Бастилию куда потом был отправлен вторично. Был избит дворянином, из рода де Роган , которого осмеял, хотел вызвать его на дуэль, но вследствие интриги обидчика снова очутился в тюрьме, был освобождён с условием выезда за границу; занимателен тот факт, что в юности два астролога предсказали Вольтеру всего 33 земных года. И именно эта несостоявшаяся дуэль могла сделать предсказание реальностью, но случай решил по-другому.

Введение Просвещение — влиятельное общекультурное движение эпохи перехода от феодализма к капитализму. Оно было неотъемлемой составной частью той борьбы, которую молодая тогда буржуазия и народные массы вели против феодального строя и его идеологии. Специфику содержания Просвещения более всего характеризуют два момента.

Взгляды На Религию Вольтера Из Учебника На Государсто

39. Воззрения Марсилия Падуанского Средневековый мыслитель Марсилий Падуанский, ректор Парижского университета, жил в 1280–1343 гг. и был известен тем, что, развивая учение Аристотеля о форме и материи, поддержал светские власти в их борьбе против римского папы и обосновал

Рекомендуем прочесть:  Скачать бланк заявление на развод через суд с детьми образец 2022

60. Воззрения Дж. Локка на государство Политико-правовые итоги «Славной революции» получили теоретическое обоснование в трудах английского философа Джона Локка (1632–1704). Основным трудом Локка являются «Два трактата о государственном правлении» (1689–1690). В этом

Государство и право в учении Вольтера

Данные взгляды были исторически обусловлены тем, что просвещение выражало умонастроение поднимающейся и крепнущей буржуазии. Не случайно родиной философии Просвещения стала Англия, раньше других стран вставшая на путь капиталистического развития. Именно появление на исторической сцене буржуазии с ее мирскими, практическими интересами, потребностями капиталистического способа производства стимулировали развитие науки, техники, культуры, просвещения и образования.

Вольтер не хотел революционного переворота и все свои надежды возлагал на реформы сверху. Он не верил в быстрый и резкий поворот к лучшему и не считал возможным коренное улучшение общественных отношений в близком будущем.

Философские взгляды Вольтера

Но чем дальше идёт Вольтер в подобных рассуждениях, тем больше можно найти в них противоречий. Например, сначала он говорит, что Бог создал всё, в том числе и материю, а чуть дальше уже пишет, что «Бог и материя существуют в силу вещей». Вообще, чем больше пишет Вольтер о боге, тем больше веры и меньше аргументов: «… давайте поклоняться Богу, не стремясь проникнуть во мрак его таинств». Вольтер пишет, что он сам будет «поклоняться ему пока жив, не доверяя никакой школе и не устремляя полёт своего ума в пределы, коих не способен достичь ни один смертный». Большинство доводов Вольтера в пользу существования Бога не могут быть приняты во внимание из-за своей противоречивости.

По приглашению Фридриха II Вольтер выезжает в Пруссию. Там, в 1752 году, он пишет маленькую философскую повесть «Микромегас», которую сам считал пустячком. А между тем этот прелестный пустячок до сих пор читается с увлечением.

Вольтер: бог и социальный порядок

Вольтер (1694-1778) — родоначальник философии французского Просвещения, драматург, романист, поэт. Франсуа Мари Аруэ (Вольтер — один из его 137псевдони­мов) родился в семье небогатого буржуа. Обучался в иезу­итском колледже, служил придворным историографом, был избран членом французской Академии. Последние годы жизни провел в Швейцарии, в собственном замке Ферне.

Основные сочинения Вольтера: «Философские пись­ма» (1733); «Метафизический трактат» (1734); «Опыт о нравах и духе народов и об основных фактах истории от Карла Великого до Людовика XIII» (1756); «Сократ» (1759);«Карманный философский словарь» (1764)и др.

Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 021100 «Юриспру- история политических и правовых учений денция»

сти имуществ. Заслуга Локка – идея естественных прав человека и
и не выработали окончательного и общепризнанного их решения.
теория разделения властей. Макиавелли положил начало политиче-
Спорность ряда оценок некоторых идей и политических мыслителей
ской теории, основанной на изучении отношений и интересов лю-
вряд ли когда-нибудь будет преодолена: допустимо ли для блага го-
дей, социальных групп; но ему же принадлежит резкое противопос-
сударства (для спасения Отечества) совершать нечестные, противо-
тавление политики и морали. Особенность учения Руссо – отрица-
речащие элементарным нормам морали поступки? Какова в связи с
тельное отношение к представительной системе, обоснование непо-
ответом на этот вопрос оценка соответствующих идей Макиавелли?
средственной демократии. Суть анархизма – отрицание государст-
Достаточно ли компетентен народ, чтобы все без исключения законы
ва. Либерализм – защита индивидуальных прав от государственного
принимались не иначе как непосредственным народным голосовани-
вмешательства в развитие экономических и других общественных
ем, как предлагал Руссо?
отношений. В проектах Сперанского впервые говорилось о созда-
Задача студента – выработать собственное мнение по спорным
нии в России выборной Государственной Думы. В каждом полити-
проблемам истории политических и правовых учений. Студент
ко-правовом учении есть нечто для своего времени новое – именно
должен знать факты (к ним относятся содержание и связи полити-
эти новые (и потому оригинальные) идеи отличают одно учение от
ко-правовых доктрин); на основе этих знаний правовед высокой
другого.
квалификации (в том числе с незаконченным высшим образовани-

сделать специальное пояснение. Авторами политико-правовых док-
Изучив политико-правовую доктрину, студент должен дать ее
трин выступают, как правило, отдельные мыслители, деятельность
оценку. Эта оценка не всегда и не обязательно совпадает с той, кото-
которых протекала в определенной стране, в конкретный историче-
рая содержится в учебнике и другой литературе. В основе оценки
ской обстановке, в хронологически ограниченный период. Для ори-
любого учения лежит ряд объективных критериев: новизна (для сво-
ентации студента во времени в учебнике указаны даты жизни мыс-
его времени) учения, выдвижение мыслителем новых идей, логич-
лителей прошлого. Но история политических и правовых учений
ность их обоснования, влияние этого учения на исторические собы-
изучает не «жизнь замечательных людей», а развитие специфиче-
тия, его восприятие (полностью или частично) последующей полити-
ской формы общественного сознания, политико-правовых доктрин,
ческой и правовой идеологией. К объективным критериям относится
теоретических концепций государства и права. С точки зрения
также обоснование или защита гуманистических начал, общечелове-
предмета истории политических и правовых учений нет никакого
ческих ценностей. К субъектным критериям относится личное отно-
смысла досконально изучать биографии политических мыслителей
шение автора учебника, публикации, преподавателя, студента к по-
и заучивать даты их жизни в ущерб постижению логики развития
литико-правовому идеалу, содержащемуся в учении, а также к степе-
политико-правовых доктрин. Однако отдельные факты биографии
ни убедительности логического и теоретического обоснования само-
тех политических мыслителей, которые принимали активное уча-
го учения. Разумеется, самостоятельность мышления состоит не в
стие в политической жизни своей эпохи, помогают уяснить и глуб-
том, чтобы, наугад высказать ничем не обоснованное мнение. Трудно
же понять смысл разработанных ими политико-правовых доктрин.
ожидать также, что современный студент станет отрицать и порицать
Так, для общей оценки учения Гоббса немаловажно обратить вни-
гуманистические идеалы и общечеловеческие ценности, содержа-
мание на эволюцию взглядов Гоббса, особенно его отношение к
щиеся в ряде учений. Но в истории политических и правовых учений
правительству Кромвеля, на мотивы возвращения Гоббса в Англию
немало спорных проблем и оценок. Кто был прав в споре о демокра-
после установления там стабильного правительства и гражданского
тии – Сократ или софисты – учители мудрости? Кто должен управ-
порядка. На формирование и развитие учения Платона о государст-
лять государством – народ или собрание ученых мудрецов? Государ-
ве и законах существенное влияние оказали процесс и казнь его
ство ли существует ради человека или человек существует для госу-
учителя Сократа, длительные поездки в Египет, в Сицилию, зна-
дарства? Чье благо выше? С попыток осмысления и теоретического
комство с сиракузским правителем Дионисием, основание Акаде-
решения этих вопросов начинается сама история политических и
мии. При изучении политических и правовых взглядов Вольтера
правовых учений. Современная политическая теория и практика так
суть этих взглядов поможет глубже понять многолетнюю борьбу

Рекомендуем прочесть:  Размер субсидии на новостройке молодой семье

Учебник: История политических и правовых учений

ного коммунизма была боязнь государственного вмешательств а в отношения собственности и производственную деятельность. Срав ­ нива я государственные и частны е предприятия , многие просвети­ тел и замечали : «Государство — самый плохой хозяин» . Утвержда ­ лось также , что поддержани е имущественного равенства потребу­ ет громадного государственного аппарата , подобного бюрократи­ ческому аппарат у абсолютной монархии.

Политические и правовые идеал ы просветительства первона­ чально разрабатываютс я Монтескье в его произведениях : «Пер ­ сидские письма» и «Размышлени я о причинах величи я и падения римлян» . С 1731 г. посвящае т себя написанию фундаментального труда «О духе законов», который будет анонимно опубликован в Швейцари и в 1748 г. Произведение «О дух е законов » — беспреце­ дентна я дл я того времени работа по юриспруденции.

От Осетрова

В 1778 г. Вольтер, наконец, решает приехать в Париж. Его встретил такой восторженный прием, который, может быть, был оказан только героям античности. Толпа по обеим сторонам улиц сопровождала его карету; во дворе Академии Наук его встретили криками «Виват Вольтер!». Его избрали секретарем Академии наук. В «Комеди Франсез» поставили его последнюю трагедию «Ирену», там его также увенчивают лаврами. Народ приветствует первого драматурга, первого поэта, великого мыслителя, защитника справедливости, защитника Каласа (как воскликнула одна женщина на улице, чем Вольтер был особенно растроган).

в 1665 г., ориентируется на экспериментальную науку. Во главе французского Ботанического сада стоит знаменитый Ж.Бюффон, издавший 36 томов «Естественной истории» и написавший для «Энциклопедии» Дидро статью «Природа». Критикуя библейские сказания, он насчитывает не 7 дней, а 5 тысяч лет со дня сотворения Земли; он признает зависимость строения живых организмов от воздействия природной среды. А.Боннэ, Г.Галлер, другие естествоиспытатели пытаются объяснить смысл жизни и наследственности. Постепенно, в значительной мере под влиянием Вольтера, во Францию проникают достижения ньютоновской науки, заменяя теорию вихрей Декарта теорией тяготения. В литературе также осуществляются нововведения: Ж.Б.Руссо пытается осовременить французский язык; создаются «История кавалера де Грие и Манон Леско» Прево (1731), «Хромой бес» Лесажа (1770); Буало пишет о стихосложении, а Мольер ставит свои великолепные пьесы. Развивается и музыка (Рамо),

Государст- венного образовательного стандарта высшего профессионального образования

Естественное право (jus naturale) — общее для всех жи- вых существ право, присущее не только человеческому роду, но и всем животным, которые рождаются на земле, на море, а также птицам: «Мы видим, что и животные даже дикие обладают опытом в этом праве».

• суверенитет народа неделим. Руссо критикует теорию государственного суверенитета, представленную в трудах Бодена, Гроция, Гоббса и др. Согласно этой теории сувере- нитет государства — это совокупность отдельных полно- мочий суверена, в числе которых право издавать законы, право назначения должностных лиц, право войны и мира и др. Для Руссо суверенитет — это только полномочие при- нимать законы, все же остальные полномочия — это лишь следствия суверенитета, а не сам суверенитет;

Оцените статью
Ответы от Дежурного юриста на ЮрГрупп.ру